О ней говорить, вроде бы, проще всего. И невозможно. Она – всё. Её голосом говорит джазовый праздник, её голосом говорит сам свинг, её голосом говорит мать, а может говорить и ребенок... может возлюбленная, а может – жена. Это энергетическая бомба. Это всегда чуть смущенная девочка, которая не очень знает, как распорядиться своим огромным щедрым телом. Это королевское благородство и простота рассказа, это абсолютная серьёзность в исполнительстве, котороая может прийти мгновенно на смену шутливому озорству. Когда Элла забавляется своими феноменальными вокально-техническими возможностями a la bi-bop, трудно предположить, что через пять минут она явится перед тобой меланхолической рассказчицей в стиле cool.
Вот композиция из трёх вещей Tisket-a-Tasket – детская песенка, ставшая визитной карточкой Фитцджералд – Imagination is funny – лирическая тема необычайной красоты и – Lady be good – один из самых знаменитых джазовых стандартов классического свингового репертуара. На наших глазах совершается факирский фокус: исполняется детская песенка о девочке, которая потеряла маленькую желтую корзиночку и если ей вот прямо сейчас не вернут маленькую желтую корзиночку, то она умрёт. Может, красная – предлагает оркестр? Может зеленая? Нет... маленькая желтая корзиночка.
Ритм сильней хороших сценических манер, да и Элла ещё не обрела ту царственность, которая придёт к ней позже, поэтому она вполне по-гарлемски пристукивает по крышке рояля последнюю долю. И тут же... не отходя от этого рояля, она вдруг вся переливается в неотразимый лиризм Imagination is funny, а потом, опять-таки без паузы, словно проснувшись от волшебного сна, взнуздывает свинг в Lady be good.
Что тут добавить? Только слушать...
А вот уже Элла ощутимо обретает свою статуру. Композиция из двух вещей: Mr. Paganini и Round Midnight.
Мистер Паганини – шутливо-лирическая, удивительня по красоте главной темы вещь, перебиваемая импровизационными вставками, порой, как это часто бывает в джазе – цитатами из джаза же, а то и из классики – ставшая после исполнения Эллой её артистической собственностью; и сразу вслед – Round Midnight, гениальная тема в стиле cool Телониуса Монка, одна из центральных тем мирового джаза. Если можно иметь претензии к этому живому чуду, то у меня – при всем восторге и трепете – есть претензия. В коде Round Midnight Элла, уже владеющая в совершенстве своим вокальным аппаратом и гармоническим мышлением слишком увлекается фиоритурой. Мудрость экономии средств ещё не пришла, гигант играет музыкальными мускулами.
Здесь Элла, взяв за основу знаменитую One note samba Антонио Жобима, делает вообще что-то совершенно запредельное, баснословное. Это скэт... чистая импровизация на известную тему без изложения темы. Ну, обсуждать ни эти аномальные ритмико-гармонические способности, ни это бесконечное дыхание и неистощимую музыкальную фантазию просто нет смысла, надо слушать, отворив рот. Впрочем, стоит заметить, что без этого скэта Эллы, возможно, не появился бы Эл Жаро (о нём будет разговор отдельный!). Это была великая школа то ли техники, то ли музыкально-ритмического безумия. Кроме всего здесь можно увидеть Эллу в обстановке фестиваля, чем-то напоминающей клубный джэмсейшн, поразительно, что эта гранд-дама the greatest lady of jazz ever могла быть такой тёплой, почти домашней.
