№8/3, 2011 - jazz и другое

Борис Левит-Броун

Chet Baker

Чет Бейкер – «великий грустный человек», как его называли – это cool jazz (прохладный джаз) собственной персоной, хотя я назвал бы его “Sad Jazz” (Грустнй Джаз) – жаль нет такого термина в джазовом обиходе.
У Чета была судьба звезды, но он покончил с собой.
Или выпал из окна гостиницы, находясь под воздействием психотропных...
Ему рукоплескал весь джазовый мир, но уже смолоду он был как будто бы не жилец этого мира.
Не то, что джазового, а вообще...
Ему выбили передние зубы и он долго не мог играть, так и ходил беззубый, от этого рано состарился лицом... всё ввалилось. Кто-то говорит – он подрался с наркодилером, сам он рассказывал, что на него напали несколько цветных и разбили бутылку об его зубы.

В протоколе амстредамской полиции значилось, что на тротуаре был обнаружен и подобран труп тридцатипятилетнего мужчины. Рядом валялась труба. Чету Бейкеру, когда он выпал из окна (или решил, что больше не может жить), было 58.

Имя этого джазового трубача я знал очень давно. Никогда особо им не интересовался, пока однажды талантливый киевский джазовый гитарист и мой коллега по педагогической работе, Саша Колонтырский, не задал мне вопрос: «А вы никогда не слышали, как поёт Чет Бейкер?» Я вопросительно вскинул на него взгляд, а он покивал головой: «Да-да, я не оговорился... поёт Чет Бейкер!»
Пением Чета я был сражен наповал. Я вообще не мог понять, что это такое. Первое, что я тогда произнес внутри себя, чему сам не поверил и что вернулось ко мне в конце всех моих размышлений, подтвердив в который раз, что первое ощущение самое верное – это какая-то джазовая молитва. У него вообще нет голоса в привычном понимании слова. Он поёт чувством и экспрессией джазовой интонации.
Красивый мальчик с несколько простоватым крестьянским лицом...
Что не жилось ему в его благополучном, таком позитивном и оптимистическом американском мире? Да так не жилось, что в конце концов он переселился в Европу и осел в Голландии (Амстердам – традиционный приют наркоманов и многих джазовых музыкантов!), где в конце концов и свёл счёты с жизнью. Он провалился в наркотики и был иссосан ими до предела, но продолжал играть и петь практически до самого конца. Бейкер был великим музыкантом cool jazz (прохладного джаза), эпохи многих великих талантов, которые я признаю, но не люблю.
Чета же я просто обожаю. Наряду с вселенской Эллой Фитцджералд это самый интимно близкий мне джазовый музыкант. Я мечтал бы петь, как он... но никогда не смогу так петь, так исполнять, потому что у меня совсем другой голос.


1. «Almost Blue»

Первое, что я предлагаю вниманию слушателей, – фрагмент из фильма , “Let’s Get Lost”, снятого почти перед самой смертью Чета Бейкера... Иду на определенный риск, потому что тех, кто не знает Бейкера, может оттолкнуть, даже испугать внешний вид Чета на этой записи. Он предстаёт здесь уже окончательно разрушенный героином и отчаянием, страшно состарившийся, едва похожий сам на себя. А исполняет одну из центральных тем своего репертуара "Almost Blue". Перед тем, как начать петь, он обращается к публике со странными и пугающе пророческими словами: «Мы достигли той точки вечера, друзья, – говорит он, – когда уже не так много времени и осталось (смеётся), поэтому я был бы вам крайне признателен, если б вы попытались вести себя как можно тише – потому что это такая мелодия...»
На вступление и во время самого исполнения создателями фильма подмонтированы фото великих коллег и предшественников Бейкера: Чарли Паркера, Майлза Девиса, Джарри Маллигена... фрагменты итальянского фильма, в котором снимался Бейкер в молодости (об этом речь ниже) многочисленные фотографии самого Чета в молодости, его наград. Нет в его голосе ни той мягкости, ни трогательного бледного света, по которому узнавали молодого Чета. Как слабое воспоминание о самом себе... так звучит его голос.



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"1. Chet Baker _Almost Blue_(complete video).mp3"


2. «My Funny Valentine»

Запись молодого Чета 50-х годов... Здесь он во всей силе и полноте владения голосом и своей характерной музыкальной стилистикой. «My Funny Valentine» великая тема Роджерса и Харта (Richard Rodgers and Lorenz Hart) 37-го года, опять-таки мировой хит прохладного джаза и давно устоявшийся джазовый стандарт. У Чета с этой темой были особые отношения. Он фактически сделал её своей визитной карточкой. Когда сегодня в джазовом контексте произносится словосочетание «My Funny Valentine», на ум приходит всегда и прежде всего Чет Бейкер. Меланхолия этой баллады, видимо, полней всего выражала ломкий, сложный характер Чета, его беспомощность перед миром. (К сожалению удалось найти только аудио-файл, который я рекомендую послушать первым - прежде туринской и токийской версий этой же темы).



