№7/3, 2010 - 25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий, выдающийся советский поэт, бард, актёр, автор нескольких прозаических произведений

Илья Рубинштейн

К 25 июля – 30-летию со дня смерти В.С. Высоцкого


Первая премия литературного конкурса на лучшее произведение
о космосе «Звезды Внеземелья» 2010-го года.




СЕМЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ КУЛЬТОРГА ЦУПа

фантазия в стиле ретро


киноновелла



Москва 2009



Светлой памяти Давида Карапетяна






ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Кадры кинохроники. Байконур. Со стартовой площадки, отбрасывая «ступени», взлетает в небо космический корабль.

ТИТРЫ НА ЭКРАНЕ: ЛЕТО. 1980-Й ГОД.

Космос. По орбите вокруг Земли «плывет» космический корабль.

Первый голос за кадром: Как самочувствие, «кристаллы»?
Второй голос за кадром: Отличное самочувствие.
Первый голос за кадром: Сеанс телевизионной связи с центром управления полетом через один час четырнадцать минут. Как поняли, «кристаллы»?
Второй голос за кадром: Поняли вас, центр. Что там насчет Володи?
Первый голос за кадром: Пока ничего. Пробиваем вашего Володю, «кристаллики». А сегодня открытие Олимпиады вам покажем. Ну все. До встречи, «кристаллики». Конец связи.


Камера наезжает на голубой шар планеты Земля.


ЦУП. По верхнему ярусу главного зала ЦУПа идет Семенов. В руках у него телевизионная «бобина». Не выпуская Семенова из кадра, камера с верхней точки выхватывает гигантскую, в подсветке, карту двух земных полушарий испещренную разными линиями и полторы сотни людей в белых халатах сидящих у мониторов, приборов, панелей, приборных досок.


Крупно - чьи-то руки ставят «бобину» на шнифт видеомагнитофона.
Крупно - чей-то палец нажимает на кнопку «пуск».
Крупно – экран монитора. После нескольких секунд видеопомех на экране возникает «картинка» и становится слышен звук. Камера наезжает на экран монитора. Наплыв. Хроника. Валерий Борзов с горящим факелом в руке поднимается по ступенькам стадиона к гигантской металлической чаше. За ним с переполненных трибун наблюдают рядовые и не рядовые зрители, а из правительственной ложи - члены Политбюро и лично товарищ Леонид Ильич Брежнев. Борзов останавливается у чаши и касается ее факелом. Вспыхивает олимпийский огонь.


ДЕНЬ ВТОРОЙ


Москва. Старая площадь. У подъезда по обеим сторонам которого висят застекленные таблички с надписью «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» останавливается серая «волга». Из авто выходит Семенов и заходит в подъезд.


ЦК КПСС. По длинному коридору устланному ковровой дорожкой идет Семенов. Останавливается у одной из дверей. Выдыхает. Тянет дверь на себя.


ЦК КПСС. Приемная. Референт сидящий за письменным столом поднимает голову на вошедшего в приемную Семенова.

Семенов: Добрый день.
Референт: Здравствуйте.
Семенов: Моя фамилия – Семенов. Я из Центра Управления Полетами. Мне назначено на одиннадцать тридцать.
Референт: Секундочку.


Нажимает на кнопку селектора.


Москва. Старая площадь. Из подъезда выходит Семенов. Подходит к серой «волге». Открывает дверь, садится на переднее сидение рядом с шофером.

Шофер: Ну как, Сергей Петрович?
Семенов: Порядок, Михалыч. Будет «кристалликам» их Володя.


ДЕНЬ ТРЕТИЙ



Москва. Театр Драмы и Комедии. По служебному коридору идет Семенов. Останавливается у дверей одной из гримерек. Выдыхает. Поднимает руку чтобы постучать. Замирает.

Голос из-за двери: Если ты сейчас развяжешь – то больше уже никогда не завяжешь! Никогда!

Семенов еще раз выдыхает и стучит в дверь. Звук приближающихся шагов. Дверь чуть приоткрывается. В образовавшемся проеме Семенов видит со спины кудрявого человека.

Кудрявый человек (в глубь гримерки): Плевать?! А когда на Лубянку дернут тоже плевать будешь?! Пойми – они тебя такого за полкопейки купят! Ампулу на столик выкатят и ты им за эту ампулу про май, комсомол и весну писать начнешь! Тебе это нужно?! Это?!

Разворачивается к Семенову, делает шаг за порог гримерки и с силой захлопывает за собой дверь.

Семенов: Здравствуйте.
Кудрявый человек
(шумно дыша): Слушаю вас.
Семенов: Моя фамилия – Семенов. Я из Центра Управления Полетами. У нас…
Кудрявый человек
(оборвав Семенова): Вы извините, ради Бога. После спектакля зайдите пожалуйста.

Дергает дверь на себя, переступает порог гримерки, с силой захлопывает дверь.


