№4/1, апрель, 2009 - «В театральных креслах»

«Тойбеле и ее демон»

Театр-студия Еврейской общины Вюртемберга в Штутгарте (ЕРОВ) поставил пьесу еврейско-американско-польского писателя, лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера «Тойбеле и ее демон». Тем самым Театр вместе со своим неизменным руководителем и режиссером Феликсом Харамом оказался в русле самых современных театральных тенденций. Ибо к этой пьесе за последние десять лет обращались десятки театров в России и в ближнем зарубежье. Она с успехом прошла в Петербурге, Москве, Казани, Ростове, Киеве и других городах. Что же такого привлекательного есть в этом сюжете?

«Спектакль – сценическая фантазия режиссера и актеров по мотивам пьесы Зингера, – говорит Феликс Хаарам. – Это мистическая притча для взрослых, прекрасная в своей человечности. История об одной из тех тайн, которые сердце не поверяет устам, история об одиночестве, история о любви. Это неподвластная рассудку история страсти и любви, история о человеческой душе, которая беспрестанно мечется в поисках несбыточного. Философская притча, которую трудно отделить от реальности».

История, рассказанная Зингером, действительно, странна, причудлива, мистична, парадоксальна. Маленькое еврейское местечко, с его замкнутостью, однообразным бытием, скукой, суевериями и безнадежностью. Красавица Тойбеле, от которой неизвестно от какой дури сбежал муж, томящаяся от отсутствия любви. Помощник учителя, начитанный, умный, подлинный знаток Каббалы, но неухоженный, запущенный, нелепый «шлемазл», обреченный на безответную любовь к молодой женщине. Где, в какой точке пересекутся эти две столь полярно противоположные и вместе с тем одинаково неприкаянные души? Там, где бушуют страсти, царствует свобода духа и абсолютное раскрепощение, где нет сексуальных табу, а есть Любовь, перед которой меркнут и угрозы ада, и сама смерть. Нет, не зря обвиняла критика Башевиса Зингера в вере в духов и бесов, в приверженности языческой мистике. Он никогда и не скрывал своей тяги к непознанному. «Да, я верю в неизвестные силы», – признался он однажды в интервью. И простая история о «бесе», соблазнившем религиозную, добропорядочную женщину, превращается в философскую притчу о любви, ненависти, несбыточных желаниях, о невозможности понять женскую натуру, о размытости и хрупкости реального и ирреального. Одна сцена сменяет другую с почти кинематографической быстротой, заставляет зрителей с предельным вниманием следить за развитием сюжета.

Тойбеле, соломенная вдова, живет мечтами о любви, бедняк Алхокон – о прекрасной Тойбеле. Подслушав однажды разговор Тойбеле со своей подругой Генендель, такой же одинокой молодой женщиной, о духах и демонах, соблазняющих женщин, он решается на обман и приходит к Тойбеле в облике демона Гурмизаха. И где же презираемый Тойбеле «шлемазл»? Перед ней красавец – сильный и нежный, изумительный рассказчик и знаток всех женских тайн. Как можно не покориться ему, повелителю семи жен? Ее все усиливающаяся страсть к демону и трогательна, и смешна, но чем дальше, становится все драматичнее, потому что размываются границы между снами и действительностью, что с неизбежностью должно привести к трагедии. Не в силах больше продолжать эту игру, Гурмизах приказывает полностью потерявшей силы противоречить ему Тойбеле выйти замуж за Алхокона. Ну конечно же он раcчитывает на любовь, ведь это же он, Гурмизах! Но все гораздо страшнее. Не признает Тойбеле в в Алхононе своего неистового любовника, ненавидит она его, презирает, отвратителен он ей. Под давлением обстоятельств, по приказу ребе вынужден ее муж сказать правду. Но нет, не верит Тойбеле ему, не может он, этот придурок, быть демоном! И Правда приносит беду. Несчастная Тойбеле вот уже год больна. И чтобы хоть как-то скрасить ее существование просит ребе Алхонона изменить этой правде, назвать ее ложью. И ничего не остается «демону», как «вернуться» к своей возлюбленной!

