ОСТРОВ СОКРОВИЩ В ОКЕАНЕ ИСКУССТВ. О МУЗЕЕ «ФОНД БАРНСА»
Валерий Койфман

«Посещение Фонда Барнса стoит
само по себе путешествия по Америке».

Амбруаз Воллар, французский
искусствовед и арт-дилер

Недалеко от Филадельфии в штате Пенсильвания (США) есть удивительный городок Мерион. Здесь находится самая богатая в мире частная коллекция живописи нового времени Музей «Фонд Барнса», одно из самых представительных в мире собраний живописи импрессионистов. Об этом свидетельствуют даже сухие цифры. Музей Фонда, например, владеет невероятным количеством полотен Ренуара, их здесь – 181 (!). Поль Сезанн представлен 69 картинами, причем самыми первоклассными, а Анри Матисс – 60 шедеврами. Творчество этих художников представлено здесь настолько полно, что вряд ли такое возможно в любом другом даже самом большом и знаменитом музее мира.


В Музее «Фонд Барнса».

К тому же коллекция музея включает в себя великолепные работы Э. Мане, Э. Дега, Ж. Сёра, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека, А. Модильяни, П. Боннара, П. Пикассо, М. Шагала, Х. Сутина, А. Руссо и многих-многих других крупнейших мастеров второй половины XIX - начала XX века. Старые мастера представлены тоже весьма убедительно. Здесь можно увидеть картины И. Босха, А. Дюрера, Л. Кранаха, Тициана, Эль Греко, Тинторетто, Ж.-Б. Шардена – всего не перечислить. Интерьер музея украшают скульптуры и шедевры прикладного искусства, собранные со всего мира, а рядом с ними прекрасные образцы античной мебели или, например, индейские ювелирные украшения. Откуда же все это ошеломляющее богатство и неописуемая красота?
Собрал эти сокровища и основал знаменитый Фонд удивительный человек, американский врач-фармацевт Альберт Барнс. Он родился 2 января 1872 года в городке Кенсингтон, что рядом с Филадельфией, в рабочей среде. Подростком вместе с матерью, ревностной протестанткой, часто посещал небогатую методистскую церковь, в которую приходило много чернокожих американцев. С тех пор Альберт всегда активно интересовался социальными проблемами. Позднее к этому присоединился его интерес к культуре и искусству, в том числе афро-американцев. Окончив среднюю школу, юноша выбрал для себя профессию врача. В 1892г. Альберт окончил военно-медицинскую школу Пенсильванского университета.




Свое медицинское образование в области фармакологии А. Барнс продолжил в Германии (в Берлине и Гейдельберге). Параллельно, чтобы оплачивать учебу, он стал работать рекламным и торговым агентом одной фармацевтической фирмы. Уже в 1900 году 28-летний юноша защищает в Гейдельбергском университете докторскую диссертацию по фармакологии.

В 1901 году доктор Альберт Барнс женится на Лауре Легджетю. Она была родом из нью-йоркского Бруклина. Медовый месяц молодожены провели в Европе, а затем вернулись в Филадельфию. Лаура и Альберт прожили вместе долгую и счастливую жизнь, омраченную лишь тем обстоятельством, что детей у них не было. эффективное средство для борьбы с инфекциями
Ещё в конце 1890-х годов Барнс подружился в Берлине с немецким ученым Германом Хилле. Вдвоем они разработали эффективное средство для борьбы с инфекциями на основе соединений серебра– аргирол (Argyrol), а в 1902 году они основали фармацевтическую компанию «Барнс и Хилле». Аргирол сразу стал широко и успешно использоваться в медицинской практике. Позднее, в годы Первой мировой войны, этот антисептик спас жизнь многим раненым. В 1907 году Барнс выкупает долю своего партнера и уже в 1908 году открывает собственное производство препарата сначала в Филадельфии, затем в Лондоне и Сиднее.
Барнс оказался прекрасным бизнесменом. Он разработал собственную успешную систему продаж непосредственно больницам и практикующим врачам по всему миру, минуя посредников. Дела шли прекрасно, и Альберту Барнсу удалось сколотить огромное состояние. Это позволило ему наконец осуществить свою мечту. Он углубляется в изучение философии, психологии и искусства. Барнс - человек, выбившийся из низов, обладал неутомимой энергией, любознательностью и страстным интересом к искусству. Он даже выдвинул собственную концепцию теории искусства и образования, согласно которой они должны стать достоянием всех слоев населения. Барнс стал покупать картины и развешивать их на своей фабрике, чтобы работники могли их видеть.
В 1912 года у Альберта Барнса появляется интерес к современной французской живописи. Этому способствовал его друг, бывший одноклассник, известный художник Уильям Глакенс. Он привез из Парижа 20 картин, купленных на деньги Барнса и по его заказу. Среди них оказались работы Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Пикассо, которые произвели на врача-бизнесмена такое сильное впечатление, что в этом же году он отправился в Париж «на закупки».

