№4/1, апрель, 2009 - кого-то поздравим...

Завоеватель Англии Георг Фридрих Гендель
К 250-летию со дня рождения

Одним из самых недосягаемых мастеров называл его Бетховен, Р.Роллан писал, что под покровом классического спокойствия в Генделе горел огонь гениального романтика, предшественника эпохи «Бури и натиска». Наследие Генделя огромно: 46 опер, около 30 ораторий, многочисленные инструментальные произведения, в том числе часто исполняемые и сейчас «кончерто гроссо», популярные «Музыка на воде» и «Музыка к фейерверку». Большую часть своей жизни Гендель прожил в Англии, там созданы почти все его творения, все принесшие ему мировую славу оратории.

Гендель родился 24.02.1685г. в Галле в семье лейб-хирурга саксонского курфюрста и дочери пастора. Особых усилий для развития музыкальных способностей сына родители не прилагали, отец прочил ему карьеру юриста. Тем не менее, по рекомендации курфюрста в 9 лет он становится учеником известного органиста Цахова, а в 1702 году, уже после смерти отца – органистом евангелической церкви. В 1703 г. Гендель покидает родные пенаты, начинаются годы странствий. Сначала Гамбург – тогдашняя музыкальная метрополия Германии с основанным в 1678 г. оперным театром, где он играет в оркестре и сочиняет свою первую оперу «Альмира». В 1707 г. Гендель принимает приглашение тосканского герцога Ф.Медичи и отправляется в Италию - набраться опыта и обрести успех в композиции. В этом же году во Флоренции создаётся его первая итальянская опера «Родриго», а через 2 года в Венеции – «Агриппина», которая имела большой успех и утвердила за ним репутацию оперного композитора. В 1710 г. «саксонский красавец-блондин с фигурой Геракла» направляется в страну своей мечты и своей судьбы – Англию, где в 1712 г. обосновывается окончательно и которую он, не считая коротких поездок в Германию и Италию для набора певцов, не покидает до самой смерти.
Музыкальная культура Англии после внезапной смерти в 1695 г. Генри Перселла находилась в упадке, 25-летний немецкий музыкант загорелся идеей возродить её. Англия привлекала его также большей открытостью общества и либерализмом в вопросах культуры, эстетики и религии. В сравнении с полуфеодальной Германией это была передовая страна с нарождающимся капитализмом и соответствующими общественными отношениями. И вот в 1711 г им создана первая лондонская (а по сути итальянская) опера «Ринальдо» на сюжет из «Освобождённого Иерусалима» Торквато Тассо, традиционного эпоса крестовых походов. После 15-ти успешных представлений в Лондоне опера исполнялась в Дублине, Гамбурге, Милане. В 1714 г. королевский престол Англии занимает ганноверский курфюрст Георг, при дворе которого в 1710 – 1712г.г. перед окончательным отъездом в Англию Гендель служил капельмейстером. Оживляется общественная и культурная жизнь Англии, Гендель становится востребованным как сочинитель развлекательной музыки (на воде, к фейерверку), а также как искусный органист и клавесинист. Одна за другой появляются и оперы: Радамисто, Муций Сцевола, Юлий Цезарь.
Развивая и совершенствуя своё оперное мастерство, Гендель выступает и как энергичный и способный организатор и предприниматель. В 1719 г. он становится одним из учредителей и руководителей Королевской Музыкальной Академии, в которой за 9 лет было осуществлено 428 постановок, из которых в 245 автором был Гендель. Зарабатывая на жизнь только своим трудом, формально не зависимый от двора, чиновников и церкви, Гендель был вынужден трезво оценивать экономические аспекты своего творчества. Он быстро стал достаточно состоятельным, вкладывал капитал в акции. Современники отмечают его великодушие и щедрость, любовь к вкусной, обильной еде (из-за чего его называли «Человек-гора», по аналогии с Гулливером в стране лилипутов). Банкротство Академии в 1727 г. не сломило Генделя: при поддержке нового короля Георга II (1000фунтов в год) и кредита прежних акционеров он основывает новую Академию при театре Ковент-Гарден. Поставленные в этот период (1730 – 1735 гг.) оперы – Порос, Эцио, Ариадна – являют собой значительный прогресс в оперном искусстве, предвосхищая в отдельных деталях возникшие на 40 лет позднее оперы Глюка и Моцарта.
Крах в 1737 г. и этой Академии, значительные финансовые потери, происки и интриги конкурентов привели Генделя к творческому кризису и инсульту. От потери трудоспособности его спасают могучий организм и неукротимая воля к жизни. Поняв, что он исчерпал свой потенциал оперного композитора и не в состоянии больше удовлетворять изменившимся вкусам и настроениям публики, Гендель обращается к ораториям, тем более, что некоторый опыт в этом жанре у него уже имелся. Оратория и опера в эпоху «барокко» не были несовместимы, так что часто оставалась возможность сценического воплощения оратории и концертного исполнения оперы. Базой ораторий Генделя явились итальянская традиция, английское хоровое искусство, церковная музыка Германии и французская опера, Оплодотворённый музыкальным языком Генделя синтез этих элементов и явил к жизни его монументальные произведения. В историческом и художественном плане это была как бы радикальная реформа оперы. Наиболее известные оратории Генделя, сразу же имевшие триумфальный успех, написаны на библейские сюжеты: Саул, Израиль в Египте, Эсфирь, Соломон, Иуда Маккавей, Самсон. Слушая знакомые тексты, англичане охотно отождествляли себя с библейскими героями, с израильтянами, это усиливало их уверенность в том, что теперь они, англичане, являются богоизбранным народом. Именно в ораториях с наибольшей силой раскрылся талант Генделя, большинство их – так называемые драматические оратории, с ярко выраженным действием, позволяющим их с успехом представлять на сцене. Шедевр Генделя, своего рода его визитная карточка – «Мессия», впервые исполненная 13 апреля 1742 г. в Дублине. «Находился ли я в это время в своём теле или вне его – я не знаю, знает только бог» -- говорил об этом он сам. При одном из первых исполнений оратории, когда зазвучало широко известное теперь «Аллилуя», слушатели непроизвольно встали, и с тех пор это стало традицией.
Свою последнюю ораторию «Йефта» в 1751 г. Гендель писал уже почти слепой, в дальнейшем он мог только выступать как органист. Похоронен он был при большом стечении народа в Вестминстерском соборе, рядом с выдающимися, знатнейшими людьми Англии. Не имея семьи, все свое наследство (20000 фунтов) он завещал больным и бездомным. Имеются очень скудные сведения о личной жизни Генделя: его письма родным в Германию полны малозначительных формальных деталей, ничего неизвестно о его взаимоотношениях с женщинами. К культуре какой страны следует отнести Генделя – Англии или Германии? Имея те же корни, что и Бах и Бетховен, Гендель достиг вершин и покорил мир как натурализованный англичанин и по праву считается творцом национальной музыки Англии. Лучшие его оратории постоянно звучат в концертных залах всего мира. Как заметил один из критиков 19-го века, Шекспир стал классиком, когда он попал на сцену, Гендель – когда он её покинул. Однако возрождение в последнее время интереса к операм «барокко» вселяет надежду, что скоро Гендель станет классиком и на сцене.

Александр Цейтлин

>>> все сочинения Александра Цейтлина здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"