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"2. My Funny Valentine - Chet Baker Sings.mp3"


И ещё одна запись My funny Valentine, уже позднего Бейкера (коцерт в Токио) – меня поражает колоссальный человеческий путь проделанный музыкантом Бейкером и выразившися в этой поздней записи. Где была лирика и нежный меланхолический цвет молодости – там тяжелая ипохондрия, окончательная закрытость в себе, уже безнадежность и вместе с тем колоссальная, мудрейшая музкальность.



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"3. Chet Baker - My Funny Valentine - Chet Baker in Tokyo.mp3"



4. «What'll I Do» – тема для трубы и голоса. Одно из самых гармоничных исполнений Бейкера... трубача и вокалиста. Удивительно деликатно его прикосновение к трубе, делающее звук этого как правило резкого, даже жесткого по звучанию интсрумента, более мыгким, чем мягчайший саксофон. И тем более поражает ещё более тонкое, уже совершенно воздушное вокальное разрешение Бейкера.

Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"4. Chet Baker - Whatll I Do.mp3"



5. «I Fall in Love Too Easily» – здесь Чету создана оркестровая атмосфера наибольшего, т. ск. благоприятствования, но его голос всё равно остаётся абсолютно антикоммерческим, антиподарочным... открытым и беззащитным, как сам Чет, голым и обезоруживающим этой своей беззащитной голостью. Куда уверенней звучит его труба. В конце клипа появляются поздние фотографии Бейкера и, наконец, мемориальная доска, повешенная на фасад дома, из окна которого Чет то ли выпал, то ли выбросился.



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"5. Chet Baker- I Fall in Love Too Easily.mp3"



6. «Time After Time» – это запись зрелого Бейкера. Гениальное живое пение, гениальное живое играние. Мечта и зависть любого джазового исполнителя. Здесь особо психологически интересен удивительный, непреднамеренно схваченный хроникой случай, когда ушедший в себя музыкант повидимому забывает, что своей очереди на соло у него за спиной ожидает флейтист. После первого вокального квадрата (квадрат – одно полное проведение темы) следует инструментальный квадрат и в конце его отчётливо видно, как готовится вступить флейтист. Но Бейкер, целиком ушедший в импровизацию и очевидно не удовлетворённый высказыванием первого импровизационного периода не прерывает свою музыкальную мысль. Флейтист слушает... и не вступает, не мешает. Он слышит и понимает, нельзя прерывать – это слишком ценно. И действительно, подлинно ЗВУЧИТ именно второй квадрат бейкеровской импровизации. Несмотря на то, что клип слегка повреждён в конце, надо дослушать до конца эту удивительную запись. Это не штуки... это JAZZ!



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"6. Chet Baker Live (Belgium 1964) Time After Time.mp3"



7. «Arrivederci»
В какой-то момент (уже в Германии), я посмотрел великолепный черно-белый фильм Брюса Вебера о Бейкере, кстати, номинант на Оскара, “Let’s Get Lost”, о котором уже шла речь (“Let’s Get Lost” - «Давайте потеряемся» или «Давайте забудемся»), снятый очень вовремя, незадолго до смерти Чета. Я заглянул в лицо этого человека и содрогнулся, это было лицо страдания. Но в финале этой картины (прямо на титры) проходит эпизод старого итальянского фильма Urlatori alla sbarra, который уже мало кто помнит, в котором снимались совсем юный Челентано и такая же юная Мина, в котором снимался и молодой Чет Бейкер. И пел он там песенку Arrivederci («Прощай»). В самой песенке единственное итальянское слово – arrivederci. Вообще-то означает оно «до встречи!», но Чет поёт: «Аrrivederci – always good-bye forever!..» «Аrrivederci – всегда прощай навсегда!..» – и в этом щенячьем копошении молодых людей, в этом глупом счастливом дне, в этом солнце, едва пробивающем итальянскую листву – во всём этом мире, тронутом нежной грустью интонации Чета, начинает вибрировать такая беспомощная, беззащитная грусть... как будто уже наступило страдальческое время «прощанья навсегда». После всех гениальных зрелых звучаний Чета Бейкера, собранных в фильме “Let’s Get Lost”, этот светлый и мучительный финал буквально растерзал мою сентиментальную душу и... выдавил из меня двенадцать строк посвящения Чету Бейкеру, которые я так и озаглавил:


Чэт Бэйкэр
("ALWAYS GOOD-BYE FOREVER")
Всегда прощанье навсегда,
всегда в улыбке расставанье.
Как шелестит весны преданье
над ухом спящего пруда,

как воздух выдыхает звук,
как зайчик солнечный пасётся
в ведре у черного колодца,
как суетится день разлук –
так ты поёшь, сощурив дым
своей немой и вещей весни –
навеки мальчиком седым,
всегда певцом последней песни.




