№8/3, 2011 - Гражданственная проза и не только

Евгениий Смотрицкий
От эмоций - к смыслам

Массовое убийство, более того – двойной террористический акт в одной из самых спокойных и благополучных стран мира – невероятно, но факт. А факты… А факты нельзя игнорировать! А факты необходимо осмысливать, если от них зависит жизнь и отдельного человека, и общества. У меня вопросов больше чем ответов по этой трагедии. Поэтому – мои рассуждения…


Конечно, мы имеем право проявлять эмоции и проводить любые сравнения. Но ситуация настолько трагическая, что лучше бы попридержать эмоции и спокойно осмыслить, что происходит.

Я не оправдываю Андерса Брейвика, но надо попытаться его понять!

Нет оправданий Гитлеру! Но слишком легко объявить его «бесноватым фюрером», а великий немецкий народ – нелюдями. Объявить легко, но примитивно и пошло. Сложнее понять, почему более 50 миллионов человек стали жертвами всемирной бойни! Сложнее искать долю вины у победителей, и уж тем более говорить об их корыстном интересе. Победил (лучше убивал) – значит гуманист, проиграл – значит агрессор. (Можете бросать в меня камни, но это не снимает вины с Франции и Англии, но это не отменяет того, что заработали на войне США). Чем же лучше современные политики! У них трудно заметить стыд и совесть, да и ум, и наличие идеи! Они заложники современной мировой финансовой банды. Их вместе интересуют только прибыли, а не организация жизни, не цена, которую платят за эти прибыли целые народы. Но У ПОЛИТИКОВ ЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ, чтобы навести порядок. Так пусть направят армию и полицию против мировой банды, а не против колон протестующего народа; не против Каддафи, а против тех, кому нужна нефть Каддафи и т.д.; не против Брейвика, а против тех социальных причин, которые порождают сторонников Брейвика. А вы видите сколько их!


Андерс – это не просто индикатор неблагополучия в благополучных европейских странах. Это уже «процесс пошел!», как сказал один «товарищ». Сравнивать его с Гитлером – можно, но что это решает? Даже указывать на протест против исламизации как мотив поступка – тоже не совсем хорошо, даже если это так. (Мусульмане имеют право в немусульманской стране повторять ежедневно, что «нет бога, кроме Аллаха, и…», а Андерс и любой другой человек – гражданин этой страны, имеет право повторять, что нет места исламу в его стране). Но я вижу ситуацию ещё хуже. РАСТЁТ НЕДОВОЛЬСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТЮ ЖИЗНИ. Люди ищут себе на голову… идею! И готовы рисковать жизнью за свои (раз не предлагаёт общество) идеи. Кто-то идёт в экстремальные виды спорта («спорта»), кто-то в террористы. ЧЕЛОВЕКУ нужны СВЕРШЕНИЯ. Но общество, культура, не предлагают ни достойных целей, достижение которых требует свершений и подвигов от человека, ни святынь, ради которых можно и умереть (не говоря уже убить другого). Современная Европа предлагает сытость и покорность. Кого-то это устраивает, а кого-то – нет. Но ЭНЕРГИЯ-то ведь ЕСТЬ. И ей надо куда-то деваться. Появятся пассионарии (по Льву Гумилёву), появятся великие мистики (по Анри Бергсону и Освальду Шпенглеру). Будут и Христосы, и Робин Гуды, и Гитлеры. Но хотелось бы Гомера, Гёте, Гауди!.. Хотелось бы Фритьофов Нансеных, Раулей Амундсеных, Туров Хейердалов!

Легко сказать, что общество и люди в Европе бесятся с жиру. Легко сказать с упрёком – «чего не хватало этому Брейвику!»? Но нужно конструктивное осмысление и предложение выхода из тупика. Это и есть главная функция культуры: стабилизировать общество и дать ему смысл. А выполнять эту функцию общество может только под руководством элит. Но элиты должны быть элитами, а не псевдоэлитами. Их безразличие, недопонимание реальности, глухота к требованиям – трагедия народов. То, что Герберт Маркузе в книге «Одномерный человек» показал – правда. Но это правда, с которой нужно что-то делать! Признать, что политическая элита заботится только о материальной и экономической стороне жизни – значит одновременно признать и необходимость духовной элиты. А разве новость, что в обществе всегда была как светская, так и духовная власть! Или как минимум – жречество, которое соединяло обе функции. Стенания Лиотара по поводу состояния постмодерна – это не оправдательный документ для элит, а обвинительный. Если признать и смириться, что общество функционирует по принципам эффективности (читай – экономической эффективности, более того – финансовой эффективности, хуже того – ростовщической эффективности), то готовьтесь все к тотальной криминализации жизни! Наиболее эффективны кража и грабёж! Морали, видите ли, нет, потому что она снижает эффективность. Мораль – это тормоз, хоть для вора, хоть для современных легитимных бандкорпораций. Так что ж из этого – отказаться от морали?! А можно ли вообще существовать без «тормозной системы»? Давно тормоза стали лишними в автомобиле? Так может и законы не нужны? Хватит и жизни «по понятиям»?!

