Виталий Щигельский Научные страхи и культурная трусость
Между сталинизмом и путинизмом нет знака равенства. К счастью, нет того размаха и замысла. Начисто отсутствует реализация. Присутствуют лишь самолюбование и болтовня.
Другие времена? Как будто. Как будто. Предметы другие: костюмы, пуговицы, носки, авторучки. И новые: статусные ноутбуки, умные айфоны и плоские, как Кира Найтли, три-д-телевизоры. Правда, все это импортное, вымененное на ресурсы.
Зато миллионы не нужных будущему коммунизму людей не увозятся тихими ночами в черных заквадраченных воронках на великие стройки, в виде топлива на подпитку ускоренной индустриализации.
Все теперь изменилось. Результаты индустриализации принадлежат нашим замечательным олигархам. А сама индустриализация сменилась модернизацией, которая ничего себе не предполагает, только так называется.
Впрочем, эти миллионы людей не нужны и сейчас: ни увядающей сырьевой экономике, ни приходящей ей на смену рабовладельческой. Потому ненужные миллионы сидят в городах, моногородах и рабочих поселках, пусть без дорог и без работы, но с дешевой имени вождя водкой и на пятьдесят процентов голубым телеэкраном.
Помягчали времена, полегчали.
Почему тогда опять в воздухе висит липкая взвесь страха и подлости? И кто ее генератор?
Без сомнений, нынешние правители, открестившись от Сталина, сохранили преемственность сталинским принципам контроля и управления обществом. И при выборе между реформами и репрессиями им психологически ближе второе. И скорее всего, репрессии имели бы место, если бы на то были силы.
Бесспорно, власть заинтересована в страхе, только вешать всех собак (всех каддафи) на маленького, загнанного в президентский цугцванг подполковника будет нечестно. Потому что размножает и ретранслирует тоталитарную атмосферу хорошо прикормленная властью верхушка культурной, научной и медийной прослойки. О, это лучшие мастера в своем роде, и таких мастеров не менее пятисот. А лучшими их сделали одно маленькое вранье и одна небольшая такая общая подлость: публично прокукарекать про тотемный монотеизм абсолютной власти, конкретно про третий срок. Подменить понятия – законами, бессовестное – благородным, а ложное – истинным. Передернуть великого «мне милее вор, чем кровопийца», причем, вовсе не ради себя, а во имя «большого» искусства, науки и спорта.
Теперь одни, скажем, имеют личный театр, где ставят пьесы Чехова и искренне не понимают, почему их «Чайка» больше похоже на «Дядю Степу».
Другие купаются в знаниях за счет подавляющего невежества остальных.
Третьи, защищая жизни отдельных людей, оставляют на произвол жизни тысяч других.
Так устроен распределительный мир – одному добавляют, забирая у многих, чтобы по дороге не забыть про оффшоры.
Не могу понять их личного страха, ну, не думают же наши лучшие люди, что свободные выборы отнимут у них знания, звания, кафедры, театры, бу-га-га телешоу и другие источники воплощения собственного тщеславия.
Между тем они разрушают себя морально. И что самое противное, за что их очень трудно простить, задают образец поведения, реакций, рефлексов и навыков у обывателя. Культивируя не высокое, доброе вечное, но обратное. И рано или поздно это обратное получают, если не в публичной плоскости, то на темных улицах. Запускается взаимообогащающая реакция всеобщего страха, подлости и предательства – эмоций разрушительных для общества, зато жизненно необходимых для абсолютной власти.
Общество важнее, чем власть, потому что власть вне общества – это пугало на помойке. Власть без общества невозможна, и всякий, кто поддерживает абсолютную власть в разрушении общества, становится переносчиком абсолютного зла.
Когда я слышу разговоры о том, какой варварский, дикий и рабский в России народ, я хочу спросить у нашей рабской и лживой культурной элиты: кто кого тут формирует? и кто кого должен формировать по определению и предназначению?