Сердолики, сардониксы и агаты Сибири и Дальнего Востока
Норильские агаты в мою коллекцию попали двумя путями. Первым источником были богатые коллекционеры, с которыми я задружился во время командировок на норильский медно-никелевый комбинат. Дальше Норильска меня черти, пардон, дела не заносили. Вторым «поставщиком» норильских агатов стал мой тезка, сослуживец и сосед по лестничной площадке в Запорожье, Виктор Брындин, в прошлом норильчанин, который в окрестностях Норильска охотился, рыбачил и собирал агаты. А еще в детстве, в Бурятии, в кампании таких же пацанов выбирал агаты и сердолики из железнодорожной насыпи. Он подарил мне несколько хороших срезов, в том числе и жеоду с аметистовым наполнением, найденную им в окрестностях Норильска. И первый в моей коллекции сердолик Сибири был подарен именно им. В прежней жизни я с гордостью говорил: «Я не купил и не продал ни единого камня». (Нет, конечно же, покупал - в магазинах, а вот с «торговцами» принципиально не контактировал). Международные цены самоцветов в Стране Советов были засекречены. Но с секретами, как и со всем прочим, там был огромный бардак. Поэтому мне подарили книгу с грифом «Для служебного пользования». Истинные коллекционеры обменивались сырьём и вторыми срезами. Если вместо обмена шёл обман, то контакт прекращался.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
В командировках в Норильске мне не раз предлагали чудные образцы с самородной платиной. Взять не рискнул. Не хотелось работать на Севере под надзором – я южанин и ненавижу мороз!
Срез обычно делается толщиною около десяти миллиметров. Считается, что при такой его толщине сохраняется натуральный цвет камня. Я же иной раз делаю срез более тонким, тогда тёмные тона или самоцветы с густой окраской высветляются, что зачастую улучшает общее впечатление от камня.
Чем более ценным, на мой взгляд, является образец сырья, тем дольше он находится в стадии изучения. Часто это позволяет найти наиболее выигрышные по красоте срезы. Но на этом пути встречаются и ошибки. Они помнятся долго. Как и везде, тут опыт приобретается упорным трудом. Я, бывало, шутя, говорил: «Какая лёгкая работа грызть гранит науки! Да я по вечерам грызу более твёрдые агаты и топазами закусываю!»
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Но эти долгие размышления лишили меня многих уникальных камней. Мой девиз: «У нас впереди большая и интересная жизнь!», - меня и подвёл. Когда выезжали в Германию, то красивейшие камни, над которыми долго размышлял, остались необработанными в Запорожье.
А вот с реки Зеи у меня агатов – греби лопатой! Ферсман описывает, что, когда они вышли на один из плёсов Зеи, весь берег был красным, так как сплошь состоял из сердоликов. Но когда они явились туда за камнесамоцветным сырьём на следующий год, плёс уже был серым: всё паводком смыло. Дело житейское: у меня, бывало, тоже карадагские агаты ветром с балкона сдувало!
Сам я на Зее я не был. Но в Усть-Каменогорске был организован цех самоцветной бижутерии. Василий Шубин, специалист по обработке твердого камня доставлял для цеха сырье из Сибири. Распиливая камни и замечая смысловую картину, он не резал их на кубики для бус, а откладывал для подарка мне. В ответ Василий получал от меня новые книги о самоцветах, которые я покупал в Москве в товарных количествах специально для подарков коллекционерам.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Согласно давним поверьям, сардоникс считается талисманом, придающим владельцу мужество, ускоряющим срастание костей, останавливающим кровотечение, оберегающим от предательства и лжи. Сердолик также является талисманом, приносящим счастье, усмиряющим ссоры, предотвращающим козни врагов. Хотя… Сердоликовые талисманы носили Байрон и Наполеон. У Пушкина было целых два сердоликовых перстня-печатки. Ни одному из них эти талисманы не помогли. Интересна история талисманов Пушкина. Один из них, тот что он заложил в игре, теперь находится в музее. Другой, с таинственными письменами, подарок графини Воронцовой, которому он посвятил стихотворение: «Храни меня, мой талисман», был на его руке во время дуэли. Умирая, он его вручил Жуковскому, тот – Тургеневу, в конце концов Полина Виардо передала его в музей Пушкина, откуда он во время октябрьского переворота был украден. По оттиску установлена надпись на древнееврейском: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Не хочется заканчивать рассказы о красивых красных камнях на такой печальной ноте, поэтому продолжим информацию.
Сардоникс и особенно оникс наиболее часто используются для изготовления гемм. Такое хобби было у Екатерины Великой. В свободное от государственных дел и любовных утех она обрабатывала самоцветы, резала геммы. По ее указу по всей Европе скупались наряду с другими произведениями искусства древние геммы. Сегодня в мире известно около сорока тысяч древнегреческих и древнеримских гемм, более половины из них, благодаря увлечению Екатерины Великой, находятся в Эрмитаже.
Фото 32.
Фото 33.
Фантазии наших читателей (см. прошлый номер №9/2, 2009)
Фото 31. 1. А в горах ещё снег 2. Ветки сакуры 3. В омуте своя жизнь, правда, мутная 4. Неподвижно висит Темная туча в полнеба... Видно, молнию ждет.
Фото 32. 1. Яхта в бухте 2. В горном ущелье 3. Полёт над Тянь-Шанем 4. В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез.
Фото 33. 1. Лыжная трасса 2. Поздняя осень 3. Сырок с голубой плесенью к столу императора 4. Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто слезы...
Два или три лепестка Друг на друга упали... Облетает пион.
Фото 34. 1. Как же мне, рябине, к дубу перебраться... 2. Пробуждение 3. В преддверии пыльной бури 4. Осень уже пришла. О, если бы вновь родиться Сосной на горе!
Фото 35. 1. Избушка на опушке 2. 3. Неземной пейзаж 4. Май пролил луч света. Ловит, ловит стрекоза Свою собственную тень