№5/2, 2011 - проза

Борис Телков
Шапка Мономаха

Как показала история, писателям тоже изме­няют жены.
Последние полгода, что Лапушкин корпел над романом, он чув­ствовал в доме тревожный запах измены. Сочинитель никак не мог понять, откуда этот запах: может быть, Наташа принесла его в дом на ворсинках пальто, или он ис­ходил от разорванной в конфетти записки, которую Лапушкин неча­янно обнаружил на дне её сумоч­ки, а может, это был просто-напро­сто запах турецкой огненной хны, которой жена вдруг полыхнула свои волосы.
После того, как Лапушкин отвез детей в деревню к родителям жены, запах стал удушлив. Он вы­живал писателя из дома, мешал работе - последние страницы ро­мана ему пришлось дописывать в ванной комнате.

* * *

Редактор долго читал роман. Все это время сочинитель не жил. Он коченел, как рыбацкая "малин­ка" в холодильнике. Был на сохра­нении. Лежал на диване до вос­требования.
Лапушкин деликатно выждал все новогодние праздники, и лишь после этого возник в дверях редак­ции.
Маленький, похожий на старого мудрого крыса редактор сидел один в холодном огромном каби­нете и догрызал зачерствелый пряник. Прихлебывал жидким конторским чаем. Увидев молча воп­рошающего Лапушкина, он поднялся с кресла, стряхнул с брюк крошки и пожал писателю руку, ободряюще, но осторожно, как родственнику умершего.
Лапушкин не стал спрашивать подробности. Он сам догадался, что его последний роман не жи­лец, особенно вторая часть, рож­денная при запахе измены.
Кое-как добредя до дома, сочи­нитель застал жену с прапорщи­ком Сидоренко. Они сидели на кух­не за бутылкой вина. Лапушкин появился вовремя или некстати - это с чьей точки зрения посмот­реть - на щеках пирующих уже по­игрывали пятна сытости и азарта.
Наташа работала в воинской канцелярии, поэтому некоторые праздники они встречали в офи­церском клубе, где Лапушкин во­лей-неволей был представлен всем командирам. Сидоренко по­казался ему особенно ненавистен за надменно прищуренный левый глаз, гренадерский рост и манеру при встрече фамильярно похлопывать, почти бить по плечу с такой силой, что не все могли удержаться на ногах.
Наташа слегка смутилась, уви­дев заснеженного снаружи и хо­лодного внутри Лапушкина, но Сидоренко лишь цвиркнул дыркой в зубе.
- А-а, отец-командир пожало­вал! - не поднимаясь со стула, он перекинул хозяину через весь стол длиннющую, как мост, руку, едва не сбив локтем бутылку. Само­влюбленно скрипнула кожаная амуниция.
- Не вижу радости на ваших лицах, - ледяным голосом произ­нес Лапушкин и спрятал свои руки за спину.
Сидящий прапорщик и стоящий писатель оказались одинакового роста, только у одного из них ос­тавалось в резерве еще полмет­ра презрения. Они смотрели друг другу в глаза.
- Лапушкин, не устраивай сце­ну, - строго предупредила его жена - она не любила мужнего вольнодумства. - Ничего такого не произошло, просто у Игоря сегод­ня день рождения.
- День рождения отмечают в кругу своей семьи, а не с чужой женой Я бы попросил вас, госпо­дин прапорщик, немедленно от­правиться по месту службы, - пи­сатель был человек скромный, на­читанный и ругался только на язы­ке классики.
- Ах-ах-ах! Фу-ты, ну-ты, какие мы страшные, какие грамотные! - прапорщик пощипал себя за кадык и, растягивая наслаждение, начал медленно подниматься, тем са­мым как бы вгоняя Лапушкина в пол. Распрямившись во весь рост, он прогудел откуда-то сверху: - А вот и не уйду! Что тогда? - наблю­дая беспомощность Лапушкина, левый глаз Сидоренко корчился в усмешке.
