№11/2, 2010 - О музыке и музыкантах

Надя Коваль
Хороший парень

Существует мнение, что в певческих коллективах симпатии сопрано направлены на басов, а альтов - на теноров. Заключение это не научное, но тем не менее имеет под собой целый ряд подтверждений. Я сама, в частности, будучи вторым сопрано в одном известном московском хоре, влюбилась сначала в солиста басовой партии Валентина, а потом в его коллегу Сергея, а кроме того неоднократно наблюдала развитие других трогательных романов. Например Галя из альтов была по уши влюблена в Никиту из теноров, а сидящая слева от меня Ольга даже вышла замуж за Костика из первых басов. Но теперь должна вам сказать, что эти пристрастия, как мне кажется, были основаны не на избранности по голосу, а по какой-то другой, неведомой мне закономерности. Может быть просто по тому, что сидя на репетициях «крест на крест», сопрано было удобнее смотреть на басов, а альтам на теноров и строить им глазки.

Начав разговор о певческих голосах, давайте вспомним, как подразделяются, например, мужские. Начнём с баритона. По своей высоте он является средним между басом и тенором. Сам термин «баритон» вошёл в употребление лишь в начале ХIX века, так как раньше не существовало формального разделения между баритоном и басом. Баритоны бывают лирические, лирико-драматические и драматические. Лирический баритон иногда называют баритоном «Мартин», в честь певческой манеры француза Jean – Blause Martin (1767-1837). Известными баритоновскими ролями являются Фигаро в Свадьбе Фигаро Моцарта, Жермон в Травиатте Верди, Евгений Онегин Чайковского. После баритона идёт бас-баритон, который в верхнем регистре может дойти до нот более высоких, чем у баса, но при этом сохраняет способность брать нижние басовые ноты. Практически во всех операх Вагнера присутствует пресонаж с тесситурой баса-баритона. А теперь коротко о басе. Бас – самый низкий из мужских голосов. По высоте он подразделяется на высокий, центральный и низкий. А по характеру на комический, как у Осмина в Похищении из Сераля Моцарта и характерный, как у Зарастро в Волшебной флейте Моцарта. Нельзя не упомянуть о раскошном басе-профундо, считающимся самым низким из мужских голосов. Это глубокий, восхитительный и редкий по красоте голос. Правда, в опере он не используется, а только в церковно-хоровой музыке. Певцов с таким типом голоса называют октавистами, так как поют на октаву ниже басов. Почти все октависты являются выходцами из России, о чём вы можете с гордостью заметить во время беседы с кем-нибудь о мужских певческих голосах.

Лично мне из низкого регистра больше всего нравится бас-баритон. Это довольно редкий для оперы голос, поэтому современных его обладателей можно попросту пересчитать по пальцам: это Брин Терфел, Эрвин Шротт, Томас Квастхофф и Жозe ван Дам. Из этой группы сегодня мне бы хотелось поговорить о Брине Терфеле, который недавно на Deutsche Grammophon записал новый диск под названием «Bad boys». Надо сказать, что издавна сложилась традиция, когда положительные роли в опере отводятся тенорам, а отрицательные – басам. Поэтому неслучайно таких «плохих» персонажей набралось на целый диск: Яго в Отелло Верди, Мефистофель в Фаусте Гуно, Скарпия в Тоске Пуччини, Каспар в Вольном стрелке Вебера, Дулькамар в Любовном напитке Доницетти, Дон Базилио в Сивильском цирюльнике Россини, Дон Джованни из одноимённой оперы Моцарта и т.д. Примечателен тот факт, что Терфелу определённо было трудно «сделать» лицо злодея для фото на обложке. Ведь он по своей натуре добрейший человек – великан двухметрового роста и весом более ста килограммов, с крупным лицом и рыжими растрепанными волосами. Он больше похож на какого-нибудь сказочного лесоруба, чем на оперную звезду, поющей на сцене вот уже двадцать лет. От своих коллег по профессии он отличается не только внешним видом, но и происхождением: Брин родился в семье уэльского фермера, в крошечной деревушке, состоящей всего из восьми домов и церкви. Его крестьянская простота и естественность являются самыми яркими чертами характера. Не смотря на свою молодость (Терфел родился в 1965 году), в его арсенале находится более пятидесяти компактдисков, которые включают в себя не только сольные выступления, но и полные записи опер. Когда-то в начале своей карьеры он уступил первое место Дмитрию Хворостовскому на BBC Singer of the World Competition в 1989 году, но время доказало, что отсутствие тщеславия делает карьеру певца более полной, насыщенной и многообразной. Может быть ещё и поэтому зрительские симпатии всегда остаются на стороне именно таких артистов.



>>> все работы aвтора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"