Что торжествует здесь – правда любви или ложь? Искать ответа бесполезно – его просто нет. Ложь во спасение? Самообман? Или это и есть правда, ПРАВДА ЖИЗНИ во всей своей непредсказуемости и непостижимости?

Даже из такого краткого пересказа сюжета ясно, какие огромные задачи стояли перед коллективом театра. Прежде всего напомним, что все участники спектакля – любители. И то, что и как справились они с этой неимоверно сложной задачей, невозможно переоценить. Можно лишь догадываться, как долго и кропотливо работал Феликс Харам над интонацией, сценическим движением, выразительностью каждого жеста. Спектакль был показан в Общине, в которой сцена едва позволяет двигаться, настолько она мала. Пьеса построена на сплошных диалогах, динамичность должна была бы достигаться стремительностью темпа и калейдоскопической сменой антуража, что совершенно невозможно при заданных условиях. Значит, надо было найти адекватное ситуации сценическое решение, иначе всему спектаклю грозила скучная статичность. И Харам нашел это решение. Он смело заменил отдельные диалоги пантомимой и танцами (хореограф Нина Фрайман), убрал сцену свадьбы, оставив лишь ее «знак» и т. д. Очень удачно подобрана музыка – она лишена изрядно поднадоевших клезмерских интонаций, но весьма точно поддерживает лирический дух спектакля (музыкальное оформление Игоря Гольберга, оформление сцены художнтцы Полины Майковой).

Театру ЕРОВ под управлением Ф. Харама в прошлом году исполнилось десять лет. И все эти годы вместе со своими соратниками делает режиссер свое ДЕЛО – последовательно, неуклонно, внешне спокойно, но с подлинно художественной страстью добивается своей цели: раскрыть в каждом участнике спектаклей весь его потенциал, вывести актерскую игру на самый высокий уровень. В труппе театра нет ни одного профессионала. Это студенты, водитель автобуса, экономист, инженер. Но все они играют на сцене с большим мастерством.

Замечательно сыграли роль Тойбеле обе актрисы – Светлана Херсонская и Ольга Барская. Их игра органична, естественна, поэтична. Обе смогли полностью раскрыть противоречивость натуры своей героини, борьбу с самой собой. Обе девушки пластичны, свободны в движениях. Их речь естественна и выразительна. И как результат – абсолютная вера зрителей в происходящее.

Особо трудная задача стояла перед Сергеем Мыцой – исполнителем роли Гурмизаха / Алхонона. Он должен постоянно перевоплощаться, что далеко не всегда под силу даже профессиональному актеру. Больше всего Сергею удался, конечно, образ демона. Почему «конечно»? Потому что, как известно, сильные характеры, как писателям, так и актерам, всегда (или почти всегда) удаются лучше, чем чисто положительные, ангелоподобные. В этой роли Мыца раскован, напорист, целеустремлен. В нем чувствуется неистовость страсти и готовность идти на все ради своей любви. Образ Гурмизаха – безусловно, его огромная удача.

Как всегда, на высоком уровне сыграл роль Менаше – несколько хулиганистого остроумца, слегка бабника, закадычного друга Алхонона – Владислав Кауфман. Он одессит, и порою кажется, что актерство в нем заложено в его одесских генах: он органичен, умеет свободно и раскованно держаться на сцене. И хотя в пьесе Зингера этот персонаж, безусловно, введен лишь для того, чтобы оттенить главных героев, Владислав Кауфман наделяет его индивидуальностью, выводит, так сказать, на передний план.

Ярко и выразительно проявили себя в ролях Генендель Елена Розова (в первом спектакле – Татьяна Данилович) и ребе Лев Бобков.

После просмотра спектакля у меня, как и у всех зрителей (это не для красного словца – я беседовала со многими присутствовавшими на премьере) осталось теплое чувство сопереживания и огромной благодарности всем участникам спектакля – за то, что не пасуют перед трудностями, за их энтузиазм, за неисчерпаемость возможностей творить искусство.

Театр ЕРОВ приглашен принять участие в традиционных Днях еврейской культуры в Штутгарте осенью 2009 года. Спектакль «Тойбеле и ее демон» будет представлен на немецком языке.

София Фильштейн

Фото:
         
         
         









О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"