- Я? Я… дам вам пощечину! – вспылил писатель и покраснел.
- Штэ? Пэщечину? То бишь - по морде? - прапорщик приложил к уху ковшик ладони, как бы плохо слыша с высоты, наклонился в Лапушкину. - А ты допрыгнешь, суслик ты маринованный, таракан беремен­ный, а?
- Все, мальчики, пошумели, мир-мир, - встревоженная уже не на шутку Наташа попыталась про­тиснуться между ними, смягчить собою столкновение, но прапор­щик и писатель почти одновремен­но отодвинули в сторону ее само­отверженное тело.
Следом за этим Лапушкин неловко ткнул кулачком прямо в челюсть Сидоренко. Сочинитель внутренне содрогнулся от брезгливости, коснувшись рукой щетинистого подбородка своего врага, поэтому удар получился почти символическим.
- Что? Что это?! – и, тем не менее, изумился, даже растерялся прапорщик. – Наталья, ты видела, он что, меня ударил?
– Да. И ударю еще, если вы не пойдете вон – с детства не выношу запах ваксы и тройного одеколона, - с тихой мстительностью сказал писатель, весь сжавшись и чувствуя, что, пожалуй, переборщил.
Очнулся он уже под вешалкой.
- Я убью вас, убью... - сквозь не послушные ему слезы шептал Лапушкин, шаря вокруг себя в по­исках очков. Он пытался поднять­ся, уцепиться за ближайшую одеж­ду, висевшую на крючке, но петелька не выдержала, и сочини­тель рухнул вместе с шинелью прапорщика.
- Я тебя сейчас петельку заставлю пришивать, - Сидоренко рванул на себя шинель и, как кошку, сбросил с нее жалко барахтав­шегося Лапушкина. С досадой ос­мотрев вырванный клок подклада, с презрительной назидательнос­тью сказал: - Не умеешь драться - не лезь! От армии тоже, небось, в свое время закосил? В постель мочился? Попался бы ты в мой взвод, ух!..
- А вы своих солдат бьете! Я сам видел... - с дрожью в голосе выкрикнул Лапушкин и подумал, откуда ему знакома эта ситуация. Ах, да - Лев Толстой, "После бала"!
- Я их жизни учу, мышь ты бу­мажная! Чтобы такими, как ты, недоделками не были, - тщатель­но причесавшись перед зеркалом и сдув с расчески волосы на па­лас, он пророкотал уютно, почти интимно:
- Ну, я пошел, Наталья Никола­евна!
И почему-то не уходил, как буд­то ожидал чего-то. «Они всегда перед расставанием целова­лись...» - уже с наслаждением му­чая себя, домыслил Лапушкин и посмотрел на жену. Наташа, подперев щеку рукой, ложечкой выводила на скатерти вензеля.
Потоптавшись в дверях, Сидоренко хмыкнул, похлопал себя по карманам в поисках папирос и, нагнув голову, вышел.
В доме некоторое время было тихо. Наташа тупо сидела за столом, Лапушкин валялся под вешалкой. Он лежал с закрытыми глазами, чувствуя тошноту и то, как садняще пухнет левая сторо­на скулы.
Вот жена громко вздохнула и этим самым как бы поставила точ­ку в своих горестных размышле­ниях. Потом она собрала посуду в стопку и отнесла на кухню. Когда Наташа вернулась с тряпкой, что­бы вытереть со стола, мужа под вешалкой уже не было.
- Лапушкин? - встревожено позвала она его, хотела заглянуть в спальню, но заметила приоткры­тую дверь на улицу, почувствова­ла холодок по полу, по голым но­гам и... заплакала.
* * *
Лапушкин спешил к своему сту­денческому приятелю Ковалеву. В отличие от бедного писателя, тот уже давно сделал выбор между красивой метафорой и ветчиной в пользу последней, поэтому жил в дорогом высотном доме, а Лапуш­кин прозябал в "хрущевке".
