Православные небожители – ангелы и святые люди
Семен Глейзер

Архангелы и ангелы
Вначале это были самостоятельные, видимо, племенные боги. Затем, по мере перехода древних евреев к монотеизму – единобожию, они не были преданы забвению, но наши себе применение – получили статус «божьих посланцев», передающих людям волю Бога, единого и всеобщего. Их имена обязательно имеют окончание «ил», что значит «бог» или «божий». На древнееврейском «элоах» – бог, «элохим» – боги, разница в окончании слова. Однако само слово «ангел» – вестник по-гречески – появилось уже с началом распространения христианства в эллинской среде. Согласно «небесной иерархии», разработанной Дионисием Ареопагитом, первым епископом города Афины (1 век н.э.), всего было установлено 9 ступеней (чинов), по которым распределены по степени важности все ангелы небесных сфер. Мы рассмотрим здесь некоторых из них.
Самым важным среди прочих является Архангел Михаил. Вот он, изображенный в центре на старой русской иконе. По краям иконы помещены клейма – маленькие иконки, иллюстрирующие конкретные дела этого Архангела в Священной (древнееврейской) Истории.


Рис. 1. Икона «Архангел Михаил с деяниями». Около 1399 года, Архангельский собор Московского Кремля (Из кн.: Московская икона Х1У – ХУП веков. Л., 1988)

Всех деяний Архангела Михаила здесь изображено 18. На отдельных клеймах можно видеть эпизоды ранней еврейской истории: Авраам и Сарра, принимающие гостей, пророки Иезекииль, Даниил, Моисей, полководец Иисус Навин, царь Давид и его возлюбленная Вирсавия, выяснение отношений между Давидом и мужем Вирсавии Урией и т.д.
Имя изображенного на иконе Архангела - «Михаил», что означает на древне- еврейском – кто как Бог.
«Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против всякого зла» (В.С.Колесникова. Краткая энциклопедия православия. М., 2003, стр. 538), и празднует его память 8 ноября по ст.ст. как «Михайлов день». «На Михайлу нельзя работать – Бог накажет», столетиями говорили русские крестьяне. В честь Архангела Михаила был назван и старинный русский город Архангельск: в ХП веке здесь был основан Архангело-Михайловский монастырь, ставший к 1618 году «Архангельским городом». От имени Архангела Михаила произошла фамилия Михайловых в России.
В небесной иерархии архангелы вообще – есть «начальники прочих ангелов». В христианской традиции самых главных архангелов трое. Это уже известный нам Михаил – верховный военачальник, он же ангел-хранитель всех христиан. Гавриил – божий посланник, «крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества», принесший благую весть Деве Марии и, позднее, начинающему пророку Мухаммеду (в исламе –Джебраил). Его принято чествовать 26 марта по ст.ст. (см. народные приметы: «всё, что ни родится на день Гавриила, уродливо и неспоро», «если прясть на Гавриила – работа не впрок»). А также Рафаил – ангел-целитель, «врачевание Божие».
Кроме них известны и другие, «неглавные» архангелы. Вот их перечень.
Уриил, «свет Божий, просветитель», при молитве ему, он может просветлять душевные и телесные чувства, а также наставлять заблудших.
Селафаил, «молитвенник Божий, побуждающий к молитве», ему можно молиться о спасении и здравии людей.
Иегудиил, «славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Божьей и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги», при молитве ему, он помогает во всякой работе.
Варахиил, «раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии».
Иеремиил, «возвышение к Богу», при молитве ему, он внушает благие и добрые помыслы. Все они в той или иной форме также часто изображаются на русских иконах (Н.С.Шарапова. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2001, стр. 41-42).
Среди подчиненных им «простых» ангелов стоит назвать серафимов – «пламенных», изображаемых с шестью крыльями, и херувимов – с четырьмя крыльями. Русское имя – Серафим, равно как и фамилия Серафимов, имеют происхождение оттуда же. (Вспомним эти имена – святой чудотворец Серафим Саровский, советский писатель Александр Серафимович.) Следующий ряд ангелов – херувимы. Значение этого древнееврейского слова неясно. Возможное значение – «крепкие силой духовные существа». Их статуи украшали собой Завет Ковчега и храм царя Соломона. Они «составляют особенный высший чин в небесной иерархии… в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией» (Полн.прав.богосл.энц.сл. М., 1992, стр.2278). Есть даже специальная херувимская духовная песнь православной церкви – «Иже херувимы», которая поется на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого. От имени этих ангелов происходит итальянское имя Керубино.
На взгляд стороннего наблюдателя, всё это многообразие святых, святейших и богоподобных небожителей есть многобожие, язычество, сборище кумиров. Хотя и было уже не раз сказано в Библии: не сотвори себе кумира, - но ведь сотворили….Хотя, конечно, поскольку все эти святые небожители носят еврейские имена, постольку они есть явное воспоминание о языческой эпохе – эпохе многобожия в жизни древних евреев.

