№8/1, 2010 - Литературная критика

Черубина
Мое святое ремесло

«... Моя напасть, мое богатство,
Мое святое ремесло».

Каролина Павлова


Cтихотворения Веры Арямновой (№7/2, 2010) – грустный взгляд исподлобья. Да, тот самый взгляд, по которому мы безошибочно узнаем наших соотечественников в любой стране мира. Но стихи-взгляды Арямновой – из глубины очень чистой, мятущейся женской души, которая изо всех сил старается сохранить равновесие. Кажется, что вся жизнь поэтессы состоит из противоречий, в ней нет места спокойному созерцанию. Даже в стихотворении На исходе осени, начинающемся отстраненно-описательно, уже во второй строфе прорывается крик –

«В переулке лай собак.
Бродит осень натощак,
выворачивает душу.
Что останется со мной»?

Я еще напишу

«О счастье глубокого краха
в пронзенной любовью груди,
где нет ни упрека, ни страха.
где нет ни упрека, ни страха.
И нет ничего - впереди.

Упреки?... Так нет виноватых!
А страх – ну какой еще страх.
Лишь тело становится ватным
в чужих нелюбимых руках.

Но жадное их вдохновенье
не может бездарно пропасть.
Она подлежит утоленью -
тобою зажжённая страсть».

Это стихотворение, исповедальное - не перед мужчиной, а перед Богом (известно высказывание А.Блока о стихах Анны Ахматовой « ...она пишет стихи, как бы стоя перед мужчиной, а надо бы перед Богом») пронзительно искренне. И прекрасно: зрелой мыслью, истинным чувством, своеобразным образным рядом.
Интересны строфы Веры Арямновой под общим названием Без препинаний - свободное пространство, где читателю предоставляется право самому восстанавливать равноправие элементов поэтической речи. Ритмика и мелодика поэтической фразы, свободные от однозначности, несут ответственность перед смыслом, создавая совершенно особенный космос со своими крутыми параболами притяжения-отталкивания. Возможно, у этого, спорного, на мой взгляд, поэтического приема есть будущее. Условия существования здесь – прежние и вечные – гармония между содержанием и формой в нее облеченной..


* * *

Как выжить литературному критику, рожденному с восторженной душой, как сохранить солидность? Ведь нелегко, поверьте, с глазами, полными слез от Встречи, стучать по клавиатуре, пытаясь связно отразить оттенки почти невыразимых чувств. А Встреча эта - с Витой Шафронской (№7/3, 2010). И жизнь (Vita – жизнь /лат/) полновесна в стихах этой псковской поэтессы, она густо заряжена болью и нежностью, отчаяньем и надеждой. Здесь нет ни одной вялой мысли, ни одной случайной рифмы, эту мысль оформившей. За каждой строчкой, за каждым образом чувствуется бессонное око души. Вникнем в эти компактные строфы:

(...) Ночей бессонных череда,
Затянется, наверно,
И наступившая среда
Как омут - безразмерна.

Тому, что называлось мной,
Не до восторгов. Нечем.
Я застарелою виной
Себя опять увечу.

И путаюсь, где глубь, где высь,
Что серебро, что злато…
Всё обретает новый смысл,
Когда душа распята.

Когда, увы, не ко двору,
Ни ты, ни эти строфы,
И забираешься к утру
На пик своей Голгофы. (...)

Мне, бесприютному агностику, шарахающемуся от «внезапно прозревших в Боге», стихи автора, пронизанные тихим светом глубокой Веры, кажутся Землей Обетованной, «милой Родиной». Тут вдруг что-то улыбается душе, испуганной агрессивным православием, «блики солнца на иконостасе» начинают отражаться и в сердце, а понятие «Страстная неделя» - вдруг обретает почти реальный смысл.

(...)На Тебя смотрю во все глаза,
А недавно, на Страстной неделе,
Ставила свечу под образа
В молчаливом каменном приделе.

Воск твердел, не успевая стечь,
И священник в длиннополой рясе
Долго слушал сбивчивую речь
Бликов солнца на иконостасе (...)

Нет, не общее место – «Великая сила Искусства». Из-под пера Виты Шафронской вышел стихотворный цикл "Куда теперь идёшь ты, Русь?.." – поэтическая публицистика - жанр «трудный», и в прозе далеко не всем «дающийся в руки».
Но кто же не будет разбужен, чье сердце «не встревожится», когда донесутся до него эти строки:

«Нынче не в почёте донкихотство,
Мельниц по Руси зато не счесть,
Тянет лямку нищего сиротства
Мой народ, который я – и есть.

Только на себя одна надёга,
Будто впрямь рождён ты просто так,
В Храм войдёшь, попросишь сил у Бога,
У ворот пьянчужкам дашь пятак,

И пойдёшь не солоно хлебавши
По околью, чтобы заодно
На обезображенные башни
Не смотреть… Но смотришь всё равно.

А на фоне роскоши и скотства,
Что продолжит множиться и цвесть,
Пожинает нищее сиротство
Мой народ, который я – и есть…

«Мой народ, который я – и есть…» - рефрен, требующий гражданского мужества, ведь ох, как не любим мы отождествлять себя с народом, который «надо менять».

Спасибо «Задворкам» за Встречу с Поэтами – «Значит, нету разлук. Существует громадная встреча...» подсказывает нам Бродский. В огромном культурном пространстве Поэт и Читатель снова нашли друг друга. Радость этой встречи полновесна и качественна.




>>> все работы автора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"