Было уже совсем темно, пуржи­ло, когда продрогший писатель вышел из троллейбуса и побежал к высотке. Он уже десять раз по­вторил про себя все, что скажет Ковалеву. В холле дома огромный сержант в пятнистой жабьей фор­ме, оглядев с ног до головы сочи­нителя, брезгливо спросил:
- К кому?
- В сто пятую, к Ковалевым... - оробев и досадуя на себя за это, неестественно грубым голосом ответил Лапушкин.
- А-а, господин прозаик, – пропел хозяин и вытер сальные губы салфеткой. – Счастливчик, к ужину поспел… раздевайся, проходи. Вера! Гостю тарелочку оформи, пожалуйста.
- Ни-ни-ни!.. - замахал одной рукой Лапушкин, другой, прикры­вая разбитую скулу. - Я - на секундочку. Тут, понимаешь, такое дело некрасивое...
- Ну вот, начинается... - Ковалев вздохнул, отвел в сторону груст­ные, сытые глаза. - И дома о де­лах! Хоть бы кто просто так зашел.
- Не плачь, еще надоем... Но сегодня - не могу!
- Ладно, говори.
- Даже не знаю, с чего и на­чать... - писатель взял друга за помочь и не удержался от искуше­ния, слегка щелкнув резинкой по брюху. - Понимаешь, я сейчас от своего тестя. У него горе - собачку сбила машина, но не насмерть, хотя от животного сейчас мешок костей. Скулит страшно, мучает­ся, плачет, как человек...
- Ты извини, дружище, мне тоже жалко скотинку, но я не знаю, чем помочь, у меня нет ни одного знакомого ветеринара.
- Тут доктор уже бессилен, - Лапушкин набрал полную грудь воздуха и выдал: - Мне срочно ну­жен пистолет.
- Пушка? Да где ж я ее...
- Ладно уж, сочинять, я и сам умею. Мне нужен пистолет, - твер­до, почти резко повторил писатель и в упор посмотрел в глаза свое­му приятелю, - Не тяни время - собачка страдает. Завтра под ве­чер верну, заодно посидим, по­треплемся.
- Ох, как бы я хотел тебе отка­зать, но не могу...
Лапушкин поглядел ему вслед и отметил, что у Ковалева, как у всех толстых людей, ноги буквой «икс»: стыдливо стиснуты в коленях и разбегаются в ступнях.
В общежитие, где прапорщик Сидоренко снимал комнату, Лапушкин проник без труда. На вахте у разбитого телефона старушка вязала варежки и охотно погово­рила бы как о каждом из жильцов, так и обо всех скопом.
- Дома он, полчаса, как припер­ся с двумя военными. Развеселые такие, у одного сетка с пивом. Что с них возьмешь – холостяжники!..
По доверительной интонации писатель догадался, что лично его бабуля отнесла к привилегирован­ному разряду женатых и серьез­ных мужчин.
Лапушкин вошел в прокурен­ную комнату без стука в тот самый момент, когда Сидоренко, согнув­шись над столом, разливал пиво по стаканам. Его дружки сидели по разные стороны стола и увлечен­но, с треском отдирали чешую от воблы. Мерзко чадила алюмини­евая солдатская плошка с давле­ными червячками окурков. На кой­ке под плакатом с полуобнажен­ной красоткой лежала груда ши­нелей. Одна шапка, как отрублен­ная голова, валялась на полу, по­среди комнаты.
- Какие люди! - удивился Сидо­ренко, и по любопытству в глазах остальных военных сочинитель догадался, что в этой компании он - герой анекдота "Муж уехал в ко­мандировку..." - Что, извиняться пришел? Ничего, я необидчивый, могу даже пивка предложить. Хо­чешь?
