№3/1, март, 2009 - Кого-то поздравим, кого-то помянем

Самый светлый музыкальный талант
К 200-летию со дня рождения Ф.Мендельсона-Бартольди

Известный музыковед и музыкальный писатель Альфред Эйнштейн считал Мендельсона романтическим классиком, советские критики относили его к романтикам-консерваторам (в отличие от новаторов Листа и Берлиоза). Гёте, после встречи с Мендельсоном в 1830 году, также отметил эту двойственность: «Гармония его творений показывает, что классическое допускает в них романтическое, а романтизм не мешает классицизму».

Как и у Моцарта, выдающиеся музыкальные способности проявились у него в раннем детстве. К 14 годам он уже автор 12 т.н. струнных симфоний, в 15 лет – концерта для 2-х фортепьяно с оркестром, в 16 – струнного октета, который и по сей день считается лучшим произведением этого жанра, наконец, в 17 – популярнейшей увертюры «Сон в летнюю ночь». Внешние обстоятельства благоприятствовали развитию таланта юного Феликса. Внук известного философа-просветителя и сын преуспевающего банкира обучался у лучших музыкантов и педагогов Берлина. С 10 лет его учителем становится композитор К.Цельтер, директор Берлинской певческой академии, близкий друг Гёте. Он и знакомит 12-ти летнего Феликса с олимпийцем, взяв его с собой в Веймар в октябре 1821 года. Гёте был очарован не только талантом и игрой, но и всем его обликом, предсказав ему большое будущее. В богатом, гостеприимном доме Мендельсонов на Лейпцигерштрассе 3 проходят регулярные воскресные концерты, среди гостей этого дома А.Гумбольт, Гегель, Э.Т.А.Гоффман, Гейне. В 1822 году вся семья (у Феликса две сестры и брат) совершает большую поездку в Швейцарию – через Симплон к Лаго-Маджоре. В 1825 году отец берёт его с собой в деловую поездку в Париж, где, все ёщё сомневаясь в таланте сына, представляет его на суд знаменитому Керубини – директору Парижской консерватории (тому самому, который двумя годами раньше не соизволил прослушать 12-летнего Листа). К Мендельсону маэстро был более благосклонен, подтвердив его музыкальную одарённость; в результате отец больше не противодействовал намерениям сына.

Настоящую известность в широких кругах общественности Германии принесло Мендельсону исполнение в Берлине после долгих лет забвения написанной 100 лет назад оратории И.С.Баха «Страсти по Матфею». Это произошло 11 мая 1829 года в новой Певческой Академии в присутствии Гегеля, Гейне и всего королевского двора. Через десять дней исполнение было повторено с неслыханным успехом, а затем состоялось в ряде других городов. Началось возрождение музыки Баха. Тесная связь с творениями Баха продолжалась у Мендельсона в течение всей его жизни. Как заметил один его современник, Бах – бог, а Мендельсон – пророк его.

В 1830 году Мендельсон предпринимает большую образовательную поездку: через Веймар (где он снова гостит у Гёте), Мюнхен и Вену – в Венецию, Флоренцию и Рим; на следующий год – в Неаполь, Рим, Милан и Париж, в 1832 году – в Лондон. К этому времени он уже автор фортепьянного концерта, увертюры «Гебриды» - произведений зрелого мастера. Пока всё складывалось благоприятно, оправдывая его имя (Феликс – счастливый). Сыграла ли тут роль приставка Бартольди, и откуда она вообще взялась?

Немецкое еврейство первой половины 19-го века пожинало плоды Хаскалы – просвещения, одним из главных идеологов которого был дед Феликса Моисей (Мозес) Мендельсон. Свою задачу он видел в светском просвещении евреев, которые должны были стать немцами иудейского вероисповедования. Он и его последователи много сделали для эмансипации евреев, выхода их из гетто и интеграции в немецкое общество. Но был и другой результат, которого просветитель, возможно, не предвидел: многие богатые и образованные евреи стали переходить в христианство. Так поступили и трое детей Мозеса, в том числе отец Феликса Авраам, который в 1816 году крестил своих детей, а шесть лет спустя сам вместе с женой перешел в лютеранство. Для смягчения «компрометирующего» звучания к фамилии добавилась приставка Бартольди (по примеру дяди Феликса по матери, сменившего на Бартольди свою фамилию Саломон). Сыграло ли для Мендельсона христианство роль «пропуска в европейскую культуру» (как определял Гейне мотив своего перехода в христианство)? Скорее всего, да, по крайней мере, для его музыкальной карьеры. Хотя, этого оказалось недостаточно для выбора его в 1833 году преемником скончавшегося Цельтера на посту директора Берлинской Певческой Академии. Это был тяжелый удар для легкоранимого, не сталкивавшегося до сих пор с сопротивлением окружающего мира юноши.