Главные пророки
Святые в православии – это люди, прославившиеся в земной жизни, и получившие за это от Бога, а впоследствии и от церкви, особые условия в жизни загробной. «Святой, угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством» (Полн.прав.богосл.энц.сл., стр. 2016). Это и есть награда. Кто же может оказаться святым? «Так называются иудеи в отличие от язычников,… (а также) христиане в отличие от иудеев и язычников» (там же, стр. 2016). Здесь есть некоторая нестыковка – насчет иудеев. Видимо, не все они подряд удостоены такого почета и почитания. Потому посмотрим на конкретные персоны, определенно признанные святыми.
Как уже знает каждый читающий Библию, от 12 сынов Иакова произошли 12 колен (племен) Израилевых. Они жили тогда в Египте, во времена фараонов. На протяжении последующих 400 лет потомки каждого из 12 сынов Иакова образовали семейства, роды и племена. К ХШ веку до н.э. на египетском престоле много раз сменились царствующие династии, отношение к еврейскому нацменьшинству не раз менялось, и они решили бежать на волю. Бежать назад, туда, откуда некогда и пришли их предки – Иаков с сыновьями, то есть в землю Ханаанскую. Из среды еврейских поселенцев в Египте к тому времени выдвинулся неформальный лидер, вождь, пророк по имени Моисей. Вот он изображен на иконе «Преображение» (около 1403 года).


Рис. 2. «Святой пророк Моисей». Деталь иконы (Из кн.: Московская икона Х1У –ХУП веков. Л., 1988)

Но прежде, чем решиться на исход, Моисей и брат его Аарон попытались мирно уладить с египетскими властями все проблемы, связанные с притеснением евреев. „Let my people go!“ (Отпусти мой народ!) – поется ныне в популярном американском шлягере о тех переговорах, кончившихся ничем. Переговорщики с еврейской стороны, Моисей и Аарон, в качестве православных святых попали на иконы; об имени же того фараона мнения историков расходятся. Вот они, братья и соратники в борьбе за освобождение своего народа.


Рис. 3. «Святые пророки Моисей и Аарон». Деталь иконы

Моисей получил от Бога на горе Синай знаменитые десять заповедей, называемые в церкви «декалогом» или десятословием, и содержащие в себе своего рода новый моральный кодекс. В народной традиции эти 10 заповедей довольно часто приписывают Иисусу из Назарета, который в действительности только их цитировал.
Святость еврейского вождя и пророка Моисея в православной церкви не вызывает сомнений: даже лицо его, говорят, испускало свет.
«Святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его» (Н.Будур. Русские иконы. М., 2003, стр. 35).
Хотя брат его Аарон был всего лишь на три года старше Моисея, в народном сознании его образ сохранился в виде седого старца. Братья происходили из колена (племени) Левия; Моисей стал народным вождем, Аарон же стал религиозным лидером, первым священником еврейского народа.
«Иудеи имели 83 первосвященника от Аарона до разрушения храма Титом в 79 г. от Р.Х., в продолжение 1594-летнего периода времени» (Библ.-биографический словарь. СПб, 1849, стр. 7).
В этом качестве святой Аарон и попал на русские иконы.