Сидоренко достал из тумбочки еще один стакан, небрежно по­смотрел его на свет, дунул и опро­кинул туда горлышко бутылки. Ла­пушкин, как загипнотизированный, смотрел на стремительно взбега­ющие вверх пивные кружева в ста­кане, с ужасом сознавая, что еще несколько секунд промедления, и он либо с позором выбежит из комнаты, либо малодушно сядет с прапорщиками за стол.
- Я пришел вызвать вас на ду­эль, - выдавил писатель из себя почти шепотом.
Трагический лепет Лапушкииа заглушило бряканье придвигае­мых к столу стульев - наступил вожделенный момент первого то­ста, краткого, как команда.
- Я пришел вызвать вас на ду­эль, - повторил сочинитель, но уже взвинтив свой голос до дребезжа­ния.
Все трое медленно оторвали головы от стола, недоуменно пе­реглянулись меж собой, потом внимательно посмотрели на писа­теля, пытаясь понять, что же он хочет. Тишина надулась, зависла под потолком огромным пузырем и разорвалась в клочья диким хо­хотом. Колыхнулась красотка на стене, желая скинуть с себя пос­ледние лоскутки.
Маленький гость, втянув голо­ву в плечи, молча достал из кар­мана пальто пистолет.
Смех оборвался. Сидоренко покраснел, нахмурился. Ему это уже не понравилось, и он отста­вил бутылку в сторону. Пена, по­качнувшись на краю стакана, как акробат на канате, начала медлен­но опускаться.
- Ну, ты че, придурок, хочешь? Может быть, тебе еще раз рыло начистить, а? - вояка сделал шаг в сторону Лапушкина.
Тот отступил назад и резко вскинул пистолет на уровне груди Сидоренко. Ствол лихорадило.
- Стойте на месте. Иначе дуэли не будет, пристрелю тут же.
- Ладно, хрен с тобой! - взбе­шенный прапорщик сорвал с себя галстук и забросил его в угол ком­наты. - Зачем ты пришел?
- Я вызываю вас на дуэль.
- Не глухой. Дальше!
- Завтра в четыре часа я жду вас в парке у городского пруда. Не забудьте захватить с собой пистолет и секунданта, - неожи­данно для себя Лапушкин ока­зался еще способным на иро­нию.
- Я тебе, недоносок, не забу­ду! Я к тебе с автоматом приду, я из тебя дуршлаг сделаю!!! - взорвался Сидоренко и забегал по комнате, все же не прибли­жаясь к Лапушкину, стоящему с пистолетом наизготовку.
- Так я могу надеяться, что увижу вас в парке в назначен­ный мною час? - чем более бес­новался обидчик, тем спокойнее становился сочинитель. Напос­ледок он даже позволил себе откровенную дерзость: - Я могу быть уверен, что мне не придет­ся разыскивать завтра вас по всему городу?

* * *

Лапушкин не заметил, как вновь оказался на улице.
Сочинитель не чуял под со­бой земли, возможно, он летал: было слишком темно, и никто не мог этого видеть. Лапушкин чув­ствовал в себе необыкновенные силы - встречные мужчины по­чтительно уступали ему дорогу, стоя на обочине по колено в сне­гу, укутанные в роскошные меха женщины бросали на него лю­бопытные взгляды, и однажды он слышал собственными уша­ми быстрый шепоток: "Кто это? Неужели, сам..."
Перед дверью Сидоренко пи­сатель снял очки для придания мужественности своему облику, и теперь они лежали ненужные в кармане. Между тем, Лапуш­кин видел все четко и подмечал вокруг любую мелочь. Просколь­знув мимо зеркальной витрины магазина, писатель отметил и даже не удивился тому, что его глаза остро светятся в темноте, как у кошки.
