Французский художник Поль Гоген. Бегство от цивилизации
К 160-летию со дня рождения выдающегося мастера.

Валерий Койфман

«Гоген – это дикарь, который ненавидит стесняющую его цивилизацию,
он что-то вроде Титана, который, ревнуя к Творцу,
на досуге создает свои творения...»

Август Стринберг, писатель


Вслед за импрессионизмом во французской живописи стали возникать различные течения, получившие впоследствии общее название «постимпрессионизм» (фр. postimpressionisme, т. е. «после импрессионизма»). Постимпрессионизм охватывает ориентировочно 2-3 десятилетия, после восьмой последней выставки импрессионистов 1886 года и знаменует этап, на протяжении которого работали различные по стилю мастера, «выросшие» из импрессионизма.
Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английский критик Р. Фрай в 1910 г. после выставки французской живописи в Лондоне. Здесь выставлялись работы Ван Гога, Гогена, Сезанна, Сера, Тулуз-Лотрека и ряда других художников, которые считались наследниками многих идей импрессионизма.
Произведения художников-постимпрессионистов значительно расширили творческий диапазон живописи, возвестив рождение нового искусства и подготовив почву для возникновения таких художественных стилей и направлений, как символизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм и др.
В славной когорте постимпрессионистов яркой звездой блистает творчество несравненного мастера, французского художника Поля Гогена.


«Автопортрет», 1893

Эжен Анри Поль Гоген (фр. Paul Gauguin) родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» – газеты республиканского толка. Через год после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис Гоген, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он отправился в Перу, где намеревался жить у родственников жены Алины (по происхождению она из старинного испанского рода, осевшего в Перу) и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться, ибо по пути в Южную Америку Кловис умер на корабле от сердечного приступа. До 7 лет Поль жил с матерью в Лиме. Впечатления детства: яркая природа, красочные национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди сказались потом в его неуемной жажде путешествий, в тяге к экзотике.
Гогены вернулись во Францию в 1855 г. и поселились в Орлеане. Вскоре Полю надоела учеба и серая провинциальная жизнь. В 17 лет он нанявшись матросом на торговый корабль, он за несколько лет побывал в Бразилии, Панаме, Океании. Позже будущий художник поступил на службу в ВМФ Франции, бороздя просторы от Средиземного моря до Полярного круга. В 1871 г. Поль оставил флот, его мать к тому времени уже умерла. По протекции опекуна юноша получает место в одной из солидных парижских биржевых фирм и вскоре приобретает независимое положение. В 1873 г. Поль Гоген женился на пышной белокурой датчанке Мэтт-Софи Гад. В последующие годы его положение в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. Вот как в те времена описывали Гогена знакомые: «Холодные серо-голубые глаза, чуть прикрытые тяжелыми веками, плечи молотобойца – Поль гнул лошадиные подковы. Коллегу, в шутку сбившего с него цилиндр, он чуть было не придушил прямо в зале парижской биржи. Но, если его не выводили из себя, дремал на ходу». Однако никто, включая жену, не подозревал, что жизнь биржевого маклера к настоящему Полю Гогену не имела никакого отношения и была случайностью, недоразумением.
В судьбу бывшего матроса вмешалось искусство. Еще ранее весь свой досуг Поль посвящал рисованию, бывал в музеях и даже занимался в частной академии Коларосси. Писать красками он начал в середине 1870-х, в основном это были пейзажи, один из которых экспонировался в Салоне 1876 года. Через опекуна, который собирал картины, Гоген соприкоснулся с кругом художников-импрессионистов. Тогдашнее финансовое положение позволило ему собрать неплохую коллекцию их работ (Э. Мане, Ренуар, К. Моне, Сезанн, Писсарро, Сислей и т. д.).
Гоген с энтузиазмом принялся воплощать идеи импрессионистов в своих первых полотнах, хотя и не получил регулярного художественного образования – «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883)