Послушайте, господа! Посмотрите, но прежде всего послушайте этот финал. Может быть, он и вас тронет. Я надеюсь на это!
"Arrivederci"



Аудио:


Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
"7. Arrivederci - Chet Baker.mp3"



Молодой и старый Чет Бейкер






Чет Бейкер (Chet Baker) (полное имя Чесни Генри Бейкер, Chesney Henry Вaker) (23 декабря 1929, Йейл, шт. Оклахома — 13 мая 1988, Амстердам), американский джазовый музыкант (труба, фортепиано, вокал), руководитель ансамбля (модерн-джаз).

В плеяде трубачей, выдвинувшихся в начальный период развития модерн-джаза, Чет Бейкер занимает одно из ведущих мест. Является первым белым трубачом современного кул-стиля в сфере комбо-джаза. Ему принадлежит важная роль в экспериментах Джерри Маллиген с «бесклавирными» составами комбо, в которых отсутствие гармонической поддержки мелодических голосов партией фортепиано должно было восполняться за счет полифонизации фактуры и требовало развитого гармонического мышления от участников ансамбля. Данные опыты основывались на синтезе различных стилевых элементов модерн-джаза, свинга и современной академической камерной музыки, создали предпосылки для последующего расцвета кул-стиля и «третьего течения». В вокале Бэйкер отличался мягкой лирической манерой исполнения, обладал необычно высоким, почти юношеским голосом.

В возрасте 11 лет приехал с семьей в Калифорнию. В школе обучался игре на трубе, затем начал выступать в духовых и танцевальных оркестрах. Службу в армии проходил в 3ападном Берлине как трубач военного оркестра (1946-48), после демобилизации продолжил музыкальное образование в колледже Эль-Камино (Лос-Анджелес), где изучал теорию музыки и гармонию. В 1949 получил приглашение в военный оркестр PRESIDIO ARMY BAND, с которым играл в Сан-Франциско до 1952. В этот период познакомился с музыкантами-боперами, участвовал в джем-сешнах.

В начале 1952 сотрудничал с Чарли Паркером и Видо Муссо, в конце того же года в Голливуде примкнул к Джерри Маллигену и вскоре стал знаменитостью как солист его квартета. В дальнейшем выступал преимущественно с собственным комбо (начиная с 1953), членом которого был также пианист Расс Фримен. Совершил несколько европейских турне в 1955-56. Возобновив сотрудничество с Маллигеном, успешно концертировал в составе его секстета в Париже (и как пианист). Аккомпанировал певице Катерине Валенте во время её гастролей в Баден-Бадене.

В 1959-60 находился в Италии, здесь из-за пристрастия к наркотикам перенес психическое заболевание, прошёл курс лечения.

«Каждый раз я играю, как будто это последний раз. Уже много лет. Мне немного осталось, и очень важно, чтобы те, с кем я играю — кто бы это ни был, — видели, что я отдаю все, что у меня есть. И я от них жду того же. Мне нравится играть, я люблю играть. Наверное, я для этого и родился».

В 1964 вернулся из Европы в США, снова приобрел широкую известность, принимал участие в различных джазовых фестивалях (в Ньюпорте, Монтерее и др.). В разное время с Бэйкером играли музыканты из Франции, Бельгии, Голландии, ФРГ, Дании (в том числе Нильс-Хеннинг Эрстед-Педерсен, Вольфганг Лаккершмид и др.), среди его американских партнеров — пианисты «Дюк» Джордан, Эл Хэйг, Пол Блей и Дик Туордзик, саксофонисты Стэн Гетц, Ли Кониц, Арт Пеппер и Пол Десмонд, гитарист Джим Холл, басисты Джимми Бонд, Чарли Хэйден и Рон Картер, барабанщики Питер Литмэн и «Бивер» Харрис.

Со своими ансамблями (с 1953) и биг-бэндом (1956), с Чарли Паркером, Джерри Маллигеном (1952-53, 1957-58), Стэном Гетцом, Полом Десмонтом, Артом Пеппером, Элом Хэйгом, «Дюком» Джорданом, Полом Блеем, Джимом Холлом, Роном Картером, Чарли Хэйденом, европейскими музыкантами (1959); Элвисом Костелло (исполнителем рок-н-роллов), со струнными, с биг-бэндом «Чабби» Джексона и др.; на некоторых пластинках записан и как трубач, и как вокалист.

Чет Бейкер был найден мертвым примерно в 3 часа ночи 13 мая 1988 года в Prins Hendrikkade (в районе Zeedijk) на улице под окнами его номера на втором этаже гостиницы «Prins Hendrik Hotel» в Амстердаме (Голландия) с серьёзными ранениями головы. В номере был обнаружен героин и кокаин, вскрытие также показало наличие этих наркотиков в его крови. Поскольку не было обнаружено признаков борьбы, его смерть была расценена как несчастный случай.

Тело Бейкера было отправлено домой для погребения на кладбище Inglewood Park Cemetery в Inglewood (California). На отеле была установлена мемориальная доска.


>>> все работы aвтора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"