№9/2, 2011 - Поэзия

Гея Коган

Заповеди на скрижалях
Венок сонетов

1

Он дал нам свод понятий о морали,
но не в обмен на клятвы и елей:
ступай за ним и в славе, и в опале
и не ищи других учителей.

Они придут, пленят тебя вначале,
проникнутся заботою твоей,
заворожат, опутают речами
с простреленных ветрами площадей.

Они умеют – накопили опыт –
играть, заслышав жалобы и ропот,
на струнах всех пороков и страстей,

повелевать толпой движеньем длани
и ловко притворяться мудрой няней
для неразумных маленьких детей.


2

Для неразумных маленьких детей
игрушки производят непрестанно:
солдатов оловянных всех мастей,
пластмассовых красавиц с тонким станом;

но для подросших, сумрачных людей
другие матерьялы по карману:
они из бронзы льют своих вождей
и мраморных ваяют истуканов.

На переделку мира тратят пыл,
а Он творить кумиров запретил,
от идолов предостерёг в начале,

чтоб, к ложным божествам оборотясь,
лицом не упадали в кровь и в грязь,
чтоб души, как пелёнки, не марали.


3

Чтоб души, как пелёнки, не марали
ни дёгтем зла, ни сальным смрадом лжи,
чтоб не стремились в призрачные дали,
за светоч принимая миражи,

чтоб и в любви, и в гневе понимали,
и в буре, и в пленительной тиши:
всё – суть две стороны одной медали,
одной неуспокоенной души.

Но те, кто не считали километры
и шли, дорогу зная, против ветра
под визг и осмеяние людей,

и погибали, клятвы не нарушив,
чтоб хоть одну спасти живую душу,
не забывали миссии своей.


4

Не забывали миссии своей
тяжёлой борозды первопроходцы;
без лозунгов и пагубных идей
учили сеять хлеб и рыть колодцы;

из на живую нитку сшитых дней
кроить судьбу и жить не как придётся,
распознавать слепых поводырей
и одержимых властию уродцев.

А кто-то видел дальше остальных,
и зов его достих ушей людских,
но всех направить от сумел едва ли,

и чтобы стоязыкая молва
не исказила вещие слова,
Он приказал их выбить на скрижали.


5

Он приказал их выбить на скрижали,
как говорит до нас дошедший миф,
наказы, чтоб их юноши читали
и старцы, тихо головы склонив.

Но, чтоб им разум не терять в запале,
в пути непоправимое свершив,
Он повелел, чтоб люди отдыхали,
взор на дела свои оборотив.

И в день седьмой, оставив плуг и камень
и в очаге не раздувая пламя,
остановились, как меж двух огней,

услышав голос тихого пророка,
который к ним взывает одиноко
доступными словами без затей.


6

Доступными словами без затей
и без изыска, только лишь с любовью,
давай с тобою вспомним тех людей,
что к нашему склонялись изголовью.

Родительской заботы нет лютей,
чтоб только отвести беду сыновью,
ночей бессонных и горчащих дней
аорту наполняя жаркой кровью.

Но, как и мать, земля у нас одна.
Истерзанная, ждёт любви она.
Поруганная, не таит печали.

Всевышний был не зря в законах строг:
те, что забыли свой первейший долг,
чтоб пред небесной карой трепетали.


7

Чтоб пред небесной карой трепетали
поборники лихих и чёрных дел,
жестоких потасовок и баталий,
отравленных пещерной злобой стрел,

чтоб на металл презренный не меняли
чужие жизни, чудо смертных тел,
венцы творенья, пав до низкой швали,
убийцы, будь же страшен ваш удел!

Чтоб каждый Каин призван был к ответу,
Всевышний указал в своих заветах,
что суд Его грядёт за сонмом дней,

чтоб райского не удостоясь сада,
со страхом заглянули в бездну ада
презревшие в гордыне суд людей


8

Презревшие в гордыне суд людей
себя в надмирном числили совете:
раскольниковы всяческих мастей
и фюреры всех наций и расцветок.

И алый цвет был чёрного черней,
и крик не молк в укрытиях столетий,
и казнь вершилась именем детей,
которым не родиться на планете.

