"Я изгнана из солнечного рая,
там, где в наивной щедрости своей,
любовь жила, себя не сознавая,
качалась я, как в колыбели в ней... "
Н.Борисова
Читая рассказ Юрия Берга «Яблочный Cпас», не думайте, прошу вас, о классификации жанров по Д.Лихачеву. Пусть вам будет все равно, «сюзерен» это или «вассал». Растворитесь в яблочных ароматах и звуках из сада, в солнечных бликах, движениях занавесок, в ароматах кофе и первой утренней сигареты. Проживите вместе с героями этого рассказа все эти неповторимые недели, часы, мгновения, спаситесь в «Яблочном Спасе» и да будет вам хоть на долю секунды так же сладко, как влюбленным.
Согласитесь, фантазия должна быть не только у писателя. Постараться найти в произведении скрытый, может быть не вполне осознанный самим автором, смысл – задача интересная. Поэзия, а в старину так называлось любое произведение искусства, требует перевода на язык души, а это всегда индивидуально. Предпосылка, однако, всегда одна. Эта поэзия должна быть талантливой. Эпиграф стал довольно редким явлением, хотя что, как ни камертон-эпиграф дает «пиесе» тональность, Тем более, если эта тональность определяет произведение во всем его многообразии. Нет, не только «на восприятие российской природы» настраивает цитата из стихотворения С.Есенина. Герой утратил свой рай, и он вспоминает его во всех милых его сердцу, незабываемых подробностях. Рай взаимного тяготения, рай «телесности» - этого чуда природы, когда два «одушевленных» существа сливаются в одно трепещущее нечто.
Тот, кому любовные сцены этого поэтического произведения кажутся натуралистическими, наверное, видит и в Венере Милосской всего лишь голую женщину с отломившимися руками.
Давайте вслушаемся в диалоги. Право же, хочется превратиться в медный таз с яблочным вареньем, чтобы из летней кухни, тихонько булькая, улавливать разговор о похождениях любвеобильного Семена. Пунцовея от смущения, подставлять свою кору под ногу прелестницы, взбирающейся на дерево. Плескаться теплой водой, обволакивая прелестное тело женщины. А кот Семен, эта «яркая личность» и полноправный участник проиcходящего? Кто из нас отказался бы «небрежной походкой» зайти в один из уголков предложенного к посещению рая? Да, он тоже изгнан, но, конечно, ненадолго. Словом, мир, щедро подаренный нам автором, так притягателен, затрагивает в нас столько тайных струн и горько-сладких ощущений, что хочется стать его частью.
«…Мы сидим и молчим. Да и что могут сказать друг другу два любящих существа, если их бессмертные души, лаская друг друга, летают сейчас где-то там, в раю?»
«Её Величество любовь» благосклонно позволяет поклоняться себе, отдавая при этом себя своему подданному также абсолютно, как и принимая поклонение. Юрию Бергу мастерски удалось легко пройти по густой сочной траве своего рассказа и не наступить ни на одно из благоухающих яблок с райского дерева любви. «Парадиз» любви и воспоминания о Родине всегда с нами, их можно потерять только вместе с памятью.