№12/2, 2010 - О музыке и музыкантах

Надя Коваль
Симфоническая поэма как мама для киномузыки

Вот уже несколько лет я знакома с Диего Уирсом. Он весёлый парень и верный друг, который живёт себе, не замечая течения времени и не помня того, что было вчера. А ещё он обладатель очень редкой профессии. Мне кажется, что во всём мире наберётся от силы три сотни человек, занимающихся тем же, что и он. Диего Уирс – ответственный за хранение и содержание партитур в cимфоническом оркестре. Кроме редкой профессии у него ещё имеется редкое увлечение - коллекционировать записи оригинальных музыкальных сочинений к кинофильмам. «Разве тебе не достаточно Моцарта и Бетховена, которых ты целыми днями слушаешь на репетициях?», - спрашиваю я его. Бедняга защищается, как может, а я, с присущей мне скороспелостью в заключениях, удивляюсь, как он не умирает со скуки, слушая, например, музыку Филиппа Гласса к фильму «Часы». Ну, хорошо, это мне не особенно интересен минимализм в музыке, а вообще-то, строго говоря, есть разница между «просто» музыкой и музыкой к кинофильмам?

Как известно, начало звукового кино совпало с расцветом творчества Второй Венской школы. В этот период многие композиторы увлеклись модной идеей А.Шёнберга и с большим энтузиазмом бросились пробовать себя в додекафонизме. Сама же индустрия кино получила наибольшее развитие в Америке, в которую в конце тридцатых годов из Западной Европы направился значительный поток выдающихся деятелей культуры. Среди них был и немецкий композитор Ханс Айслер, который обратился в «Rockfeller Foundation» за финансовой помощью в реализации своей программы «Film music Project». Его основной работой в этой программе было исследование вопроса соотношения между музыкой и фильмом. Айслер указывал, что музыка к кинофильмам должна изучаться постоянно как на практическом, так и на теоретическом уровнях. В 1939 году он написал: «Сегодня сочинения для кинофильмов являются неорганизованными. Если и выходит что-нибудь стоящее, то это только благодаря удаче, выпавшей на долю какого-нибудь талантливого композитора. Чаще вместо вместо хорошей музыки выходит дешёвая каждодневка.» Будучи в дружеских отношениях с Т.Адорно, пишет книгу «Сочинение музыки для кинофильмов» и старается всеми силами внедрить современные методы в написание киномузыки. Однако сам, как ни странно, вошёл в историю киноискусства не как теоретик, а как композитор, произведения которого в большинстве своём строго контрапунктичны.

Функция музыки для кино прежде всего заключается в сопровождении изображения и усиления эмоционального воздействия на зрителя. Композитору, пишущему для кино, как мне кажется, «проще» достичь «описательного» или «нарративного» эффекта, так как на экране уже присутствуют объект, субъект и их взаимодействие, то есть всё конкретно и не надо ничего придумывать лишнего. Я спрашиваю себя: «Каково же должно было быть умение композиторов «досинематографической эры», чтобы исключительно музыкальными средствами описывать воображаемое?»

Несомненным источником идей и «питательной средой» для современных композиторов, пишущих для кино, может служить жанр симфонической поэмы. Симфонической поэмой называется музыкальная пьеса для оркестра, которая чаще всего имеет одночастную форму и в своей основе предполагает какой-нибудь литературный или поэтический сюжет, а также описание природы. Симфоническая поэма является безусловным продуктом романтизма и как новый музыкальный жанр появилась в середине XIX века. Она имеет значительное сходство с программной музыкой, а элементы традиционной симфонии как бы «сконденсировались» и привели к тому, что все симфонические поэмы (а так же баллады, фантазии) не имеют ни большой продолжительности, ни тематических или тональных контрастов.

Зачинателем жанра по праву считается Ференц Лист, который однажды в шутку сказал: «Новое вино требует новых бутылок». Предвестниками симфонической поэмы могут считаться концертные увертюры начала XIX века. Например, увертюра Бетховена «Кориолан» или музыка Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Лист объединил аспекты увертюры и симфонии в одно целое, добавив специальные звуковые «описательные» элементы для достижения эффекта повествования посредством музыки. Композитор написал 13 симфонических поэм, среди которых особенно популярными считаются «Сe qu'on entend sur la montagne (по поэме В. Гюго), «Прелюды» (по А. Ламартину) «Битва гуннов» (по картине В. Каульбаха), «Гамлет» (по У. Шекспиру).

Многие композиторы, такие как Б.Сметана, А.Дворжак, Л.Яначек, видели в симфонической поэме возможность свободного выражения «национального». Особенно проявил себя этом жанре Я.Сибелиус, который написал такие замечательные симфонические поэмы, как «Финляндия», «Лебедь из Туонелы», «Тапиола». Среди русских композиторов нельзя не вспомнить произведения П.Чайковского «Ромео и Джульетта», «Воевода», «Гамлет»; А.Бородина «В степях Центральной Азии», а так же «Поэму Экстаза» Скрябина и «Остров мёртвых» Рахманинова. Во Франции интерес к музыке нарративно-иллюстративного характера выразился в произведениях К.Сен-Санса («Le Rouet d'Omphale»), «Le Chasseur maudit» С.Франка, «L'Apprenti sorcier» П. Дюка, а также в некоторых сочинениях К.Дебюсси, М.Равеля и Ж.Ибера. Вкладом в жанр симфонической поэмы от английских композиторов по праву можно считать «Falstaff» Э.Элгара, «The Lark Ascending» Р.В.Уильямса и «On Hearing the First Cuckoo in Spring» Ф.Дилиуса.

Однако своего апогея симфоническая поэма достигла в творчестве Рихарда Штрауса, который смог найти такие выразительные средства оркестра, которые позволили ему охватить не только литературные темы, но и философские и даже биографические («Домашняя симфония»). Его знаменитые поэмы «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя» по сей день не исчезают из концертных программ и не теряют своей популярности.

Качества любого произведения искусства прежде всего проверяется временем. Эта проверка в равной степени применима и к музыке для кинофильмов. Поэтому неслучайно несколько лет тому назад в дискографической промышленности появилась продукция с записями «soundtracks». Настоящая, качественная киномузыка вполне может существовать самостоятельно, то есть без кино. Именно такими компактдисками заполонил свою квартиру мой друг Диего Уирс.


>>> все работы aвтора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"