Лапушкин с детства, с первых самостоятельных строк, смущался своей фами­лии: в ней, как тигр в зарослях, притаилась другая фамилия - Великого Поэта. В университе­те его прозвали а-ля Пушкин, то есть "как Пушкин". Будущий пи­сатель нервничал - в фамилии, переделанной на французский манер, он видел то скрытую из­девку, а то и тайный знак, вроде родимого пятна в индийском кино. Более того, в минуты вдохновения, когда все замирало в Лапушкине от счастья, от высоты, он слышал возле самого уха чье-то сдерживаемое любопыт­ное дыхание. А сегодня на мягких лапах-лапушках проступили острые когти, длинные, с лило­вым лунным отражением.
В широком пальто и развива­ющемся шарфе Лапушкин фланировал по проспекту до тех пор, пока на ночь не отключили фонари. Город отходил ко сну. Сочинитель не чувствовал холо­да, а январский ветер приятно щекотал скулы. Он поглядел на часы.
- Уж время за полночь, а Гер­мана все нет... – по оперному, ду­рачась, пропел Лапушкин возле ярко освещенного ларька. Испу­ганно брякнула щеколда на ма­леньком, тюремного вида око­шечке.
Пора было отправляться до­мой - ему надо многое успеть сделать до завтрашнего вечера, вернее, уже сегодняшнего. Ла­пушкин легко погнался за отъез­жающим автобусом и успел зап­рыгнуть на оледенелую поднож­ку. Вахтерша в ватных штанах и пуховом платке прошла мимо него, смущенно потупив глаза...

* * *

Жены дома не было - после ссор Наташа перебиралась на два-три дня к подруге, тем самым давая мужу время обдумать свое неразумное поведение. Все скла­дывалось как нельзя лучше. До дуэли оставалось чуть более по­лусуток, и эти часы писатель хо­тел провести наедине с собой, чтобы никто и ничто не могло от­влечь его от задуманного.
Лапушкин сбросил вольным барским жестом пальто на руки невидимого камердинера и про­шел на кухню. Поставил чайник на огонь. Переоделся, накинув на голое тело старый вытертый ха­лат. Убрал с рабочего стола пишу­щую машинку, а вместо нее при­нес гусиное перо. Его Лапушкин вырвал из хранящегося в кухон­ном столе птичьего крыла, кото­рым Наташа сметала во время стряпни со стола муку. Он долго изучал учебник каллиграфии, пы­таясь правильно зачинить перо. Чернил в доме не нашлось - они остались забытыми в детстве, в "непроливайке" - поэтому при­шлось довольствоваться тушью. Ему не терпелось поскорее при­пасть к столу - никогда еще сочи­нитель не испытывал такой жаж­ды! - но Лапушкин решил быть последовательным до конца. Вме­сто привычного стакана с раство­римым кофе он заварил себе све­жий чай, а блюдечко наполнил зе­леновато-янтарным крыжовниковым вареньем - любимой сладо­стью поэта.
Наконец Лапушкин с благогове­нием обмакнул перо в баночку с тушью и старательно - перо с не­привычки все же цепляло бумагу - вывел на чистом листе: "Милос­тивый государь!" И тут произош­ла заминка: он не знал, чьим име­нем открыть свое эпистолярное наследие. В задумчивости сочи­нитель закрыл глаза и провел по носу пером.
Пролетела невидимка-муза поэта и коснулась его лица кры­лом...
Лапушкин с наслаждением, с брызгами слюны чихнул и почув­ствовал необыкновенную ясность в голове. Писатель понял, что сей­час для него совсем неважно, кому первому он адресует посла­ние - в нем клубились силы, дос­таточные для разговора со всем человечеством - и Лапушкин впи­сал имя своего еще детсадовско­го друга, нимало не смущаясь тем, что не знает его нынешнего адре­са, и вообще, жив ли. Просто со­чинитель решил начать с истоков.
Он почти опорожнил баночку с тушью и лихорадочно зачинил не одно перо. Слова и мысли укладывались на листе так склад­но и плотно, держались друг за друга, как звенья, и казалось, не останови его, Лапушкин испишет всю бумагу в доме и доберется до салфеток и обоев. Если пер­вые письма были адресованы конкретным людям, в них упоми­нались события, происшедшие в действительности, то последую­щие опусы уже не имели адреса­тов и представляли собой воль­ные размышления автора. Язык его был язвителен, стиль изящен, а мысли остры.