Андрей Рублев был первым среди русских иконописцев, кто внес ясность в этот спорный вопрос: он решительно удалил «лишние детали» с полотна, то есть попросту убрал обоих старых евреев. Удалил хозяев, оставив за столом одних лишь гостей. Возникает вопрос: дорогие гости, не надоели ли вам хозяева? Определенно, надоели, понимаем мы это изменение в композиции и замысле иконы. И, потому засверкала икона новыми красками и идеями (см. рис. 1). Вот как их разъясняет современный учебник для вузов «Религия в истории и культуре» (М. «Культура и спорт», Изд. Объединение «Юнити», 1998, стр. 307).
«…Именно по заказу Сергия (Радонежского) Андрей Рублев сотворил свою гениальную икону «Троица», выразив в ней духовный идеал древнерусского человека – красоту гармоничной, «соборной» жизни. Отец Павел Флоренский, размышляя о рублевской «Троице», писал: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках… Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог»».
Как можно понять сказанное, гениальность Рублева состояла именно в исключении из божественного сюжета каких либо посторонних лиц – в данном случае двух старых евреев. Видимо еще и поэтому сам Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в качестве святого в 1988 году.
Чтобы выделить Троицу из числа других святых персонажей Библии, да еще в то время, требовалось большое мужество и смелость. Это был выход из старого канона, ставший началом нового канона. Что и делает поступок Андрея Рублева подвигом.


Рис. 4. «Святой пророк Аарон Первосвященник». Деталь иконы

О роли Аарона в православной традиции говорит «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (М.1992, стр. 10).
«Как первый первосвященник Ветхого Завета, Аарон, по учению св. ап. Павла,… был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Завета. В лике святых Аарон чествуется православною церковью в неделю св. праотцев, пред праздником Рождества Христова».
Потомки Аарона по Библии получили «навечно» право быть по профессии
священнослужителями. Они далее называются «сынами Аарона» или «левитами», так как оба брата, Аарон и Моисей, были из колена Левия. От этого праотца берет начало русская фамилия Левин, Левицкий, Левиновский.
Имена «Аарон» и «Моисей» почему-то не получили заметного распространения среди русских имен, зато они считаются своими у мусульманских народов: там им соответствуют имена «Гарун» и «Муса» (например, Гарун аль-Рашид, Муса Джалиль). Имя Аарон означает – «гора света». Имя Моисей означает – «извлеченный из воды». Память св. пророка Моисея Боговидца празднуется церковью 4 сентября по ст.ст.. Фамилия Моисеев довольно часто встречается среди русских фамилий.
Священная История повествует дальше о завоевании Земли Ханаанской воинами 12 израильских племен, возглавляемыми полководцем Иисусом Навином, расселении племен по разным областям Ханаана, об эпохе судей – племенных вождей евреев. Интересно, что среди этих племен особенно выделяется племя Иуды: именно от него ведут свое начало все цари в Иерусалиме, а также и сам Иисус Христос. Иуда как синоним предателя - есть позднейшее изобретение, никак не умалявшее значение племени Иуды и его членов – древних иудеев. Всё это должен был знать каждый грамотный верующий православный, каждый истинно русский человек. И до революции 1917 года в России так оно и было.
Племена жили немирно, враждовали между собой и с соседями, терпели от них набеги, порабощения и обложения непосильной данью. Соседи, филистимляне, жители прибрежных областей, выходцы с греческого Крита, и ханаанеяне, коренные жители степной и горной частей страны, естественно, были недовольны вторжением и кратковременным господством пришельцев – израильских племен. Те и другие пытались взять реванш, часто успешный, в результате чего пришельцы-евреи из господ часто превращались в порабощенных рабов. И уже израильтяне страдали и плакали, взывая к Богу о помощи. Картина, типичная для времени раздробленности страны на племенные полунезависимые и независимые карликовые княжества и республики.
В это же время, в эпоху судей, и произошла история с древнееврейским героем по имени Самсон. За разные подвиги, в том числе и воинские, против филистимлян, он был произведен в судьи израильские. Но погубила его любовь к филистимлянке по имени Далила (в переводе с древнееврейского – «лишающая сил»). Это о ней так проникновенно пел Том Джонс (см. его хит «Дилайла»). Имя Самсон означает – «солнце». Фамилия Самсонов является напоминанием об этом древнееврейском герое. Статуя Самсона украшает систему фонтанов в Петродворце под Санкт-Петербургом.
Были среди израильтян пророки, призывавшие соплеменников одуматься, объединиться, очиститься от греха почитания чужих богов, вернуться к единому Богу Авраама, Исаака и Иакова.. Среди них наиболее известным стал пророк Самуил.


