№6/1, июнь, 2009

Художник Всеволод Рухмалёв и его вечные спутники
Марк Яковлев

>>> смотреть картины

«В том, что известно – пользы нет.
Одно неведомое нужно»!
Goethe, Faust

Всеволод Рухмалёв

Гении, как следует из французской поговорки, рождаются в провинции, а умирают в Париже. Но это у них, у французов, а у нас, как известно, всё «не как у людей».

Художник Всеволод Рухмалёв (ВР) родился 5 октября 1933 года отнюдь не в провинции, а в огромном городе Шанхае, в семье русских иммигрантов, бежавших в Китай от Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Умер он в Самаре (бывшем Куйбышеве), в возрасте 72 лет, в районе, носящем со времён войны народное название «Безымянка».

Севины родители в Шанхае работали в филиале американской фирмы, и когда в Китае стала назревать ещё одна Великая Социалистическая Революция, они эмигрировали вторично, теперь уже в Америку. Здесь шестилетний Сева начал учиться в колледже Св. Франциска Ксаверия, и английский стал его вторым родным языком. Прожив несколько лет в Сан-Франциско, семья возвратились в Шанхай: отчим мальчика лелеял мечту о возвращении на Родину, а из Шанхая это было осуществить значительно проще, чем из цитадели империализма – США.

Оказавшись в 1948 году в СССР, Рухмалевы попали в совершенно незнакомую страну - вспомните фильм «Восток-Запад». Сева начал было учиться в ставропольской духовной семинарии, но религия его мало интересовала. Кстати, и в дальнейшем, библейские сюжеты, вдохновлявшие многих великих художников, в его творчестве никак не отразились. Переехав в Куйбышев, Рухмалев окончил курсы английского языка и стал дипломированным переводчиком. Английский он знал настолько хорошо, что мог в оригинале читать и понимать (а это разные вещи!) «Улисса» Джеймса Джойса… Помню, как в 1979 году он растолковывал мне внутренний монолог Молли, жены Леопольда Блума, написанный Джойсом на 75 страницах одним предложением без единой точки и запятой. При этом Рухмалёв «тянул лямку» технического переводчика на одном из многочисленных куйбышевских заводов и никогда ничего не рисовал.

Как и большинство людей, ВР плыл по течению, родился – и просто поплыл. Мы все живем, особенно в молодости, как будто мы бессмертны, как будто «Смерть – это то, что бывает с другими»... Чтобы человек задумался и начал заниматься «делом своей жизни», ему должно упасть на голову яблоко того же сорта, что Исааку Ньютону («ньютоновку», не путать с «антоновкой!»). Головы меняются, а сорт яблок остаётся! Видно только ньютоновка и произрастает в райском саду, но зато там всегда хороший урожай. Господь щедро высыпает «райские яблочки» на людские головы. «Ньютоновка» может обернуться смертью близкого человека или разрывом с любимым, бумажкой, на которой написан приговор работодателя в период экономического кризиса или приговором судьи в период благоденствия, или, хуже того, приговором врача в любой период.
Когда Всеволоду было уже почти 40 лет, ему на голову упало такое «райское яблочко»: трагически погиб его близкий друг. Спустя пару лет ВР нарисовал свой первый портрет – портрет друга. С тех самых пор, с 1971 года, Рухмалев начал рисовать людей, которых он любил. Он часто повтрял: «Кого люблю, того рисую».

А любил он Великих Творцов с «поехавшими крышами». У кого из великих она не ехала по определению? Открывая новое, Художник переступает границу известного, а чтобы переступить её, надо иметь не только смелость, но и «слегка поехавшую крышу». Перечислять любимчиков судьбы можно долго, но не лучше ли просто посмотреть галерею их портретов работы Всеволода Рухмалёва?

Мне хочется написать об этом художнике не из-за тревоги, что он останется неизвестным с Безымянки. Время уже не сотрет ни его черт, ни черт его вечных спутников. Я пишу, чтобы выразить своё личное отношение к нему и к его творчеству.

Мы познакомились с ним в 1975 году в провинциальном городе Куйбышеве (ныне Самара), где когда-то другой художник тянул всем известную лямку вместе со своими «Бурлаками на Волге». Это произошло в Городском Молодёжном Клубе (ГМК-62), который был образован во времена «хрущёвской оттепели» в 1962 году и где собиралась интеллектуальная молодёжная элита: проводились диспуты, джаз-фестивали, художественные выставки. Один из первых своих «массовых концертов» Владимир Высоцкий дал именно в куйбышевском Дворце спорта. Бурлацкий Дух Свободы витал над Волгой!

