№7/2, 2010 - 18 июля 1932 года родился Евгений Александрович Евтушенко, русский поэт, прозаик, публицист, сценарист, режиссёр, актёр

Евгений Евтушенко

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ


Я не знаю, что со мною станется.
Устоять бы, не сойти с ума,
но во мне живет пацан со станции —
самой теплой станции — Зима.

Я иду по улице Карлмарксовой,
но с марксизмом нынче — недород.
Увязался сирота-комар за мной,
а навстречу бабушка идет.

Бабушка, которой лет за семьдесят,
тронула тихонько за плечо:
«Женичка, на чо же ты надеисси?
Я вот не надеюсь ни на чо».

Я не верю в то, что верить не во что,
и внезапно вздрогнул всем нутром:
сквозь морщины проросла в ней девочка,
та, что встретил я в сорок втором.

Боже мой, да это ты, рыжаночка,
Жанночка, чуть-чуть воображаночка,
в десять лет, как гриб-боровичок,
и красноармейская ушаночка
на кудряшках детских — набочок.

Безнадежно стоя за продуктами,
мы хотели хлеба и тепла,
но в скупой тарелке репродуктора
музыку Россия подала.

В несвободной той стране свободная,
хлам бараков превращая в храм,
это Ленинградская симфония
донеслась сквозь все бомбежки к нам.

Ты была единственная, стоящая
снившейся мне истинной любви.
Я тогда тайком под Шостаковича
ткнулся носом в пальчики твои.

Помню, неразлюбленная девочка,
то, что на руке твоей была
белая прилипнувшая стрелочка
с тех картох, что ты перебрала.

Музыку давали не по карточкам.
Нас не Сталин — Шостакович спас.
Голод нас покачивал, подкашивал.
Музыка кормила верой нас.

Никакой нас грязью не запачкало.
Наши руки не были в крови.
Дай-ка снова поцелую пальчики,
пальчики тяжелые твои.

Жанночка, нам есть на что надеяться.
Были и похуже времена,
но Россия никуда не денется,
если все поймут, что мы — она.

Бабушка, сам дедушка сегодня я,
но себя мальчишкой помню так,
будто ленинградской той симфонии
худенький, но вечный нотный знак…

26 мая — 27 июня 2003 г.


P.S. Какой бесценный подарок судьбы — в этом году к моему дню рождения мне довелось читать эти стихи 4 июля 2003 года в том самом зале Санкт-Петербургской филармонии, откуда Ленинградская симфония Шостаковича разнеслась в 1942 году по всему миру и была услышана на станции Зима.



КОНЕЦ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Л. Шинкареву

Швыряют камни в Вифлееме дети.
Гимн сталинский
            опять в полночный час.
Чугунные шаги тысячелетья,
по трупам уходящего от нас.

Любили в нем.
            За проволокой гибли.
В нем строили второй
            и третий Рим.
В нем были Микеланджело
            и Гитлер,
и Шостакович с Игорем Крутым.

Тысячелетье было гениально,
но превращало столькое во зло.
Тысячелетье было так обвально,
что выжившим печально повезло.

Все меньше в мире нашего народа,
и, как шагрень, сжимается страна,
и снова угрожает несвобода,
когда свобода так развращена.

Уже в мессии мы себя не прочим.
Спесь попрошаек –
            это шутовство.
Мы жалко ищем будущее
            в прошлом,
но никогда там не найдем его.

Зомбированный самогеноцидом,
            запуганный ЧК и КГБ,
народ мой русский –
            я тебя не выдам,
хотя я горько плачу по тебе.

Я Пушкину и Сахарову верю,
но никакому лживому вождю.
В империю я забиваю двери.
В тысячелетье новое вхожу.

25 декабря 2000 г.,
Переделкино



ОЛОВЯННЫЕ ФЕЛИКСЫ

Упавший Дзержинский
            разбился на множество мелких дзержинских, –
солдатиков стойких
            ЧК,
                        ГПУ,
                                    КГБ.
У них в глазах оловянных
            нет солнечных зайчиков жизни,
но жаждут
            мундир оловянный
                        России скроить по себе.
Шляхтич сентиментальный,
            расстреливатель кристальный
повержен был запоздало.
            До этого рухнул он сам,
и спрыгнул из-под пьедестальной
            шинели монументальной
удешевленных копий
            карликовый десант.
Но в честность солдатиков этих
            мне почему-то не верится,
и что за олово это –
            не сталинская ли сталь,
когда, как в спортзале, в России
            сопят оловянные феликсы,
влезая друг другу на плечи
            и строя свою вертикаль.
Власть перестала быть пьяной,
            стала теперь оловянной,
и от стыда не закалывается –
            прокалывается прокурор.
Россия между распадом
            и оловянным взглядом.
Не лучше судья вороватый,
            чем подсудимый вор.
Когда-то, под кличкой Яцек
            стал Феликс не сразу железным.
Он в царской тюрьме поклялся
            разрушить все тюрьмы земли.
Жалел беспризорников он,
            а вот прочих ему не жалелось.
Чекисты стреляли в затылок –
            в глаза смотреть не могли.
Когда же, моя Россия,
            не отведешь ты взора
от нас, на море и суше
            оставшихся без призора?
Если мы бьем кувалдой,
            а сверху не слышат – позор.
Нужно тепло России,
            а не оловянный надзор...
Все мы клеймом промедленья
            непоправимо меченые.
Очень похоже на подличанье
            наше трусливое медленничанье.
Кто беспризорных шахтеров
            и учителей сосчитает,
и беспризорны поэты –
            воздуха не хватает.
И над котлом асфальтовым
            греет промерзшие руки
как беспризорница, совесть
            возле бомжихи-науки.
А нежелезный Феликс,
            когда-то сидевший за ересь,
так и оставшись подростком,
            собой подстреленный влет
среди промедлений позорных
            скитается, как беспризорник,
но никогда пьедестала
            в России уже не найдет.



ОБОРОНА СОВЕСТИ

В час, когда резвимся мы, чирикая,
чье перо на укрепленный дот,
истекая под огнем чернилами,
как по полю снежному ползет?

Держит оборону, не отчаявшись,
хоть у горла комом этот мир,
Солженицын Александр Исаевич,
батареи бывший командир.

И его романы окруженные –
верные сыны своей земли,
от призывов сдаться отрешенные,
до поры в окопах залегли.

Ничего, что не поддержан ротами
и над головою воронье.
Это тоже оборона Родины –
оборона совести ее.

Это подвиг, душу так ранимую,
распахнув у смерти на смотру,
как за землю русскую родимую,
умирать за каждую строку.

Проклинаю я законокрадское
право лишь на массовый порыв.
Нам внушали мужество солдатское,
мужество гражданское растлив.

Но ломать волною скалы хочется,
а не просто попадать в струю.
Мужество сражаться в одиночестве
много выше мужества в строю.

Нелегко история итожится,
но такой урок она дает:
не народ – ошибшееся множество,
а талант, когда он прав – народ.

Будешь трусом и позорно сгинешь ты.
Трусостью никто себя не спас.
Жизнь дается в жизни лишь единожды,
но и совесть тоже только раз.

Написано в 1969 году
Первая публикация - "Литературная газета", 2000










О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"