В Париже богатый американец познакомился и наладил отношения со знаменитыми маршанами Полем Дюран–Рюэлем и Амбруазом Волларом. Поездки в Париж стали частыми. Барнс вошел в круг парижских интеллектуалов, коллекционеров и художников. Художественный вкус и чутье у него были отменные, так что в Филадельфию стали поступать прекрасные образцы живописи как импрессионистов и их продолжателей, ставших уже знаменитыми, так и картины малоизвестных тогда, но талантливых и оригинальных парижских художников.
В 1923 году в Париже Альберт Барнс увидел впервые в галерее Зборовского картины Хайма Сутина. Он был поражен силой трагического мироощущения автора, и с чисто американским размахом, не постояв за ценой, он покупает у Зборовского все работы Сутина. В дальнейшем художник Сутин, сын бедного еврея-портного из Смиловичей, уже никогда не знал нужды, находясь под покровительством коллекционера из США.


Хайм Сутин. «Вид Монмартра», 1919 г.

Огромное значение для Альберта Барнса имело знакомство со своими знаменитыми соотечественниками, проживающими в Париже, Гертрудой Стайн и её братом Лео, выходцами из богатой немецко-еврейской семьи. В их парижской квартире бывал весь цвет интеллектуального Парижа.
Именно Лео Стейн, с которым Альберт подружился на многие годы, разделял и поощрял его взгляды на искусство и, в частности, интерес к творчеству О. Ренуара. Коллекция Барнса разрасталась, и для её размещения Альберт и Лаура покупают в городе Мерион, недалеко от Филадельфии, лесной участок площадью 13 гектаров. Здесь в 1925 году по проекту французского архитектора Поля Крета (автора проекта здания Музея Родена в Париже) были построены здание художественной галереи, здание обслуживания, и был разбит парк.
Желание доктора Барнса обеспечить справедливый доступ к образованию и искусству привело к созданию ещё в 1922 году некоммерческого образовательного учреждения, названного по имени его создателя – «Фонд Барнса». Музей стал частью структуры фонда и располагал тогда уже 710 картинами. Все финансирование деятельности Фонда осуществлялось из личных средств Барнса. Первым директором «Фонда Барнса» стал друг семьи, известный американский философ Джон Дьюи. Приобретение новых произведений искусства для музея было лишь частью огромной и разнообразной программы, включающей в себя также помощь художникам, ученым, учителям, целым учебным заведениям и образовательным организациям.


Хайм Сутин. «Кондитер», 1920 г.

Увлечение искусством и делами Фонда были у Барнса настолько велики, что в 1929 году, будучи уже очень богатым и влиятельным бизнесменом, он продал свою компанию и целиком посвятил себя благотворительной деятельности и коллекционированию предметов искусства, неустанно расширяя своё грандиозное собрание живописи и продолжая поощрять образовательную деятельность. Убеждение Александра Барнса в том, что образованное общество – основа демократии, привело его в конце 40-х годов к решению передать руководство Фондом Линкольновскому университету, при этом он завещал держать свою коллекцию в неприкосновенности.
В 1951 году Барнсу было присвоено звание почетного доктора наук.
Через месяц 24 июля 1951 года в возрасте 78 лет Альберт Барнс погибает в результате автомобильной катастрофы. Великолепная по качеству экспозиция «Фонда Барнса» долгое время была доступна только учащимся курсов при Фонде и немногим избранным счастливчикам. Лишь в 1993 году, по причине реставрации здания музея, 80 полотен коллекции «Фонд Барнса» совершили всемирное турне, длившееся три года. Во многих местах были побиты все рекорды посещаемости (выставки посетило более 5 миллионов человек).


А.Матисс. «Натюрморт в голубых тонах», 1907 г.

Если Вы когда-нибудь решите посетить Музей «Фонд Барнса», помните, что входные билеты придется зарезервировать почти за два месяца. Так велико число желающих попасть сюда. Посетители проводят здесьцелый день. А потом хотят возвращаться сюда вновь и вновь, так как нельзя не согласиться с самим доктором Барнсом, который как-то сказал о своем детище: «Ничего подобного в мире не существует».

>>> все работы Валерия Койфмана здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"