«Сад в снегу», 1883

Решающую роль в становлении таланта Гогена как художника сыграла встреча с Камиллом Писсарро, который помог Полю овладеть профессиональными навыками, привлек к участию
в выставках импрессионистов. Имя Гогена все чаще звучит в артистических кругах, и художник стал задумываться над тем, чтобы посвятить себя живописи. Биржевой кризис 1882 г., пошатнул финансовое процветание Гогена и ускорил его выбор в пользу искусства.
В ноябре 1883 Гоген с семьей перебрался из Парижа в Руан, где жизнь была дешевле.
Писсарро писал по этому поводу, что Гоген «оставляет Париж, чтобы полностью отдаться живописи... и с помощью упорного труда завоевать свое место в искусстве».
Два года попыток Гогена выбраться из нужды с помощью искусства ни к чему не привели. Он вынужден был уйти из семьи, чтобы не прекращать заниматься живописью. Летом 1885 Поль вернулся в Париж. Особенно трудна для него была следующая зима: чтобы хоть немного заработать, он вынужден был расклеивать афиши. Здоровая психика и крепкое физическое здоровье помогают Гогену преодолевать кризис.
В июле 1886 Поль все-таки нашел деньги для своего путешествия в Бретань. Он остановился в маленьком городке Понт-Авене, который давно славился тем, что сюда отовсюду приезжали художники-пейзажисты. Гоген остановился в пансионе Мари Глоанек – излюбленном месте пребывания молодых художников. Суровый облик Гогена и его нелюдимость создали ему репутацию чудака: к тому же из художников, окружавших его, мало кто знал об импрессионизме. Постепенно молодые художники, которые поначалу иногда даже высмеивали Поля, помимо воли попадали под его влияние. Он поведал товарищам по пансиону о живописи Писсарро и Дега, о которой они знали немного, о Сезанне, чье имя и вовсе было им неизвестно.
В конце 1886 года художник вернулся в Париж, где познакомился и подружился с Ван Гогом. Винсент с готовностью признал превосходство старшего и более опытного товарища.


«Портрет Ван Гога», 1888

Париж с его нервной кипучей жизнью был не по нутру Гогену. В марте 1887 он писал жене: «Как художник я становлюсь с каждым днем все более известным, тем не менее, остаюсь иногда по три дня без еды; это разрушает не только мое здоровье, но и мою энергию, ... я уезжаю в Панаму, чтобы жить там дикарем». В апреле, в обществе своего друга Шарля Лаваля, Гоген уже прибыл в Панаму. Очень скоро друзья остались без средств и даже устроились землекопами на строительство Панамского канала. Малярия и дизентерия подорвали силы художника, и о живописи он вообще не помышляет. Кое-как друзья перебрались на Мартинику, остров, который очаровал их еще по пути в Панаму. В ноябре 1887 года больной Гоген возвратился во Францию: с собой он привез лишь несколько пейзажей, но они были прекрасны и неожиданны своей экзотикой.


«Пальмы на Мартинике», 1887

Знакомство Гогена с тропиками произвело в его колорите большую перемену. Палитра его стала более яркой, контрасты более выраженными, бледность прежних работ исчезла. Это был первый шаг к обретению нового, стиля художника, первые ростки идей «мастерской тропиков». Гоген ведет активную жизнь, он устраивает первые распродажи своих картин, заводит новые знакомства, возобновляет старые. Судьба опять сводит его с братьями Ван Гогами. Тео, который возглавлял филиал галереи на Монмартре, приобрел у Гогена керамику и картины, что позволило Полю в конце января снова отправиться в Бретань. В пансионе Глоанек, где Гоген вновь остановился, ему отвели мастерскую в верхнем этаже.
Новая поездка Гогена в Бретань оказалась более плодотворной: в ней он создал 75 картин.
С наступлением лета художники снова стали съезжаться в Понт-Авен. Приехал из Парижа и Эмиль Бернар, который, зная о Гогене от своего друга Ван Гога, мечтал с ним познакомиться. Гогена глубоко заинтересовали работы юноши, Поля восхищала та легкость, с которой Бернар
формулировал понятия и излагал теории.
В это время Гоген создал полотно «Видение после проповеди», или «Борьба Иакова с ангелом»,
которое привело Бернара в восторг.


