№4/2, 2010 - Проза. Литературный дебют


От редакции: напутственное слово

Дорогие читатели. Сейчас мы с вами станем свидетелями и участниками события из ряда тех, что случаются в жизни только однажды. Как первая любовь, первый шаг ребенка. Для литератора явлением такой значимости становится первая публикация. Перед вами два коротких рассказа Юрия Духовного – самая первая его публикация.
Уникальность этого события еще и в том, что автору всего 16 лет, но те несколько слов о нем, о том как и о чем он пишет, хочется сказать без всяких скидок на возраст дебютанта.

Короткая проза – трудный жанр. Он требует от литератора одновременно лаконизма и выразительности, осмысления в малом пространственном объёме всей огромности человеческой жизни, её драмы и трагичности её конца. И, как это ни странно, у Юрия это всё есть. Хотя он еще не имеет, так называемого, «жизненного опыта», то есть, глубинно как бы и не знаком с тем, что узнаётся и приобретается годами и десятилетиями жизни, но «высший ум», как называл Ф.М. Достоевский интуицию, видимо, дан ему свыше.

В крошечном пространстве рассказа «Монетка» у высохшего фонтана встречаются Старик и Девочка, такие разные, и одновременно похожие. Их схожесть в определённого рода бесполости и беспомощности, зависимости от других людей и в каком-то глубинном понимании друг друга. Старый человек – старый сухой фонтан – и Девочка, смеющаяся и нежная, как по волшебству, одарившая его счастьем, – это закат и восход человеческой жизни...
Но здесь мы остановимся: читателям нельзя ничего подсказывать, каждому из вас предстоит сейчас совершить открытие совершенно самостоятельно.
Вперед, читатель!

Первые шаги молодого автора весьма обнадеживают, но все же судить о Духовном как о прозаике было бы несколько преждевременно. Есть такое выражение в литературе – «зрелая проза», так вот, чтобы она «созрела», ее создателю нужно очень и очень много писать; и только о таком прозаике, в активе которого есть определенная «критическая масса», можно говорить как о состоявшемся Мастере. О Юрии Духовном сегодня со всей определенностью можно сказать только то, что у него есть большие возможности. И от от того, как он сам ими распорядится, зависит его будущее. Мы же, «задворчане» (или «задворкинцы»?), на чьей территории состоялось его боевое крещение, всегда готовы оказать ему поддержку.

А теперь, Юрий – в добрый путь!