Мы с ВР оказались соседями по «хрущевскому» микрорайону пятиэтажек, и хотя он был старше меня лет на 20, я стал часто заходить к нему в «мастерскую». Не могу похвастаться, что сразу распознал в нем великого художника, но меня притягивала его неординарная личность и «витания в мире великих теней». Для меня это была возможность уйти от серости тогдашней жизни. Я выразил это в восторженно-наивном юбилейном стихотворении, посвященном 45-летию ВР (1978 г.) и вошедшем позже в мою книжку «Отошедший Берег»:

Художник
                 Всеволоду Рухмалёву

Как здорово, что в ночь глухую,
Когда тоскливо и темно,
Могу приехать в мастерскую
И пить грузинское вино!

Хозяин встретит чуть сурово:
«Работать надо, а не пить!»
Но свет в окне у Рухмалева
И это значит – стоит жить!
Расположившись на топчане –
Среди подрамников, холстов,
Мы отведём свои печали
Рукой «восторженных тостов»:
Мы пьем за то, что жизнь – дорога,
Закрученная в колесо,
Что сорок пять – еще не много,
Всего пол-жизни Пикассо!
И не теряя с прошлым нить,
Мы пьем за то, что как ни странно
Художник в доме должен жить
И неприменно в деревянном!
Я не спешу уйти скорее,
И приподнявшись во весь рост
Замечу: в глубине светлеет
Окно в ночи, а может, холст...

«Мастерской» служили комната и кухня в двухкомнатной квартире. Вторую комнату занимал сосед, которого вечно не было дома, и это было счастье. Мы дали соседу шуточную кличку «Невидимый спутник». Когда я говорил Всеволоду, что он просто обязан нарисовать «портрет соседа». Всеволод отшучивался, что не может нарисовать того, кого никогда не видел.

Художник лукавил: он как раз и рисовал тех, кого никогда не видел и с кем не пересекался ни в Жизни, ни во Времени! Он создавал портреты тех, кому упало на голову это самое «райское яблочко», «вечных спутников» нашей жизни, настоящих помазанников божьих: Бальзака и Кафки, Гоголя и Гогена, Лотрека и Бекетта, Шагала и Шнитке, Стравинского и Ионеско, Тарковского и Эрнста Неизвестного, Пикассо и Руссо, Джойса и Набокова...

ВР не знал лично никого из них, но был очень хорошо знаком с их творчеством. Он рисовал портреты великих, открывших новое в искусстве, вкусивших от «райского яблочка познания» и своим творчеством сопровождающих нас всю жизнь.
И не существенен тот факт, что художник чаще всего изображает тех, кто уже переселился в мир иной. ВР не разделяет «наш мир», где мы ещё живем и «мир иной», куда переселимся. Не случайно одна из его выставок была названа «Искусство быть смертным». Для него оба эти мира едины, как един Бог. Это единый поток Времени, где герои его портретов существуют вечно - в виде картин, скульптур, музыки или книг. «Чудо-юдо: нежный граф превратился в книжный шкаф!»

кликните на афишу, она увеличится

Выставку картин ВР, которую я устроил в апреле 2000 года в галерее «Форум» в Высшей школе города Оснабрюка, мы с ним так и назвали: «Вечные спутники» (см. афишу выставки „Die ewigen Begleiter“, 30 Portrats, Am Anfang war die Farbe) с подзаголовком «В начале был цвет».

Техника Рухмалева – это масляная пастель, тушь, гуашь, лак, акварель, коллажи... Причем, цвет, форма и коллажи неразделимы как ни у кого другого. Зачастую трудно или даже невозможно визуально отделить голову от фона, на котором она размещается, а собственно фон у Рухмалева, на котором он размещает портреты «великих теней», это само Время. Нанесение на этот фон-Время готового портрета было одним из любимых элементов «техники Рухмалёва».

Абсолютное большинство портретов Рухмалёва выполнено в формате А2 (половина ватманского листа). Формат этот больше, чем человеческая голова в натуральную величину. Возможно с технической точки зрения, такой формат нужен был художнику, чтобы увеличить характерные черты лица его героев, а так же дополнить их элементами коллажа жизни.
С другой стороны, головы, которые он рисовал, больше любого формата! В какой формат можно вместить головы таких людей как Набоков, Бродский, Стравинский, Шагал? Они преодолевают любые форматы и любые границы!
Компьютерный вернисаж позволяет даже глубже проникнуть в «технику Рухмалёва», чем обычная выставка. Вы можете на своём компьютере увеличить детали картины и более внимательно рассмотреть отдельные части портрета и «как они сделаны».