Но кое-кто повинной головой
в конце дороги в дом являлся свой
в пустой надежде избежать беды,

но, чтобы вновь не согрешить во гневе,
и чтобы зёрна отделять от плевел,
земных законов созданы пуды.


9

Земных законов созданы пуды,
написаны сентенций километры,
спасая слабых духом от езды
без правил, от соблазна всех поветрий.

Но падала завеса темноты
и опьяняли сладкие секреты,
осуществляя грешные мечты
до наступленья трезвого рассвета.

И камнем, угодившим в тихий пруд,
в святом семействе объявлялся блуд,
чтоб ряской не покрылась гладь воды;

но заповедь седьмую помня свято,
дворовые, не хуже шариата,
работают без отдыха суды.


10

Работают без отдыха суды
и строгие выносят приговоры,
но, как бы меры ни были круты,
в искусстве совершенствуются воры.

И что для них наказ: «Не укради!»,
и что для них надёжные запоры!
Жжёт ненасытность пламенем в груди
и незнакомы совести укоры.

Чужим добром набиты сундуки,
но всходят вечной жадности ростки –
прополкой их не победить, наверно.

Как Эльдорадо им чужой карман,
а с кражей ходит об руку обман,
и всё обильней прирастает скверна.


11

И всё обильней прирастает скверна
слов ядовитых и бесчестных дел.
Кто защищён от подлого навета
и клеветы разящих точно стрел?

А ложь на удивленье достоверна,
и с виду клеветник пушист и бел,
когда Он смотрит влажным взглядом серны
и сетует в слезах на свой удел.

Всё повторялось так же, как когда-то,
когда в завете Он сказал девятом:
«Не клевещи, сей грех в себе избыв.»

Текли доносы, головы летели,
платки чернели вдовьи. Неужели
отмщенье – грех, а справедливость – миф?


12

Отмщенье – грех, а справедливость – миф?
Ударят по щеке – подставь другую?
Уйти ли, от обиды поостыв,
взроптать ли, о Всевышнем вспомнить всуе?

Не лучше ль, поруганья не простив,
встать на тирана, животом рискуя
и в мелких душах зависть возмутив,
о личных лаврах грезящих впустую?

Однако, слава – тоже тяжкий жребий,
а на земле не хуже, чем на небе,
но за свободу средь родных олив,

к былым героям завистью не мучась,
не ради славы избранную участь
проносит победительно Юдифь.


13

Проносит победительно Юдифь
свою осанку, радостью палима,
и празднует народ, не отворив
врагу святых ворот Ерусалима.

Но шепоток, сомненья зародив,
выносит свой вердикт неумолимо,
и в прославленье слышится мотив,
что и огня, наверно, нет без дыма,

что в бочке мёда ложка дёгтя есть,
что с хитростью едва ли дружит честь,
коварство непристойно и пещерно.

Заветы нам даны не для красы.
И Бог в раздумье ставит на весы
корзину с головою Олоферна.


14

Корзину с головою Олоферна
мы видим на полотнах мастеров.
У нас другие взгляды и манеры
и тех поступков суд не столь суров.

Настолько ль та легенда достоверна,
наказы тех забывшихся веков,
и тех времён провалы и каверны,
чтоб ими мерить ход своих часов?

Сто поколений – не короткий срок,
чтоб затвердить преподанный урок,
который мы всё время забывали,

не понимая: думая про нас
в один прекрасный день и строгий час
Он дал нам свод понятий о морали.


Магистрал

Он дал нам свод понятий о морали
для неразумных маленьких детей,
чтоб души, как пелёнки, не марали,
не забывали миссии своей.

Он приказал их выбить на скрижали
доступными словами без затей,
чтоб пред небесной карой трепетали
презревшие в гордыне суд людей.

Земных законов созданы пуды,
работают без отдыха суды,
но всё обильней прирастает скверна.

Отмщенье – грех, а справедливость – миф?
Проносит победительно Юдифь
корзину с головою Олоферна.




>>> все сочинения Геи Коган здесь!







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"