Рис. 5. Икона «Святой пророк Самуил»

Пророк Самуил долго взывал к совести древних израильтян, к страху Божьему, к заветам предков, но всё было напрасно. Израильтяне погрязли в грехе, включая поклонение чужим, языческим богам. Наконец, не видя выхода из хаоса, они сами попросили Господа дать им царя, который мог бы навести порядок в стране. Просьба пошла «наверх» через Самуила, через него же и пришел ответ: помазать на царство малоизвестного тогда юношу по имени Саул (Савл). Имя Саул означает в переводе – «выпрошенный». И Самуил выполнил этот наказ: с Саула в древнем Израиле началась эпоха царей. Отмечая это событие как очень важное в церковной истории, православие особо почитает пророка Самуила. Имя Самуил означает – «испрошенный от Бога», другой вариант – «его имя бог». Память св. пророка Самуила празднуется церковью 20 августа по ст.ст. как «Самойлин день»: «Самойлин день – Бога о мужике молит». В память об этом пророке большое распространение получила фамилия Самойловых в России.

Прочие пророки – календарные русские имена и фамилии
«Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой через всю ветхозаветную историю; наивысшего развития пророчество достигло во времена пророков Илии и Елисея» (Полн.прав.богосл.энц.сл., стр. 1923).
Этих пророков Священное Писание насчитывает еще 16: четыре «великих» и двенадцать «малых» пророков. Все эти многочисленные пророки прорицали «Божье» мнение или волю по тому или иному случаю древнееврейской жизни, высказывали предостережения, угрозы примерно наказать отдельных высокопоставленных израильтян, или весь народ в целом, за непослушание, за отступление от ранее установленных норм Моисеева закона, высказывали предвидение грядущих больших бед, и так далее.
От тех пророков, многократно упоминаемых в Библии, и произошли многие русские имена и фамилии. Уместно привести их первоначальное наименование в Библии, перевод их значения с древнееврейского, а также производные от него русские имена и фамилии.
Великие пророки:
Исайя – спасение Иеговы; Исай, Исаевы. Память св. пророка Исайи празднуется церковью 9 мая по ст.ст..
Иеремия – возвышенный Богом; Ерёма, Ерёмины. Книга Иеремии содержит обличения иудеям за их временное отпадение от истинной веры и поклонение идолам и угрозы наказания. Память св. пророка Иеремии празднуется церковью 1 мая по ст.ст.. В народе в этот день говорили: «на Еремея и ленивая соха в поле выезжает», «на Еремея непогода – всю зиму промаешься».
Иезекииль – укрепленный Богом. Память св. пророка Иезекииля празднуется церковью 21 июля по ст.ст..
Даниил – открывающий от лица Бога его волю; Данила, Даниловы. Пророку можно молиться о сновидениях и глубоком сне, - говорят, хорошо помогает… Память св. пророка Даниила празднуется церковью 17 декабря по ст.ст..
Малые пророки:
Осия – избавление. Книга Осии состоит из пророчеств – угроз Израилю за неповиновение Богу и видения грядущих бедствий народа израильского. Память св. пророка Осии празднуется церковью 17 октября по ст.ст.. В народе говорили: «на пророка Осию колесо прощается с осью» и «по скрипу тележных колес на день Осия гадали об урожае».
Иоиль – Иегова есть Бог; Ивлевы. Память св. пророка Иоиля празднуется церковью 19 октября по ст.ст..
Амос – тяжесть; Амосовы. Память св. пророка Амоса празднуется церковью 15 июня по ст.ст..
Авдий – раб Иеговы; Авдей, Авдеевы. Память св. пророка Авдия празднуется церковью 19 ноября по ст.ст..
Иона – голубь; Ионовы. Память св. пророка Ионы празднуется церковью 22 сентября по ст.ст..