«Но не в ентим дело», - как говорит одна моя знакомая-эстетка, пытаясь быть ближе к народу. «Техничных» художников много и даже очень много, достаточно съездить в Париж, Берлин или Москву.
Уникальный же талант ВР заключался в умении найти и выделить характерные черты личности и скомбинировать их в портрете, в трехмерном пространстве цвета, формы и коллажа на фоне Времени.

Вы можете соглашаться или не соглашаться с видением художника, но в оригинальности и новизне ему отказать невозможно. Мне, например, не очень по душе «легкая демонизация» Иосифа Бродского в некоторых из его пяти портретов или чрезмерно «рыжий» Марк Шагал. По моей просьбе он нарисовал несколько портретов Ремарка и Нуссбаума, но, на мой взгляд, они не удались. Может быть, потому, что он не мог писать по заказу. Но он именно ТАК видел их характерные черты, хотя они непривычны нам. Однако это и есть открытие ВР: «В том, что известно – пользы нет. Одно неведомое нужно»! Кстати, эпиграф из Гёте к своей выставке в Оснабрюке предложил сам художник.

Выставка ВР в Оснабрюке проходила напротив «Музея без Выхода» Феликса Нуссбаума, построенного знаменитым архитектором Даниэлем Либескиндом, а справа от него проходила выставка Сальвадора Дали.
«Эти вечные спутники – обязывают», - говорил Всеволод. «Может быть надо умереть, чтобы стать великим». Он сознавал свое значение. Его выставки проходили в Москве 197б, в Будапеште 1980, в Краснодаре 1982, в Санкт-Петербурге 1985, в Одессе 1989, в Самаре 1998, в Оснабрюке 2000.

Когда мы готовили его выставку в Оснабрюке, ВР написал мне в письме: «Для того, что бы чувствовать себя свободно...». Он никогда не чувствовал себя свободно (а кто чувствовал?). Противоречие между воспитанием в семье русских интеллигентов в Китае и Америке и жизнью в «советском детдоме», между вечным безденежьем и рвущимся наружу талантом, между бытовой неустроенностью и витанием в мире великих теней. Для него, познавшего в ранней юности «это сладкое слово – Свобода», особенно больно было видеть характерные черты Времени в нашей «соц. действительности». Он сполна вкусил от жизни и от сладкого райского яблочка познания! Типичная судьба большинства художников, да и просто тонко чувствующих людей... Кстати, в сравнении с других художниками ХХ века, судьба ВР довольно благополучна: не расстрелян как поэт Гумилев, не погиб в лагере как поэт Мандельштам, не получил два года лагерей, как художник Сысоев, не сидел, не привлекался, не состоял... Просто жил в мире великих теней и пытался их понять.

Повторюсь: новизна ВР как художника состояла в работе с характерными чертами Личности и Времени-фона в трехмерном пространстве цвета, формы и коллажа. Я затрудняюсь дать определение стилю, в котором работал Рухмалев, подогнать его под какой-то из уже существующих «измов»: кубизм? модернизм? сюрреализм? Может быть это многозначный «чертизм» - от «черт лица» или от «черточек», из которых он выкладывал портреты великих людей, или от «чертей Господних», сидящих в каждом из его неординарных героев. Читатель, при желании, может дать и своё определение стилю Рухмалёва. А может быть, и не надо определять этот ни на кого не похожий стиль. Главное в том, что Рухмалёв имеет свой почерк, свой стиль, он узнаваем. Покажите мне портрет – и я сразу скажу: Рухмалёв это или нет! Самобытность и свой собственный, ни на кого не похожий, стиль – неотъемлемая черта всех настоящих художников, поэтов, музыкантов.


В некоторых портретах ВР могут возникнуть ассоциации с «Соц-Артом» Комара и Меламеда, но он был в своём творчестве в основном асоциален и совершенно не интересовался окружающей его «соц. действительностью».

Конечно, если зрителю хочется, то он может разглядеть в чертах лица Джойса схему улиц любимого им Дублина или в чертах Вадима Сидура элементы его скульптур. Но Рухмалёв был скорее художником «чистого Духа», чем «ассоциации», он пытался выразить черты гения, основываясь на его творчестве.