И вот она – зрелость Фитцералд. В этом клипе её представляет не больше не меньше, как Френк Синатра, амриканский крунер номер 1(crooner – певец мягкого джаза, амплуа промежуточное между джазом и популярной песней) – это музыкальное представление в лучших традициях американского шоу, но главное, конечно, сама Элла и то, благородство, то всегда поражающее меня достоинство, с которым эта великая женщина предстаёт перед слушателем и несёт музыкальную тему. Звучит Body & Soul – одна из жемчужин Great American Song Book (Великой Американской Книги Песен)
The man I Love («Любимый мой», знаменитая мелодия Джорджа Гершвина) – меня мучительно поражает и одновременно восхищает эта запись. Усталая Элла? Стареющая Элла? А сколько мудрости в сдержанности этой манеры. Нет... конечно она потом включается, когда начинают работать ударные... но больше всего меня потрясает прелюдия – дуэт с пианистом, Томми Флэнегэном.
Здесь Эллу представляет Энди Уильямс, другой великий крунер Америки. Он говорит: «Знаете, не важно, что поёт Элла Фитцджералд. Говорят, она может намурлыкать даже Yellow Pages (Gelbe Seiten) и обрушить овациями Карнеги Холл. Она звучит по-американски, но это универсальное звучание... звучание, которое любители музыки всего мира узнaют по нескольким первым тактам, и счастливо переглянувшись, скажут друг другу – но это же Элла!..»
Я мог бы говорить о ней бесконечно – она моя первая большая и всегдашняя любовь в джазе, она моя главная учительница джазового вокала (хотя, казалось бы, что общего между сопрано и баритоном?), но чем больше говоришь о ней, тем меньше стоят слова. Просто о ней нельзя сказать.
Это Элла Фитцджералд.
Нет... всё равно ещё добавляю. Angel Eyes – просто баллада, просто настроение, просто меланхолия, просто безнадежность, просто «ангельские глаза», которых почему-то нет рядом... – просто, всё просто...
Просто Элла...
Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пение скэтом (англ. Scat singing). Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990). Была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).«Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х, хотя выбор песен зачастую оставлял желать лучшего. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Billie Holiday. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв. В 1934 году она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy, которую она исполнила в стиле своего идола ~ певицы Солпее Boswell. После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший " Аполло ") представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом. Начиная с 1935 записывалась с Webb's Orchestra. С 1937 года большая половина песен группы исполнялась с ее участием. В 1938 году они записали хит "A-Tisket, A-Tasket", а чуть позже популярнейшую песню "Undecided". В это время Элла представляла собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом. Ее голос уже набрал должную силу, но до импровизаций и ската она еще не дошла. Эти таланты проявились позднее.
16 июня 1939 года Chick Webb скончался. По всеобщему решению Элле пришлось возглавить оркестр, и это несмотря на то, что до этого она мало занималась репертуаром и наймом и увольнением музыкантов. Ей удалось удержать популярность, и когда в 1941 году она распустила группу, то не составило большого труда начать сольную карьеру. Она начала выступать и сотрудничать с Ink Spots, Louis Jordan и Delta Rhythm Boys, затем с 1946 году вместе с Norman Granz's Jazz at the Philharmonic. Granz стал ее менеджером, но для того, чтобы переманить певицу на собственный лейбл, ему понадобилось около 10 лет. За это время в пении Эллы случились большие изменения. Во время тура с биг-бзндом Dizzy Gillespie она освоила би-боп и в ее манере пения появились моменты нового стиля. В то же самое время она начала использовать скeт-пение в своих сетах. Записи 1945-1947 "Lady Be Good, How High the Moon" и "Flying Home" стали очень популярными и в результате быстро сделали Эллу одной из лучших джазовых певиц. В 1948-1952, после свадьбы с басистом Ray Brown, Элла начинает выступать вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 годах она записала несколько пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина.
Начиная с концерта в Санта-Монике в 1972 году(с невероятной версией С Jam Blues) Элла Фитцджеральд стала считаться достоянием джазаи выступала, к примеру, с Count Basie, Oscar PetersonиJoe Pass. По прошествии 70-х годов голос Эллыстал заметно увядать, и в 80-х годах карьера певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать. Проблемы со зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной радостью в голосе.
В1994 году Элла Фитцджеральд прекратила петь, а через два года умерла.