В доме напротив зажегся свет в окнах, замелькали тени за што­рами - люди собирались на рабо­ту, значит, седьмой час утра. Лапушкин с наслаждением и болью расправил онемевшие плечи. За­ныла поясница. Он написал еще одно письмо, краткое, последнее - жене, где сообщал, что ни в чем не винит ее и просит прощения.
Некоторое время писатель еще посидел за столом, уже в полудре­ме, продлевая ощущение счаст­ливой усталости - так старики не спешат в дом, греясь на завалин­ке под лучами заходящего солн­ца. Когда сон едва не свалил Лапушкина со стула, он смахнул по­ломанные перья в корзину для бумаги, а стопку незапечатанных писем оставил на краешке стола. Пишущую машинку сочинитель вернул на место, прощально по­гладив ее рукой и накрыв клави­ши темной салфеткой.
Лапушкин лег на диван в хала­те и мгновенно уснул. Он покоил­ся на спине, одна рука была при­жата к груди, как у отъявленного дуэлянта.

* * *

Проснулся писатель в полдень. В окно светило мелкое пронзительное солнце в сверкающей снежной дымке. «Мороз и солнце. День чудесный». Да, да, все как при нем… Перед самым пробуж­дением Лапушкин видел сон, ко­торый счел весьма занимательным и провидческим.
Сидоренко не угадал - писа­тель не увиливал от армии, а чес­тно отбарабанил два года, и с тех пор служба частенько напомина­ла о себе в кошмарных снах. Но нынешний сон был необычен.
Июльский зной. Высокое небо. Цветочная поляна на окраине леса. Карнавал насекомых, пение птиц. Лапушкин со своим армейс­ким дружком идут по высокому травостою и в полах гимнастерок несут камни. Позади них плетет­ся толстенький, благодушный ге­нерал в расстегнутом кителе и с фуражкой, полной земляники. Ге­нерал аккуратно, девичьей щепот­кой берет ягоды и, зажмурившись от удовольствия, отправляет в рот.
Не доходя до леса, все трое останавливаются. Перед ними поваленное дерево, на котором поблескивает ряд пустых консер­вных банок - перед увольнением со службы Лапушкин с другом должны показать свою меткость и сбить жестянки с сосны.
Даже проснувшись, он некото­рое время чувствовал ломоту в плече от резких взмахов руки! Он обратился в единое желание: "Сбить! Сбить!" Вот, звякнув, сле­тела с дерева одна банка, другая, третья... Наконец, осталась пос­ледняя, но, сколько солдаты не пуляли камнями, она стояла не­зыблемо. Лапушкин долго прице­ливался последним камнем, заш­вырнул - мимо... Все, конец. Бой­цы повесили головы, вяло отрях­нули руки.
Генерал укоризненно оглядел солдат, вздохнул: "Эх, ребята, ре­бята, не порадовали...". Они опу­стили головы еще ниже. Генерал поцокал языком, покрутил лысой головой. Потом махнул рукой и передал картуз Лапушкину: "Ну, ладно, учи­тесь!" и, расстегнув ширинку гали­фе, напором струи ловко сбил банку с бревна. "Вот так, сынки, помните мою доброту..." – и, забрав фуражку с земляникой, пошел к лесу, мелькая алыми лампаса­ми и мурлыча какой-то бравурный марш...
Лапушкин посмотрел на бу­дильник. До дуэли оставалось почти четыре часа. Он хотел на­писать еще несколько писем, как вдруг сочинителя словно ошпари­ло током: "Сани! Я должен по­явиться у пруда в санях!!!".