Михей – кто подобен Богу; Михеевы. Книга Михея состоит из пророчеств, где предсказывается поражение объединенных сил Иудеи и Израиля в войне против Сирии, а также гибель Израиля из-за плохого поведения его царя. Память св. пророка Михея празднуется церковью 5 января и 14 августа по ст.ст.. По погоде этого дня делались прогнозы на предстоящую осень: «на Михея дуют ветры-тиховеи – к вёдренной осени».
Наум – утешение; Наумовы. Книга Наума содержит в основном угрозы и пророчества против Ассирии, покорившей евреев, позднее вполне сбывшиеся. Память св. пророка Наума празднуется церковью 1 декабря по ст.ст.. В народе в этот день говорили: «Пророк Наум наставит на ум». К этому святому обращались с молитвами начинающие обучаться различным наукам. С этого дня крестьянских детей начинали учить грамоте.
Аввакум – обнимающий; Абакумовы. Память св. пророка Аввакума празднуется церковью 2 декабря по ст.ст..
Софония – которого осеняет Бог; Сафон, Сафоновы. Память св. пророка Софонии празднуется церковью 3 декабря по ст.ст..
Аггей – праздничный; Агеевы. Книга Аггея посвящена постройке Иерусалимского храма, где сочетаются призывы к иудеям и проклятия их врагам. Память св. пророка Аггея празднуется православной церковью 16 декабря по ст.ст.. По погоде этого дня в народе предсказывали морозы, иней и снег на последующие недели.
Захария – воспомянутый Господом; Захар, Захаровы. В книге Захарии предрекаются походы многих народов против Израиля и о помощи со стороны Бога своему народу против пришельцев. Память св. пророка Захарии празднуется церковью 8 февраля по ст.ст.. Пророку Захарии было принято молиться бабам-жницам о помощи в полевых работах.
Малахия – ангел Иеговы; Малаховы. Книга Малахии рассказывает о любви Господа к Израилю, о проклятиях священникам, извращающим его предписания, и о предстоящем суде над ними. Память св. пророка Малахии празднуется церковью 3 января по ст.ст.. В этот день на Руси было принято лечить припадочных, изгоняя из них нечистую силу, сопровождая это молитвой, обращенной напрямую к Малахии.
Были и другие пророки, не оставившие нам своих записанных проповедей в виде библейских книг, однако, их имена хорошо известны в православной традиции: это пророки Гад, Нафан, Илия, Елисей и другие.
Особо хочется остановиться также и на тех святых церковных персонажах, которые одновременно послужили и героями еврейской истории. Речь идет о Маккавеях – вождях победоносного восстания евреев против греко-македонско-сирийского владычества, случившемся в 167 году до н.э. Иудея тогда завоевала независимость на долгие годы. Священник Маттафия и пять его сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар, Ионафан, возглавили восстание, освободили Иудею и основали новую царскую династию Маккавеев. События, хорошо известные из еврейской истории (например, их именем назван ныне популярный израильский спортклуб Маккаби), получили свое признание и в православной церкви. Память братьев Маккавейских празднуется церковью 1 августа по ст.ст.. От них пошла на Руси и в России фамилия Макавеевы.
Пусть нас не удивляет это обилие древнееврейских корней и значений в русских именах и фамилиях. Тому есть очень простое объяснение. Все эти имена и фамилии были в свое время взяты из церковного православного календаря: каждому дню там соответствует день почитания того или иного святого, в том числе и из числа всех выше перечисленных. Младенец, родившийся в этот день, как правило, получал при крещении имя соответствующего святого. Впоследствии его потомки получали фамилию, образованную из имени ее первого представителя.






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"