Юрий Духовный
Два рассказа

Монетка

Был пасмурный осенний день. Ветер ерошил клочки сухой желто-бурой травы, перемешивал дорожную пыль с опавшими листьями, ещё недавно жизнерадостно трепетавшими на ветвях деревьев. Когда-то ветер заставлял листья шевелиться на зелёных кронах, создавая иллюзию жизни, теперь тот же самый ветер, убивая, своими порывами загонял их под колёса проезжающих машин. Он был их движением и их смертью в одном лице, и неплохо справлялся со своей ролью.
По маленькой безлюдной площади шагал человек. Он выглядел не самым лучшим образом: его плащ был порядком истрёпан и в нескольких местах продырявлен, с ботинок слезала последняя краска. В лице не было, казалось, ни единой кровинки, до того оно было бледно.Человек дышал тяжело, натужно, при каждом вздохе издавая странные хрипы.
Словно тень, человек прошёл к маленькому, совершенно сухому фонтану, стоявшему в центре площади, и присел на бортик. Затем он запустил в карман руку, больше похожую на большого белого паука, и достал маленькую старинную монету. Человек очень бережно положил монету на ладонь, поднёс её к самым своим губам и набрал воздуха в лёгкие, будто собираясь что-то сказать.
- А что это вы здесь делаете?
Человек вздрогнул, едва не выронив монету. Повернувшись настолько быстро, насколько ему позволяло его уже немолодое тело, он увидел ребёнка. Маленькая девочка лет семи в цветастой курточке стояла перед ним.
- Ты не боишься меня? - с удивлением спросил человек.
- Нет, - ответила девочка. - Вы совсем не страшный.
- Неужели?
- Да, - серьёзно кивнул ребёнок. - Есть и пострашнее. Волки, например, или крокодилы. А вы совсем не похожи ни на волка, ни на крокодила.
Человек улыбнулся.
- А на кого я похож?
- Вы похожи на одинокого дядю в сером плаще.
Девочка подошла к фонтану и села на бортик - не близко к человеку, но и не далеко от него.
- Что вы здесь делаете?
- Сижу. И думаю.
- О чём?
Человек вздохнул и засунул руки в карманы плаща.
- Когда я был маленьким, я часто приходил сюда со своим отцом. Тогда фонтан ещё работал. Вода была такой прозрачной, что я мог видеть дно под нею и рассматривать выложенные из камешков узоры... Однажды отец рассказал мне легенду о том, что каждый может загадать желание, бросив монетку в фонтан. И желание обязательно сбудется. У меня тогда ещё не было своих собственных денег, и отец дал мне монетку со словами: "Подумай хорошо, потому что желание можно загадать только один раз"... Я долго просидел здесь, думая о том, чего же мне больше всего хочется, но никак не мог определиться. Придя за мной через какое-то время, отец обнаружил, что монетка так и осталась у меня в руке. Тогда он сказал, чтобы я не торопился, что мы придём сюда завтра и тогда я пожелаю, а пока у меня есть целый день для раздумий. Но на следующий день отцу позвонили из другого города, и нам срочно пришлось уехать, наспех побросав вещи в чемоданы. С того дня прошло много-много лет. И вот я пришёл сюда сегодня, чтобы бросить монетку в фонтан.
- И какое же у вас желание? - с любопытством спросила девочка.
- У меня нет желаний. Я уже слишком стар, чтобы желать чего-то.
- А зачем тогда выбрасывать монетку? Пускай бы осталась у вас!
- Нет, я не могу её оставить. Не спрашивай почему, я просто не могу. У каждого свои причуды.
- Но вместе с монеткой вы потеряете своё желание!
- Я знаю.
Человек посмотрел на разочарованно опустившееся личико девочки. И тут его посетила идея.
- Впрочем, я могу и не выбрасывать монетку. Я могу подарить её тебе.
- Правда?! - обрадованно вскочила девочка.
- Правда, - улыбнулся человек. - Дай мне руку.
И человек торжественно опустил монетку на протянутую к нему маленькую ладошку.
Девочка тут же зажала подарок в кулачке. Глядя в её сияющие глаза, человек подумал, что его отец гордился бы им в эту минуту. И от этой мысли на душе у человека стало немного теплее.
Вдруг девочка отняла взгляд от монетки и озорно посмотрела на человека.
- А я уже знаю, чего пожелать!
- Ты точно хорошо подумала?..
- Точно!
И, размахнувшись, девочка бросила монету в фонтан.
Монетка ударилась о мрамор, звеня, покатилась и провалилась в щель между бортиком и дном фонтана.
С мостовой донёсся неясный крик.
- Меня зовут! - подскочила девочка. - Мне надо бежать. До свидания!
Девчушка побежала прочь от фонтана, но вдруг остановилась и обернулась.
- А знаете, что я пожелала? Я пожелала, чтобы вы стали счастливым!
И девочка скрылась из глаз.
Человек встал, немного ошеломлённый. Он не ожидал такого поворота событий. Он не ожидал, что ребёнок способен вот так легко отдать своё желание ради другого, совершенно незнакомого человека. Он подарил ей монету просто чтобы не огорчать, а она бескорыстно и беззаветно пожертвовала ею... И от этого человеку стало так тепло, как никогда ещё не было.
Ветер, бушевавший вокруг него и срывающий с его головы шляпу был бессилен перед этим теплом. И человек понял, в чем оно - настоящее счастье, порождаемое счастьем других людей...
Человек пришёл к себе домой. Он постоял немного в гостиной, вдыхая воздух своего дома и слушая его тишину, прошёл в спальню, лёг на свою кровать и, счастливый, заснул. Заснул, чтобы больше никогда не проснуться.