Лапушкин кинулся в ванную комнату, долго фыркал водой. Бреясь перед зеркалом, подумав, не тронул лезвием щеки. Из шка­фа достал белую праздничную рубаху, вместо галстука повязал на старинный манер черный бант младшей дочери. Писатель не­много смутился перед жестяной коробкой из-под печенья, где хра­нились семейные деньги, но все же отсчитал несколько бумажек - сегодня он мог позволить себе подобную вольность.
Перед выходом из дома Л а­пушкин достал из кармана писто­лет. Его черная угрюмая тяжесть уютно перетекла в ладонь. В другом кармане сочинитель нащупал забытые очки. Взяв за дужку, он отнес их в мусорное ведро - пло­хое зрение осталось в прошлом.
Лапушкин вышел на улицу и не затерялся в толпе. Он, как и вчера, улыбался встречным женщинам, и они отвечали ему взаим­ностью. Лапушкин дышал стиха­ми классика, но порой случалось, что кто-то нашептывал ему неве­домые стихи. Возможно, они были его собственные, но нынче писа­телю это казалось неважным.
По проспекту за людьми гонялся снежный ветер, прохожие но­ровили скорее прошмыгнуть в магазин, в подъезд дома, лишь Лапушкин шел прямо, помахивая в ритм стихов перчаткой, и казал­ся выше всех.
Легкий цветастый шарф не­брежно лежал вокруг его шеи, вид­нелся белый уголок рубашки и бант - бабочка-траурница.
На рынке он сразу же угодил в пестрый цыганский круговорот – шумные и толстые, как матрешки, гадалки еще издалека выделили его из толпы озабоченных людей. Они брали Лапушкина за руки, он смеялся, ему нагадали сущий вздор - долгие лета, красавицу жену, золотые горы, писатель же, хохоча, кричал: "Не то! Не то? А где же белый офицер? Белая лошадь?" Цыганки так и не поня­ли, что он хочет, впрочем, не оби­делись, ибо сочинитель наградил их щедро.
Лапушкин отыскал на рынке мясной ряд, куда с ближайших деревень привозили мороженые глыбы мраморных туш. Он при­шел в ужас и восторг от увиден­ного - всюду торжествовала плоть. Коровьи туши с задранны­ми вверх рядами ребер напоми­нали ему остовы кораблей. Жел­тые, уже подпаленные свиные го­ловы приветливо щурились пья­ными глазками, сжавшись в баг­ровый комок, презрительно мер­цала таинственная печень, по музейному, в ряд лежали доисто­рические копыта для холодца. И венцом этого разгула плоти была плаха с палаческим топором, ог­ромным, неподъемным, с заса­ленной блестящей ручкой...
Восхищенный Лапушкин не­сколько раз прошелся по ряду, вглядываясь в суровые и торже­ственные лица торговцев мясом. Долго выбирал лошадь. Наконец, его выбор пал на крепкого боро­датого старика, который, продав мясо, уже укладывался в сани, чтобы ехать домой, в деревню.
- Как тебя зовут, братец? - как можно любезнее спросил сочини­тель.
Старик медленно повернулся на голос и с хмурой внимательно­стью осмотрел Лапушкина. Он почувствовал исходящую от не­знакомца странность, и только это помешало ему ответить хлестко на такое барское обращение, как "братец".
- Да какой же я тебе "братец"... Чудной ты, мужик, ей-богу! Алек­сей я, - настороженно, но все же вежливо ответил старик.
- Да ты не обижайся на меня, Алексей... а как по батюшке?
- Иванович.
- ...Вот. Алексей Иванович. Я и вправду сегодня чудной! - Лапуш­кин рассмеялся просто. Поймав на себе напряженный взгляд тор­говца, он испугался, что старик уедет, и поспешил успокоить: - Ты не думай, я не пьян и не сумас­шедший, знаешь, сегодня у меня большая радость, такое раз в жиз­ни бывает. Лучше не спрашивай, что за счастье, какой праздник - я и сам не смогу ответить. Только будь другом, прокати меня по все­му городу на санях, а к четырем часам подвези к пруду, а я тебя от­благодарю...