«Борьба Иакова с ангелом» («Видение после проповеди»), 1888

В этой работе Гоген поставил себе цель применить на практике принципы нового для себя метода - синтетизма. Художник свел в «Иакове» все формы к их основным очертаниям, подчеркнутым упругим контуром, использовал чистые локальные цвета, отказался от светотени. Сам Поль писал о своей работе Ван Гогу: «В этой картине пейзаж и борьба существуют для меня лишь в воображении этих молящихся женщин. Вот почему налицо такой контраст между реальными людьми и борющимися на фоне пейзажа фигурами, которые нереальны и непропорциональны». Гоген много работает, несмотря на нелегкие условия жизни. «Мне больно видеть,- писал Бернар Ван Гогу, - как Гоген часто не может выполнить того, что задумал, из-за чисто материальных причин - отсутствия красок, холста и т.д.».
Испытывая глубокое одиночество в Арле, Ван Гог завидовал бретонской колонии художников. Ему хотелось, чтобы друзья приехали к нему, чтобы осуществилась, наконец, его мечта о «мастерской юга». Гоген все откладывал поездку к Винсенту в Арль, словно предчувствовал трагическую развязку. А Винсент настойчиво звал его и продолжал с нетерпением ждать. Наконец, 23 октября 1888 года Гоген приехал в Арль. Встреча друзей была сердечной, однако город разочаровал Гогена. Он не видел вокруг себя красоты, которой так восхищался его приятель. Они много спорили о том, как надо писать натуру: разный взгляд на живопись вносил постоянную напряженность в их отношения. Очень скоро споры стали перерастать в ссоры: двум индивидуальностям такого масштаба было тесно в «желтом домике» Винсента. Тем не менее, Гоген написал в Арле несколько замечательных полотен, среди них «Ночное кафе», которое так нравилось Винсенту.


«Ночное кафе», 1888

После одной из ссор, в ходе которой Ван Гог стал угрожать другу бритвой, Гоген ушел ночевать в пансион. Лишь наутро он узнал о разыгравшейся трагедии – Ван Гог отрезал себе мочку уха. Поль тут же телеграфировал Тео Ван Гогу в Париж, что его присутствие в Арле крайне необходимо, а сам собрал свои вещи и вскоре уехал из Арля.
В 1889 году Гогену представилась возможность вновь показать свои работы на выставках, чего он не делал с 1886 года, когда экспонировал 19 работ на Восьмой выставке импрессионистов. Причем показать сразу на двух выставках: в феврале его пригласили принять участие в выставке бельгийской «Группы двадцати», а весной в Париже должна была открыться Всемирная выставка.
Стиль Гогена претерпел некоторые изменения, форма упростилась, цвет стал более чистым и насыщенным. Выдающимися образцами нового бретонского «примитивизма» стали его картины «Желтый Христос» и «Прекрасная Анжела».


«Прекрасная Анжель», 1889

Мало помалу Гоген начинает тяготиться суетой западной цивилизации, от которой невозможно было укрыться нигде. В начале 1891 года художник стал собираться в дорогу, чтобы
прикоснуться к земле Востока. В интервью газете «Есho dе Раris» Гоген так объяснил свой отьезд: «Я уезжаю, чтобы обрести покой. Я хочу заниматься простым искусством, самым простым. Для этого мне необходимо набраться сил среди дикой природы, общаться с дикарями, жить их жизнью, ни о чем не заботясь, и стремясь, как ребенок, выразить то, что постоянно занимает мои мысли».
После двухмесячного путешествия, 8 июня 1891 года, Гоген, наконец, высадился в Папеэте, главном порту французской колонии на Таити. Свидетель приезда художника, лейтенант Жено, вспоминал: «...туземцы глазели на него с изумлением, особенно женщины. Он был высокого роста, прямой, стройный, сильный и ухитрялся сохранять вид полнейшего пренебрежения к
окружающему, хотя и был полон любопытства к тому, что происходит на Таити, острого предвкушения той работы, которую ему здесь предстоит совершить».
Его не могла не пленить своеобразная атмосфера Таити, глубокая тишина ночей, ленивая грация туземцев. Стремясь уйти от цивилизации подальше, художник покинул, порт и поселился в хижине в 45 километрах от него: с одной стороны - гора, поросшая манговыми деревьями, с другой стороны – океан и вдали остров Моореа.
Вскоре Гоген уже мог объясняться с приветливыми и общительными соседями. Его интересует все: быт и верования, культура и религия, но главное - он начал работать. «Цивилизация
мало-помалу выходит из меня, – писал сам художник, - я начинаю учиться мыслить просто и не питать ненависти к ближнему, более того, я начинаю его любить. Я наслаждаюсь всеми радостями свободной жизни». В эти годы его палитра ярка и сочна как никогда. Европейская живопись, чуждая декоративности, еще не знала таких красок. Полотна Гогена этой поры - вдохновенный гимн гармоничному первобытному человеку, словно сошедшему с фресок древнего храма. Формы в его картинах просты, краски дисгармоничны, глубина и перспектива практически отсутствуют. Он был одним из первых, кто начал использовать колорит в чисто декоративных, эмоциональных целях.
Поль пишет легко, с упоением, но, несмотря на то, что Гоген постоянно работает, он измучен финансовыми проблемами. Уже два года, как не было в живых Тео, который все же умудрялся время от времени продавать во Франции его полотна.
В подавленном состоянии художник обратился к губернатору с ходатайством о его репатриации, и в июне 1893 больной и измученный нуждой Гоген покидает Таити.
Приехав в Париж, художник попытался наладить прерванную с отъездом столичную жизнь.
Небольшое наследство, полученное от орлеанского дяди, позволило ему сводить концы с концами. Наконец, 10 ноября 1893 года в галерее Дюран-Рюэля на улице Лафит, открылась первая большая выставка Гогена.