Поэтому… Элиты, РАБОТАЙТЕ! Поэтому… Люди! Давайте искать бескровные способы протеста против бессмысленности жизни и бездействия правительств! Люди! Создавайте СВОИ ЛОКАЛЬНЫЕ ОСМЫСЛЕННЫЕ МИРЫ! Любите друг друга и уважайте самих себя! Помните, что любое убийство без права на лишение жизни - недопустимое преступление! Помните, любое убийство по закону – казнь! Помните, только Культура легитимирует человеческое Жертвоприношение! А пока нет Культуры – нет оправдания агрессии, террору, убийствам!

Я понимаю, что связывая Культуру и человеческие жертвоприношения, вызываю на себя шквал протеста. Но прежде чем кто-то хочет отрицать моё, к тому же не оригинальное, утверждение, пусть уничтожит данные археологии, этнографии и культурологи. Да что далеко ходить! Пусть христиане откажутся от жертвы Иисуса Христа и всех христианских мучеников! Или нужно признать, что это жертвоприношение, санкционированное христианской культурой. Пусть откажутся от инквизиции со всеми её кострами или признают факт жертвоприношения. Под каким «соусом», какое «идеологическое» обоснование под это всё подводилось – это отдельный вопрос, который не отменяет факта принесения человеческих жертв, санкционированных культурой того времени. Я понимаю возможные упрёки. У христиан не жертвоприношение. А самопожертвование. Понимаю. Но я рассчитываю на понимание по сути! Возьмите другие примеры: гладиаторские бои, кровная месть, например.

Культура – это не театры и библиотеки (тем более набитые порнографической литературой и детективами о расследовании убийств). Культура – это механизм социоприродной стабилизации, социального и экологического гомеостазиса, а также механизм обретения и сохранения смыслов существования. И данные археологии и этнографии свидетельствуют, что эти механизмы чаще всего очень жестокие. Я не пропагандирую «варварство» и жестокость. Я лишь прошу открыть глаза и посмотреть честно на реальность. Достижения нашей (европейской) цивилизации колоссальны! Но какая цена этого прогресса? Миллионы жертв дорожно-транспортных происшествий, рост раковых заболеваний, деградация природы… Это всё побочный, неосознанный продукт прогресса. А если попытаться осознать! Если вдуматься – это изменённая форма жертвоприношений. Параллельно прогрессу прогрессируют и формы, а главное – масштабы, жертвоприношений. Я не призываю запретить автомобиль! Я призываю понять, что Культура и Жертвоприношение неразделимы.

Вернёмся к Брейвику. Он убил ни в чём неповинных людей. Он не имел права на убийство. Он нарушил принятые демократические и легитимные нормы и т.д. С какой стороны не посмотри – ВИНОВЕН. Но я предлагаю посмотреть на ситуацию без эмоций. Как будто она произошла не с нами и миллион лет назад. Так вот, разве этнография говорит, что в жертву приносили виновных? НЕТ.

«Он не имел права на убийство». Да, не имел, но почему современное общество предоставило ему в распоряжение взрывчатку и стрелковое оружие? Автомобиль – не для жертвоприношений, а жертвы есть. А автоматы – так они для того и созданы, причём с санкции культуры, чтобы убивать. Пардон, приносить жертвы.

«Он нарушил демократические нормы». Нарушил. Но его Манифест говорит о том, что он сторонник другой системы ценностей, сторонник других норм. Он нарушил ВАШИ нормы, отстаивая СВОИ. А в этом деле никакие компромиссы невозможны. Это тот самый диалог культур, который ведётся только на языке войны. Это горько осознавать, но можно и отвернуться. Можно отказаться от адекватного восприятия реальности. Только к чему тогда сентиментальные вздохи по жертвам, якобы неожиданным!


29.07-03.08.2011
KL





>>> все работы aвтора здесь!








О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"