Но уже через несколько месяцев его приглашают возглавить музыкальный фестиваль в Дюссельдорфе, а с 1835 года он становится за пульт оркестра Гевандхаус в Лейпциге – городе Баха. С этого времени в истории этого старейшего оркестра Германии начинается новая славная глава. Мендельсон был выдающийся дирижер, по свидетельству современника «горящие глаза его охватывали весь оркестр, буквально владели им». Помимо собственных произведений, Мендельсон с неизменным успехом исполняет симфонии Бетховена, Шумана, Шуберта. Его периодически приглашают руководить в Дюссельдорфе музыкальными фестивалями. В 1836 году там была исполнена его оратория «Павел». Духовная музыка вообще занимает большое место в его творчестве. Мендельсон охотно обращается к текстам, как Старого, так и Нового Заветов: незаконченная трилогия «Павел – Илия – Христос», многочисленные псалмы, кантаты, мотеты. Как отмечали современники, он перенёс духовную музыку из церквей в концертные залы.

В 1841 году Мендельсон принимает приглашение вошедшего на престол короля Фридриха-Вильгельма IV возглавить музыкальный отдел Берлинской Академии искусств. Однако памятуя о прошлой неудаче с Берлином, он более не питает иллюзий и не оставляет свою деятельность в Лейпциге. И, действительно, берлинский период Мендельсона нельзя назвать особенно успешным. Равнодушие и даже противодействие бюрократии не позволило ему создать музыкальное высшее учебное заведение. Не получило широкого резонанса и исполнение оратории «Павел», а также других его произведений. Берлин ему завоевать не удалось. Но в остальном все складывалось по-прежнему удачно. 3 апреля 1843 года открылись двери Лейпцигской консерватории. Преподавать в ней были приглашены известные музыканты, сам Мендельсон вел класс композиции. Лейпциг стал подлинным музыкальным центром Германии, здесь давали концерты выдающиеся музыканты того времени (только Клара Шуман, например, выступала не менее двадцати раз). Счастливо складывалась личная жизнь Мендельсона. Знакомство в 1835 году во Франкфурте с 18-тилетней Сесиль Жанрено – дочерью пастора-гугенота, привело в 1837 году к женитьбе и последующему рождению пятерых детей. В свободное время Мендельсон с увлечением рисовал, сохранилось много его превосходных акварелей. Много времени он проводил в разъездах, выступая с концертами, как в пределах Германии, так и за рубежом. Особенным успехом пользовались его выступления в Англии, где он побывал десять раз, принося, помимо всего прочего, значительную прибыль филармоническому обществу, постоянно испытывающему финансовый дефицит.

В 1847 году во время пребывания в Лондоне ухудшилось его здоровье, и, вернувшись, он по настоянию врача прекращает исполнительскую деятельность. В это же время он получает известие о смерти любимой сестры Фанни. Старше его на четыре года, она сама была прекрасной музыкантшей и автором ряда камерных вокальных и инструментальных произведений. Феликс состоял с ней в постоянной переписке и всегда прислушивался к её советам. Её памяти он посвятил свой последний струнный квартет f-moll, поразительное по своей трагической силе произведение. Смерть сестры явилась для него ударом, от которого он уже не смог оправиться: он увидел в ней пророчество своего будущего. 28 октября последовал инсульт, и 4 ноября Мендельсона не стало.

Когда Мендельсон ушел из жизни, он был едва ли не самым знаменитым из современных ему композиторов, значительно опережая, например, Шумана. Его одержимость мечтой придать Германии высочайший международный авторитет в музыке, его деятельность в претворении этой мечты была сродни миссионерской и увенчалась успехом. Мендельсон являлся универсальным гением, чьё наследство не исчерпывается нотами. Но его популярность быстро сошла на нет, и как позднее заметил один из критиков, музыка Мендельсона не умерла естественной смертью, она была убита главным образом, усилиями всякого рода антисемитов. Значительный вклад в эту антисемитскую кампанию внёс Р. Вагнер, в 1851 году своём памфлете «Иудаизм в музыке» призвавший к освобождению современного искусства от еврейского господства. Мендельсон, по его мнению, «никогда не мог оказать на наши сердце и душу такого всеохватывающего действия, которое мы ожидаем от искусства». Лозунги Вагнера упали в благодатную почву. Когда же к власти пришли националсоциалисты, они постарались вытравить саму память о композиторе. Не сразу, лишь постепенно все вернулось на свои места, и сейчас лучшие произведения Мендельсона-Бартольди – Шотландская, Итальянская и Реформационная симфонии, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», оратории «Павел» и «Илия», фортепьянный и скрипичный концерты, многочисленные камерные вокальные и инструментальные произведения и духовная музыка – не сходят с афиш концертных залов.

Александр Цейтлин

>>> все сочинения Александра Цейтлина здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"