«Это Мараэ» (святилище полинезийцев), 1893

Он очень рассчитывал на холсты, привезенные с Таити, но широкая публика восприняла выставку с недоумением. В газетах можно было прочесть пассажи в духе разгромной критики первых выставок импрессионистов: «Чтобы развлечь ваших детей, пошлите их на выставку Гогена. Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четвероруких самок, распростертых на бильярдном сукне».
Не встретили понимания эти работы и у прежних товарищей Гогена. Писсарро высказался по этому поводу весьма определенно: «Проходящая выставка Гогена вызывает восхищение литераторов. Любители живописи единодушно считают, что это экзотическое искусство уж слишком рассчитано на туземцев. Только Дега им восхищается. Моне и Ренуар находят его скверным».
В письме своему другу Монфрейду осенью 1894 года он пишет о своем окончательном решении покинуть Францию навсегда. В начале сентября 1895 года Гоген вновь высадился на Таити в Папеэте. Теперь окружение разочаровало художника: за время его отсутствия европейская цивилизация проникала и сюда. Он мечтает переехать в какой-нибудь более дикий уголок. Художник болен, его преследуют неудачи, томит гнетущее чувство одиночества. Его ученики, которых он звал к себе, отказываются приехать. В апреле 1896 года Гоген пишет: «Мне никогда никто не помогал, потому что меня считают сильным, и я был слишком горд; ... я самый настоящий неудачник».
Зимой 1897-1898 года из Копенгагена пришло известие о смерти единственной дочери Гогена Алины, которую он очень любил: в возрасте 20 лет она скончалась от пневмонии. Почти лишенный средств к существованию, в полном отчаянии художник совершил попытку самоубийства.
Поразительно, но именно в годы моральной и физической подавленности, Гоген, словно споря с судьбой, создал свои самые знаменитые яркие композиции: «Королева», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».


«Жена короля», 1896

В сентябре 1901 года он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова).
В последние полтора года своей жизни он писал статьи и литературные произведения («Ноа-Ноа», «Россказни мазилы», «Прежде и потом»), занимался живописью, участвовал в тяжбах местного населения с администрацией, нередко ссорился с представителями католической миссии, в глазах которой был отступником. Совсем незадолго до смерти он рассматривал возможность возвращения в Европу, чтобы подлечиться, набраться сил. Он поделился этими мыслями со своим постоянным корреспондентом, Даниелем де Монфрейдом и вскоре получил ответ:
«В настоящее время Вы тот неслыханный, легендарный художник, который из глубин Океании присылает свои приводящие в замешательство, неподражаемые произведения, подлинные произведения великого человека, так сказать, исчезнувшего из мира. Вы не должны возвращаться! Вы пользуетесь неприкосновенностью великих покойников, Вы вошли в историю искусства».


«День бога», 1894

Письмо стало пророчеством.
В апреле 1903 Поль выступил с протестом против дурного обращения властей с туземцами: суд приговорил его к трем месяцам тюрьмы, а 8 мая 1903 года, последовала смерть от сердечной недостаточности. На могиле Гогена стоит надгробие из базальта, на котором выгравировано только имя и год смерти художника.
«Здесь не произошло ничего сколько-нибудь примечательного, кроме скоропостижной смерти одной жалкой личности по имени Гоген, известного художника, но врага Господа и всего, что есть благопристойного» - так откликнулся на смерть художника в своем донесении в Париж епископ местной церкви.


Могила Гогена. Фото.

Кто же был Гоген? Титан или ничтожная личность? Ответ - в словах самого Гогена: «Видите ли, я считаю, что все мы рабочие... Перед всеми нами - наковальня и молот, и наше дело - ковать».

Штутгарт, июль 2008

>>> все работы Валерия Койфмана здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"