Расплата за иллюзии. Жизнь и судьба художника Генриха Фогелера.
Валерий Койфман


В 2007 году исполняется 135 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти выдающегося немецкого художника Генриха Фогелера, яркого представителя «югендстиля», одного из основателей знаменитой колонии немецких художников «Ворпсведе» («Worpswede») . Фогелер получил признание и как живописец, и как график, он создавал произведения декоративно-прикладного искусства, пробовал себя в архитектуре. Художественный стиль мастера менялся несколько раз в течение жизни (вначале – югендстиль, позже – экспрессионизм и кубизм, а в конце жизни – социалистический реализм).
Может быть ключом для разгадки его интересной и трагической судьбы станут две даты: родился Фогелер в 1872 году в Бремене, а умер – в 1942 году в колхозе им. С. М. Будённого, Ворошиловского района, Карагандинской области. Что же привело выдающегося представителя немецкой творческой элиты, художника с мировым именем в далёкий, затерянный в казахских степях колхоз?
Жизнь Генриха Фогелера начиналась вполне традиционно в добропорядочной, состоятельной немецкой семье. Отец, крупный торговец железом, хотел видеть сына продолжателем своего дела. Но внезапно юный Генрих заболевает, и отец вынужден сопровождать его на лечение в Баден-Баден. Здесь отец близко сходится с сыном и вскоре понимает, что Генрих обладает талантом художника, и у него сильна тяга к искусству. С этого момента Фогелер-старший неизменно помогает сыну в его учёбе живописи и первых самостоятельных шагах как художника. В 1890-1894 годах Генрих учится в Дюссельдорфской академии художеств, где занимается живописью, графикой, прикладным искусством и интерьером.
В конце ХIХ века Фогелер, увлекшись идеями христианского социализма, поселился со своими друзьями-художниками в деревушке Ворпсведе недалеко от Бремена. Их объединял поиск новых выразительных средств, который привёл впоследствии к возникновению экспрессионизма. Они же образовали здесь товарищество художников, прославленное позднее великим Р.-М. Рильке.
Фогелер старается найти свой собственный стиль. Его манера письма и жанровая направленность выделяются среди товарищей по группе, пишущих в основном пейзажи. Познакомившись в Мюнхене с зарождающимся там югендстилем, он становится его приверженцем. Именно здесь, среди неяркой немецкой северной природы Фогелер провел свои лучшие, наиболее плодотворные годы жизни, здесь он создал почти все произведения, принесшие ему широкую известность.
Фогелер перестраивает старый крестьянский дом в великолепную усадьбу «Баркенхоф» с романтическим садом-оазисом (в настоящее время в усадьбе находится музей художника).
Он продумал в ней все – от мебели до столовых приборов. Здесь же, в Ворпсведе, нашёл он свою музу, Марту Шрёдер, ставшую его женой и любимой моделью.
Начиная с 1900 года, Ворпсведе становится притягательным центром для творческой элиты Германии. Сюда к Фогелеру регулярно приезжают ставший его близким другом поэт Рильке, драматург Герхарт Гауптман, режиссёр Макс Рейнгард, другие писатели, художники, музыканты. Здесь проводятся чтения, музыкальные вечера, обсуждаются новинки и рассуждают о проблемах литературы и искусства.
С 1895 по 1913 годы Фогелер много и успешно работает как живописец, график, дизайнер по мебели, тканям, фарфору и стеклу. Он участвует в многочисленных художественных выставках в Мюнхене, Вене, Париже Берлине, Дрездене. Художнику казалось, что осуществилась его мечта о гармонии искусства и личной жизни. Однако первый удар судьбы он получает как раз в семье. Влюбившись в студента, от него уходит Марта. Разрыв с женой стал для Фогелера тяжелой личной и творческой драмой.
По Европе уже гуляли ветры революционных идей построения общества всеобщего равенства, справедливости и благоденствия. Коснулись они и художника. Его первое обращение к идеям социальной справедливости относится к 1909 году, когда он совершает поездку в Англию. Его потрясли трущобы Глазго и Манчестера, и по возвращении он создает проект благоустроенного рабочего посёлка в Ворпсведе.
Оказавшись на Первой мировой войне добровольцем, Генрих тем не менее не смог понять, что такое враг: он всегда и всюду видел перед собой человека, ибо помимо огромного художественного таланта Фогелер обладал ранимой и доброй душой, способной откликаться на чужую боль.