А вот что пишет о ВР московский поэт Александр Самарцев.
«Лица на его портретах были сотканы из метафор и других подобий. Портрет откровенно "собирался" из деталей пейзажа или натюрморта. При минимуме или полном отсутствии театрализации. Так один из первых же ярчайших портретов Пикассо при внимательном рассмотрении открывал желтую (кастильскую) дорогу,
какие-то явные горы, кусты - и при том Пикассо был узнаваем. То есть, писался образ, метафора. При строго выдерживаемом сходстве мастер позволял себе утрировать линии, доводя манеру до почти абстракции...»

С нами вечность затеяла блиц
И затикало время тревожно
Ты расколот на тысячи лиц
И твой свет пропускает таможня

Эти строки принадлежат израильтянину Михаилу Матушевскому, поэту, знатоку творчества ВР, в чьей коллекции около 20 рухмалевских работ, в том числе, одни из первых портретов А.Грина, З.Фрейда, Э.Неизвестного, редкая пейзажная работа - домик и пр.

Последние годы он жил уже в «деревянном доме» на Безымянке и рисовал много и непрерывно, как сумасшедший. Тогда же он завел у себя двух кошек и появился его цикл «Кошки». Это было неожиданно для меня, т.к. я воспринимал его только как художника-портретиста.

Сбылось пророчество из ранних стихов, подаренных ВР к 45-летию: «Художник в доме должен жить и неприменно в деревянном», которые были навеяны в 1978 году стихами малоизвестного тогда Поэта: «В деревянном городе крепче спишь, потому что снится, лишь то, что было...».

ВР создал пять портретов Иосифа Бродского, один из них подарил мне, и я взял его в свою книжку. Прекрасный портрет Мандельштама купили мормоны и увезли в США. Один из лучших портретов «Драматург Бекетт-1», находится в собрании Ричарда Пирса в США, портрет режиссера Андрея Тарковского - в собрании Дома кино в Москве, портрет Жана Кокто - в собрании радиостанции «Ностальджи» (Самара), портрет «Композитор Стравинский» - в собрании «Рут» (США), «Художник Ван Гог» в собрании Елены Хигай, портрет «Кинорежиссер Хичкок» в собрании Газпрома. Остальные работы - в частных коллекциях в Англии, Японии, Германии, Израиля, Греции, России, Испании и Канады.

Встанет ли Рухмалёв в один ряд со своими вечными спутниками покажет Время.
Казалось бы Время - единственный критерий правоты художника. Но и оно не всех помнит. Есть много прекрасных, но забытых художников и наш долг подсказать Времени их имена. Как когда-то в восьмом классе я подсказывал шепотом однокласснику Сашке, что «Катерина – луч света в тёмном царстве», так и теперь я хочу шепотом подсказать Времени: «Рухмалёв – уникальный художник!». А открыть нового художника для себя и других – это большое счастье.

Райское яблоко упало на голову Всеволода Рухмалёва, разбилось на кусочки и разлетелось картинами по всему белу свету. Будем ждать, когда кому-нибудь на голову упадёт следующее яблочко. Райских яблочек, слава Богу, всегда много. Тут главное, чтобы Господь не промахнулся и попал в подходящую голову, как он это сделал в 1969 году в провинциальном городе Куйбышеве.

Вернисаж Всеволода Рухмалёва
Вечные спутники


если Вы хотите увеличить картинку, кликните на нее.

Сэмюэл Бекетт-1


Лотрек


Мандельштам


Лентулов


Ван Гог


Эрнст Неизвестный


Хичкок


Джеймс Джойс


Кафка


Ле Корбюзье


Марк Шагал-1


Набоков


Сальвадор Дали


Сэмюэл Беккет-3


Вадим Сидур





Гоген


Бальзак


Кавабата


Феллини


Эннио Морриконе



Скрипач Менухин


Игорь Стравинский


Иосиф Бродский


Кандинский


Казимир Малевич


Марк Шагал-2


Таможенник Руссо


Сэмюэл Беккет-2


Серджио Леоне


Игорь Стравинский-2


Ван Гог-2


Сезанн







Отклонение от орбиты
если Вы хотите увеличить картинку, кликните на нее

без названия


без названия


кликните на афишу, она увеличится



Кошки-1


Кошки-2


Кошки-3


Клоун


Мой сон







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"