Когда меня спрашивают, какое из музыкальных произведений мне больше всего нравится, я не пытаясь уклониться от ответа под предлогом того, что, дескать, хорошей музыки много, храбро отвечаю, что мне нравится «Реквием» Джузеппе Верди. И добавляю, что сочини он только одно это произведение, его уже можно было бы причислить к сонму величайших композиторов всех времён и народов. Я люблю эту музыку за её глубину, драматизм и красоту. В ней с невероятной силой передано мастерство композитора в оркестровке, в умении создать превосходные сольные и ансамблевые партии.
Я хотела бы предложить вам послушать Вердиевский «Реквием» в исполнении Герберта фон Караяна с участием замечательных оперных певцов Леонтин Прайс, Фьоренцы Коссотто, Карло Бергонци и Николая Гяурова (в этом составе они выступали в Москве в 1969 году). Но, к сожалению, я не нашла оцифрованной записи этого концерта. По всей вероятности ее просто не существует. Но зато в youtube оказался практически весь «Реквием» в исполнении Караяна с оркестром и хором театра «La Scala», в записи 1967 г. Солисты – совсем молодые Леонтин Прайс, Фьоренца Коссотто, Лучано Паваротти и Николай Гяуров. Вот несколько фрагментов.
Слово «реквием» в переводе с латинского означает покой, отдых. Месса-Реквием это музыкальное сочинение по усопшему, предназначенное для богослужения перед погребением или в знак поминовения. Такая месса по своей структуре близка обычной литургической, только из неё извлекаются части «Глория» и «Амен». Православное богослужение по усопшему отличается от католического главным образом отсутствием оркестрового сопровождения.
Траурная музыка по умершим писалась для высокопоставленных и состоятельных людей с древних времен. Люди рангом ниже удостаивались музыки «попроще», не столь грандиозной (так, в наши дни используется 3-я часть Второй си-бемоль минорной фортепианной сонаты Шопена, известная, как «Траурный марш»).
Музыкальная литература насчитывает более сорока реквиемов, написанных разными композиторами.
Едва ли не первые, получившие признание и дошедшие до нас, - реквиемы Йоханнеса Окегема (1425-1497) и Томаса Луиса де Виктория (1548-1611).
В 1605 году, как раз в то время, когда де Виктория писал свой реквием, который он назвал «Officium defunctorum”, Папа Римский Клемент VIII разработал и издал правила по организации похоронной службы. Она должна была делиться на две части: первая проводилась в тот вечер, когда умирал человек, а вторая - на другой день, непосредственно перед погребением.
«Реквием» де Виктории, написанный по случаю кончины Марии Австрийской, вдовы Императора Максимилиана II, содержит не только пение, но и тесно вплетённые в него речевые фрагменты, произносимые священником. Музыка, в целом полифоническая, имеет также части одноголосные, унисонные, характерные для григорианского пения. В «Реквиеме» де Виктории нет инструментального сопровождения, этим он близок Византийским распевам a’capella.
Самыми известными реквиемами эпохи Барокко считаются «Реквием» австрийского композитора Генриха Игнаца Франца фон Бибера (1644-1704) и француза Жана Жиля (1668-1705).
Бибер заслужил широкую известность в музыкальном мире, благодаря сочинению грандиозной «Зальцбургской мессы». Он великолепно знал акустику Зальцбургского Кафедрального Собора и абсолютно чётко представлял, сколько музыкантов и певцов должно участвовать в исполнении, чтобы музыка получила необходимый объём и силу. Но что интересно, в «Реквиеме» Бибера нет ярко выраженного драматизма. Оказывается, композиторы, создающие заупокойные мессы в конце XVII века, не ставили себе задачу выжимать из присутствующих на церемонии скорбные эмоции. Их больше заботило декорирование церкви. Для похоронной службы стены и пол в церквях задрапировывались чёрной тканью, поверх которой ставились и подвешивались канделябры со множеством ярко горящих свечей. В результате синтеза музыки и декораций рождался своеобразный спектакль, в котором смерть была последним актом в жизненной драме человека.
У «Реквиема» Жана Жиля интересная история. Городские власти, заказавшие ему это произведение, отказались выплатить установленный гонорар – шесть золотых монет, сославшись на то, что сочинение слишком сложное и потребует больших затрат на подготовку и исполнение. Жиль возмутился и заявил, что в таком случае его «Реквием» не будет звучать ни для кого другого, кроме него самого - по случаю его собственной кончины. Музыка Жиля, как и Бибера, лишена драматизма, а во многих частях даже носит лёгкий и почти танцевальный характер. Впоследствии – в 1764 году – «Реквием» Жиля исполнялся по случаю кончины другого композитора - Жана Филиппа Рамо, а еще позже, в 1774 году, на похоронах короля Луиса XV. После чего об этом сочинении благополучно забыли на долгих 200 лет. Он вновь зазвучал лишь в 1958 году.
Французский композитор Гектор Берлиоз (1803-1869) написал свой «Реквием» по просьбе министра внутренних дел, по случаю поминовения погибших во время Июльской Революции 1830 года. Музыка Берлиоза во многом опережала своё время благодаря особенностям гармонии и оркестровки. Берлиоз не был верующим, возможно поэтому, слушая его «Реквием» не погружаешься в себя, а невольно обращаешь внимание на музыкальную структуру произведения. Одну из частей, «Offertorium», наиболее интересной и «превосходящей все остальные части произведения», считал Роберт Шуман. Нужно отметить и другую часть, «Hostias», где использование флейт в верхнем регистре и тромбонов в нижнем, по замыслу композитора, передают контраст между человеческим и божественным.
«Реквием» Берлиоза послужил переходным от заупокойной мессы строго литургического характера к мессе более свободного, филосовского содержания. Такие Реквиемы были созданы Иоганнесом Брамсом, Габриэлем Форе (1845-1924) и Морисом Дюруфле (1902-1986).
“Немецкий реквием” (Ein Deutsches Requiem) Брамса (1833-1897), над которым композитор работал в теченте десяти лет, на самом деле не имеет никакой связи с заупокойной католической мессой. Брамс сам подготовил текст для произведения, основываясь на переводах глав из Библии, выполненных Мартином Лютером. Он посвятил это свое сочинение пямяти матери и Роберта Шумана. Несмотря на эпический размах, «Немецкий Реквием» отличают удивительный лиризм и проникновенность. В тексте отсутствуют слова молитв, ни разу не упоминается имя Христа, нет картин Страшного Суда (Dies Irae), зато много слов утешения, надежды, любви. Наверное, можно сказать, что «Немецкий реквием» больше обращён к живым, чтобы примирить их с мыслью о неизбежности смерти.
Говоря о реквиеме как об особой разновидности музыкального сочинения, возможно ли обойти молчанием тот, который по праву можно считать образцом и идеалом? «Реквием» Моцарта (1756-1791). Собственно говоря, уверена, что когда произносят само слово «реквием», в голове в первую очередь возникает ассоциация именно с «Реквием» Моцарта. Можно с уверенностью сказать, что это произведение знают все, потому что его музыка явилась наивысшим выражением музыкального гения, обращенного к Богу с мольбой о спасении и упокоении человеческой души.