№11/1, 2011 - Поэзия

Марк Яковлев
«Превращение» Анатолия Глухова

23 октября 2011 года в рамках театрального фестиваля в Хайдельберге, Германия, театр „Табор“, город Линц, Австрия, показал спектакль „Превращение“ по одноименному рассказу Франца Кафки в постановке российского режиссёра Анатолия Глухова.

Этот знаменитый рассказ привлекает к себе множество режиссеров во всём мире. И поскольку пересказать Кафку невозможно, каждый из них создает свои вариации на тему и вкладывает в инсценировку свое понимание и осмысление идеи, и свои средства ее воплощения.
Так, в постановке Павла Лукьянова (2002 г.), отец Грегора ходил в собес, а у Анатолия Глухова - играет на контрабасе. Это интересная режиссёрская находка: характер отца (актер Paul Hofmann) отражает именно этот музыкальный инструмент, ставший у австрийцев после „Контрабаса“ Патрика Зюскинда национальным, наряду с тирольской дудочкой и аккордеоном. На дудочке у Глухова играет мать Грегора (актриса Katharina Pilar), на аккордеоне - Грета, его сестра (актриса Susi Heuschober).

Итак… «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».




На переднем плане сцены - клетка, в которой лежит Грегор Замза (эту роль, трудную физически и духовно, прекрасно играет актёр Jurij Diez), а за клеткой стол, за которым расположились его отец, мать и сестра. Игрой отца на контрабасе и начинается спектакль. Семейство Замза распевает на мотив детской песенки „Schlaf Gregor, schlaf! Der Vater hut die Schaf...“ свою семейную вариацию:
„Lieber Gregor, Lieber Gregor schläfst du noch…“.

Роль Грегора в спектакле Глухова трудна ещё и потому, что режиссер лишает героя „права голоса“, в то время, как в рассказе Кафки Грегор иногда отвечает на вопросы своих родственников.



„Поворотным пунктом“ спектакля становится момент, когда сестра Грегора Грета, тонко исполненная Сюзи Хойшобер, вначале ухаживавшая за братом, решает, что семья должна избавиться от него.
Первым с этим решением соглашается контрабас-отец, которого Пауль Хофманн убедительно играет в стиле властного отца Кафки (вспомним дневники автора и его письмо к отцу). Дудочка-мать в бесподобной трактовке Катарины Пилар, разрывается между любовью к сыну и долгом перед мужем и никак не может смириться с этим решением.

И тут на первый план выходит прислуга (её очень выразительно играет актриса Sabine Cap), которая не прочь пококетничать с контрабасом и побузить с дудочкой. Режиссер вводит в свои вариации сцену, которой нет у Кафки: мать-дудочка просит фривольную служанку соблазнить Грегора (разумеется, за деньги), в надежде, что тот снова обретет человеческий облик.



Интересно, что служанка не видит в этом ничего отвратительного или предосудительного, потому что относится к Грегору наиболее естественно и, если можно так сказать, человечно:
«Сначала она даже подзывала его к себе словами, которые, вероятно, казались ей приветливыми, такими, например, как: "Поди-ка сюда, навозный жучок! " или: "Где наш жучище? "»
Здесь мы и подходим к идее режиссёра Глухова: посторонняя женщина оказывается более человечной по отношению к несчастному Грегору, чем формально близкие ему люди.

У Глухова Грегор Замза не умирает от недоедания или от полученных от отца ран. Он уходит из комнаты-клетки, понимая, что родные предали его. Он вылезает из кожи-чешуи и идёт через комнату-тюрьму и стол – символ семейного уюта – в вечность человеческого духа.

Кстати, фильм испанского режиссера Альмодовара „Кожа, которую я населяю“ (по повести Тьерри Жонке „Тарантул“), показанный в мае этого года на Каннском кинофестивале - о том же самом: кожа – это лишь оболочка, где живёт человеческий дух.

Недавно я посмотрел в Дюссельдорфе стильный и пластичный спектакль Романа Виктюка «Сергей и Айседора». На вопрос: „Почему Вы поставили именно этот спектакль?“, режиссер Виктюк ответил, что в мире почти не осталось Любви и задача театра попытаться напомнить людям, что Любовь существует, или, как сказал современник Есенина: „Забыли вы, что в мире есть Любовь, Которая и жжет, и губит…“. Виктюк понимает любовь как эротику, как прикосновения кожи.

На тот же вопрос: „Почему Вы поставили именно этот спектакль?“, режиссер Глухов ответил, что в мире почти не осталось любви и самое главное в жизни – это семья. Глухов понимает любовь как тепло близких тебе существ, идущее от души, а какова оболочка, в которую заключена душа, кожа, чешуя или шерсть, как у собаки или кошки - не имеет большого значения.

Сам Анатолий Глухов тоже пережил свое „Превращение“ в 2000 году, став из российского режиссера австрийским. Этим, возможно, и объясняется разница в ответах российского и российско-австрийского режиссеров. И не случайно он поставил в театре “Табор“, который основал в Австрии вместе с Александрой Лугер, замечательную пьесу польского драматурга Славомира Мрожека „Эммигранты“.

После спектакля режиссера Глухова „Превращение“ я подумал: каждый из нас раньше или позже, «проснувшись однажды утром после беспокойного сна, обнаружит, что он у себя в постели» не может поднять руку или ногу или повернуть голову. Здесь самое главное - чувствовать, что в соседней комнате есть близкое тебе по духу существо, которое не предаст тебя.

Фото Christian Pichler



>>> все работы Маркa Яковлевa здесь!







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"