В автобусе

Дверь автобуса отъехала в сторону, и Он вошёл. Казалось, никто не заметил Его появления. Все слишком были заняты своими делами - может, жизненно важными, а может, просто решали мелкие бытовые задачи - съездить, сходить, забрать, отдать...
Он прошел по салону и сел на самое дальнее от двери сиденье - любимое. Кресло было прикреплено к боковой стенке автобуса, и перед сидящим во время движения проносилась половинчатая уличная панорама. Ему поэтому и нравилось это место - сидя на нём, можно было смотреть на поток жизни.
Вслед за Ним вошли ещё двое: коренастый плотный мужчина и тонкая, будто иссохшая женщина. Оба были, безусловно, не молодыми, но ещё и не старыми - стояли на той злосчастной временной ступеньке, которую так боятся перешагнуть женщины и на которую все мужчины так притворно плюют.
Они сели рядом с Ним: мужчина - на кресло, стоящее напротив Него, а женщина - на соседнее к Нему. Водитель, заросший пятидневной щетиной, лениво посмотрел в зеркало, убеждаясь, что все уселись, и автобус с привычным громким грохотом двинулся дальше.
Покачиваясь на сиденье, Он смотрел на своих случайных попутчиков. В них не было ничего, что могло бы сильно запомниться, они были обычными, обыденными для своего мироздания. И в этом не было ничего странного. Такими же были большинство людей, которых Он знал - Его родственники, друзья, знакомые. Он привык к их безликости, но всё же чувствовал, что в этом было что-то неправильное. Но что из себя представляет это "что-то", Он никогда не понимал.
Мимо проносились серовато-бежевые коробки домов, пестрые вывески магазинов, зелёные пятна газонов - части огромного городского мира, так разительно отличавшегося от того светлого и прекрасного Мира, который когда-то существовал. Только призрак этого великого Мира остался теперь, и на его останках люди стараются построить свой мир, который будет их идеалом...
Вдруг будто какой-то неведомый ветер заставил Его остановить поток мыслей и обернуться. Он опустил голову, и внезапно, со всей своей быстротой вцепился в сумку сидящей рядом худощавой женщины. Дама завопила с громкостью, необычной для такой тонкой особы, и выдернула сумку из Его рук. Спустя мгновение Он уже был прижат к спинке своего кресла мужчиной, сидящим напротив.
- Ах ты, хулиган малолетний! Ты что творишь?!
Он молчал.
- Молчишь? Стыдно воровать, да? Всё, сейчас мы тебя быстро определим, куда надо!
Он обвёл взглядом салон. Все наблюдали за разыгравшейся сценой, но никаких действий не совершали. Как обычно.
Мужчина набрал ещё воздуха в лёгкие, собираясь что-то сказать, но тут его взгляд упал на Его зажатый правый кулак.
- Что у тебя там? Отвечай! А ну-ка быстро показал! Я кому говорю?!
Он посмотрел на мужчину и слегка, ненавязчиво улыбнулся. Затем Он поднял руку над полом и раскрыл ладонь, одновременно её перевернув.
На пол с тихим стухом упал крупный раздавленный шмель.
Мужчина изумлённо посмотрел на шмеля, затем на Него, и, смутившись, отступил назад.
Автобус со скрипом и грохотом затормозил у остановки. Он встал и повернулся к худой женщине.
- Он чуть вас не укусил. Будьте осторожнее. Шмели кусаются больно.
И Он вышел из автобуса. Все пассажиры проводили Его взглядами, но Он не оглянулся. Он знал, что никогда больше не увидит никого из них.
Дверь захлопнулась, и автобус поехал вперёд. Мужчина и женщина смотрели друг на друга, и каждый видел в смотрящих на него - или на неё - глазах зеркальное отражение своего взгляда. И в душах их что-то беспокойно металось, что-то, не дающее им вернуться к своему спокойствию, но что это - они не знали, да и не могли знать.
А Он продолжал улыбаться.



>>> все работы автора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"