Лапушкин вынул из кармана оставшиеся деньги, отделил от них одну бумажку: «Извини, это мне на шампанское...», а оставши­еся протянул старику.
Деньги были надежные, креп­кие, и крестьянин согласился.
Сочинитель с замиранием сер­дца плюхнулся в сани, укутался в овчинный тулуп и крикнул звонко, на весь рынок: «Гони прямо, лю­безный!»
И они вылетели на проспект...
Лапушкин щурился встречному ветру и вновь читал стихи. Из са­ней город казался ему иным, за­гадочным. Порой он закрывал гла­за и грезил о другой, необыкновен­ной жизни. Потом они останови­лись у магазина, и писатель сбе­гал за бутылкой шампанского. Сани, простужено скрипнув, вновь тронулись с места. Лапуш­кин выстрелил шампанским и, хо­хоча, пил сладкую розовую пену. Стеклянное горлышко бутылки прыгало возле рта, стучало по зу­бам, было весело. Досаждали только машины, которые раздра­женно сигналили сзади, отвлека­ли от светлых мыслей, и тогда Ла­пушкин махнул рукой в проулок.
Допив шампанское, сочини­тель достал из кармана часы - стрелки уже топтались возле че­тырех.
- Ого! Ну, все, скоро твоя рабо­та, старик, закончится. Сможешь угодить мне напоследок? Гони, что есть мочи, до самого пруда, а?
От щуплого седока исходила какая-то нездешняя сила, азарт, которому возница не мог проти­виться. Более того, незнакомец так раззадорил его, что старик даже привстал со своего сиденья, обитого рыжей шкурой, щелкнул вожжами: «Н-но, красавец, пшел!», и они стрелой помчались по зас­неженной улице!
Возничий то и дело гикал на коня, седок не то пел, не то горла­нил что-то нараспев, порой крутил над головой невидимым кнутом. Водители машин, увидев эти бе­зумные скачки, благоразумно при­жимались к обочине, прохожие указывали на них варежками, бесхозные скучающие собаки увяза­лись следом, тявканьем оглашая окрестности.
Небо уже слегка пасмурнело, когда сани вылетели к городско­му парку. Борода старика к тому времени совсем заиндевела, сам он осип. «Дор-рогу!» - прохрипел он ковылявшему впереди "запо­рожцу". Тот упорно не хотел усту­пать место, и тогда Алексей Ива­нович решил обогнать его по рых­лому снегу. Он резко натянул вож­жи, конь скакнул на обочину, и, как только сани поравнялись с маши­ной, раздался громкий хлопок. Крестьянин, думая, что у сопер­ника лопнуло колесо, скинул шу­бенку и показал водителю просмо­ленный кукиш.
Так залихватски они подкатили к самым воротам парка. В просве­тах меж деревьев виднелся пруд с черневшими на льду редкими фигурками горбатых рыбаков.
- Ну, все – будя, погуляли! Умо­рил ты меня, давно я так не лихачил, - переведя коня на шаг и рас­щепляя крепким коричневым ног­тем сосульки в бороде, сказал Алексей Иванович. - Давай-ка, выходи, а то я своего кормильца чуть не загнал... Эй, что молчишь?
Возница обернулся: Лапушкин лежал в санях с запрокинутой го­ловой, без шапки, одна рука без­вольно свесилась и чертила пальцами снежный наст.
- Слышь-ка, парень, ты не дуркуй, мне ехать надо!.. - встрево­женный старик соскочил на доро­гу, осторожно торкнул Лапушкина в плечо раз, другой и тут увидел валявшийся в ногах среди соло­мы пистолет: - Дак, что же такое, а? Покатай, покатай, а сам...
- А-а, это ты... Алексей Ивано­вич... Извини... так надо, - сочинитель едва ворочал языком и напоследок пробормотал: - Грус­тно ли тебе нести меня, братец?..



>>> все работы автора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"