Узнав об условиях Брест-Литовского мира, он, возмущённый его захватнической сущностью, пишет знаменитое пацифистское письмо кайзеру. Тот взбешён и приказывает поместить Фогелера в психиатрическую больницу. Только известность художника и вмешательство друзей спасли его от суда и, возможно, от расстрела. В конце 1918 года в Германии вспыхивает революция. Фогелер с головой погружается в водоворот политической жизни. Его усадьба в Ворпсведе становится местом встреч пацифистов, фабричных рабочих, политических активистов. Его новые увлечения не находят понимания у друзей-художников. Он подвергается критике в различных открытых письмах и газетных статьях. Подавление революции становится для Фогелера новой трагедией. Он оказался в одиночестве среди руин послевоенной страны, на руинах своей личной и творческой жизни.
В 1920 году художник начинает работу над новыми фресками для своей усадьбы на темы неминуемости крушения прошлого и создания светлого будущего. Власти сочли фрески крайне вредными. Среди выступивших в газетах и журналах в поддержку Фогелера были Кольвиц, Гессе, Фейхтвангер, Генрих и Томас Манны. Фрески удалось отстоять. К тому времени художник обрел новую веру – веру в коммунизм, который он наивно считал воплощением христианских идей.
В 1923 году он женится на Софье Мархлевской, дочери польского коммуниста Юлиана Мархлевского, друга Ленина и соратника Дзержинского. В том же году Фогелер совершает свою первую поездку в СССР, которая длилась более года и утвердила его в мыслях о возможности построения царства труда и воспитания нового человека. В период с 1924 по 1927 год состоялись ещё три поездки в СССР. В 1930 году Фогелер устраивает в Ворспведе выставку «Новая Россия», на которой представлены его картины, рассказывающие о хозяйственных и социальных достижениях советских республик. В 1931 году Фогелер принимает решение окончательно переехать в Советский Союз. Вместе с женой и сыном Яном, родившимся в 1923 году, он поселяется сначала в Кремле, а позже в правительственном доме, известном как «Дом на набережной».
В СССР Фогелер много разъезжает по стране, создает целые серии картин маслом, акварелей, рисунков. Его работы приобретают Музей нового западного искусства и Эрмитаж, хотя Фогелер подвергается в СССР также и резкой критике за своё увлечение кубизмом и экспрессионизмом.
На последней прижизненной выставке в Москве, которую торжественно открывал Вильгельм Пик, уже все картины Фогелера были в духе соцреализма.
После прихода к власти в Германии нацистов Фогелер сотрудничает в немецкоязычной газете «Moskauer Rundschau», журнале «Интернациональная литература. С лета 1941года художник работает в отделе пропаганды Главного политуправления Красной Армии. В связи с этим он попадает в особый чёрный список Ведомства безопасности Германии.
Когда фронт приблизился к Москве, несмотря на все свои заслуги перед Советским государством, Фогелер, был вместе со всеми этническими немцами выслан в Казахстан. Он живёт в глуши в маленькой глинобитной хижине, где кроме него находится ещё восемь человек.
Не имея средств к существованию, знаменитый художник должен был в свои 70 лет идти на тяжёлые земляные работы, а в последнее время он вынужден был практически побираться. Постоянное невзгоды, недоедание и изнурительный физический труд приводят к тому, что 14 июня 1942 года замечательный художник, большой друг Советского Союза умирает голодной смертью в крохотной больнице колхоза им. С. М. Будённого.
Так отплатил сталинский режим Фогелеру, чистому, бескорыстному человеку, наивно поверившему в возможность построения под руководством товарища Сталина светлого общества всеобщей любви, равенства и братства. Так жестоко поплатился Генрих Фогелер за свои иллюзии, попав в кровавую мясорубку истории первой половины XX века.
Творчество мастера актуально и востребовано в современной Германии, его жизнь и судьба вдохновляет видных деятелей искусства. Одним из таких примеров является спектакль "Фогелер" известного режиссера Й. Кресника, который с 2003 года с успехом ставится в театрах страны от Бремена до Берлина.


Г. Фогелер "Сон", 1902


Г. Фогелер "Метрополия Москва", 1930

>>> все работы Валерия Койфмана здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"