Искусство иновидения (О стихах Льва Бондаревского)
Борис Юдин
Вспомнилось как в конце шестидесятых я сидел в Киевском скверике и прислушивался к разговору двух пожилых людей. Разговор был принципиальный и шёл о том кто из поэтов лучше: Егор Исаев или Александр Гитович. Я любил произведения Гитовича - блестящего переводчика и автора тонких и умных стихотворений. А длиннющую поэму Исаева «Суд памяти» я так и не сумел осилить. Поэтому был на стороне Гитовича. Спор любителей поэзии завершился бронебойным доводом : «Длинно и дурак напишет. А ты попробуй коротко».
Когда я читаю стихи Льва Бондаревского, я невольно вспоминаю этот аргумент.
Каждый пишущий поневоле создаёт свой «памятник нерукотворный». Где будет стоять этот памятник – на столичной площади, или пугалом в соседском огороде – это уже зависит «от благодарных потомков». Как бы то ни было, но он не может существовать без постамента, без фундамента из ошибок и откровений предшественников. «Постамент» Бондаревского – это философские миниатюры Л. Мартынова и С. Маршака, умение видеть в неодушевлённом одушевлённое Ф. Кривина, афористические строфы Губермана и великолепие китайской классики. Не даром Ли Бо - один из псевдонимов Льва Владимировича.
Ах, Родина, судьбина злая!
И тут покоя не даёт,
То сны плохие насылает,
То новостями достаёт!
Так пишет бывший Челябинский инженер Бондаревский, волею судеб попавший на «землю обетованную».
По сути это афоризм одной строфы.
И этой афористичностью насыщено всё его творчество.
Плюс ко всему острое и точное «видение» и мастерские метафоры. И это не метафорический поток, типичный для постмодернизма, в котором захлёбываешься, и когда выныриваешь в последней строфе, начисто забываешь первую. У Бондаревского это одна, две метафоры, но точные и к месту.
…когда
Зима сожмётся в точку
И снежная звезда
Пчелой ударит в щёчку?
Сравнения, граничащие с симфорой...
И нищие, словно копилки,
Расставлены в людных местах.
Это делает миниатюры Бондаревского предметом того сладкого и жестокого искусства, которое мы называем «Литература».
В лабиринтах интернета в девичьих дневниках - блогах встречаются цитаты из Бондаревского. А когда девушки переписывают твои стихи - это для автора дорогого стоит.
На склоне лет Игорь Чиннов в интервью В. Амурскому говорил, что только в последние годы он понял: стихотворение держится на гиперболе. Видимо, он имел в виду отстранение по Шкловскому. Это редкий дар видеть мир свежим, незамыленным глазом. Как будто впервые. Наверное, поэтому появились у Бондаревского абсурдистские пьесы, в теле которых прячется Хармс.
В искусстве не столь важны техника и ремесло, сколько личность. А Лев Владимирович, безусловно, личность неординарная. С чем и поздравляю читателей.