Москва. Театр Драмы и Комедии. Переполненный зрительный зал. Камера выхватывает Семенова сидящего на приставном месте. На сцене – артисты играющие роли Короля, Королевы, Полония, Офелии, Розенкранца и Гильденстерна. Их мизансцена простроена параллельно свисающему с колосников гигантскому, в ширину всей сцены, серому занавесу из грубой мешковины.

Король

…Чем взвинчен принц, что не боясь последствий
В душевном буйстве тратит свой покой?



Розенкранц

Он сам признал, что не в своей тарелке,
Но почему – не хочет говорить.


Гильденстерн

Выпытыванию он не поддается.
Едва заходит о здоровье речь
Он ускользает с хитростью безумца…


Москва. Театр Драмы и Комедии. По служебному коридору идет Семенов. Останавливается у двери гримерной. Прислушивается. Выдыхает. Стучит.

Голос из-за двери: Да!

Семенов открывает дверь и заходит в гримерку. Перед зеркалом, за одним из двух гримерных столиков, сидит голый по пояс крепко сбитый мужчина. В руках у него полотенце. С лица и торса стекают крупные капли пота. Больше в гримерке никого нет.

Семенов (растерянно): Извините… А мне бы...
Крепко сбитый
(оборвав Семенова, не оборачиваясь): Минут восемь назад ушел. Сразу после поклонов. Спешил куда-то. Даже не ополоснулся.
Семенов: Моя фамилия – Семенов. Я из Центра Управления Полетами. Насчет выступления. По прямой линии связи. Для космонавтов.
Крепко сбитый: Ого. Ну космонавты - это святое. У вас бумага есть?
Семенов: Да, конечно.


Достает из внутреннего кармана пиджака блокнот, выдергивает из него лист, подходит к крепко сбитому.

Семенов: Вот, пожалуйста.

Опускает лист на столик перед крепко сбитым. Тот берет в руки карандаш, что-то быстро чиркает на листе и возвращает его Семенову.

Крепко сбитый: Только если что – телефон вам дал не я.
Семенов: Понял.
Крепко сбитый: Правда насчет выступления вам лучше не по телефону. Он по телефону договариваться не любит. Может отказать. Да и не дозвонитесь вы. У него с неделю уже то ли линию за неуплату отключили, то ли сам трубку не берет.
Семенов: А как же тогда договориться?
Крепко сбитый: Лично. Или с ним, или с Валерием.
Семенов: Это кудрявый такой?
Крепко сбитый: Ну да. Администратор наш.
Семенов: И где же его теперь лично? Следующий спектакль у вас только через неделю. А мне раньше нужно.
Крепко сбитый: Выдаю последнюю военную тайну – послезавтра в десять вечера у него концерт в ДеКа «Химприбора». Варшавка, семнадцатый километр, а там указатель будет. Я у них на прошлой неделе выступал.
Семенов: Спасибо.
Крепко сбитый: Да не за что. Космонавтам привет.
Семенов: Обязательно.


Идет к двери, останавливается у порога, оборачивается. По взгляду Семенова камера панорамирует по висящему на стуле черному свитеру, прислоненной к гримерному столику гитаре и замирает на длинном столбике пепла дымящейся в пепельнице сигареты с золотым ободком вокруг фильтра.


ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ


Подмосковье. Вечер. Серая волга останавливается у здания Дворца Культуры в стиле «сталинского ампира». На фронтоне ДК выложено большими буквами – «ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДА «ХИМПРИБОР», а чуть ниже укреплен подсвеченный по периметру лампочками кумачовый транспарант с надписью: «ХХ11-ой ОЛИПМИАДЕ – НАШ УДАРНЫЙ ТРУД!» Из открытых окон слышится песня в исполнении Барда.


Салон «волги». На переднем сидении – водитель Михалыч и Семенов. Последний открывает дверцу авто и удивленно смотрит на окна ДК из которых доносится песня в исполнении Барда.

Вы мне не поверите и просто не поймете -
В космосе страшней, чем даже в Дантовском аду!
По пространству-времени мы прем на звездолете,
Как с горы на собственном заду,

От Земли до Беты - восемь ден,
Ну, а до планеты Эпсилон,
Не считаем мы, чтоб не сойти с ума.
Вечность и тоска - ох, влипли как!
Наизусть читаем Киплинга,
А кругом космическая тьма.


Семенов
(посмотрев на часы): Странно. (Михалычу) На твоих сколько, Михалыч?
Водитель
(посмотрев на часы): Половина.
Семенов: Раньше что-ли начали?
Водитель: Наверное.




ДК «Химприбор». Лестница служебного входа. По ступенькам поднимается Семенов. С каждой новой ступенькой песня в исполнении Барда становится все слышней.


На Земле читали в фантастических романах
Про возможность встречи с иноземным существом.
Мы на Земле забыли десять заповедей рваных,
Нам все встречи с ближним нипочем!

От Земли до Беты - восемь ден,
Ну, а до планеты Эпсилон,
Не считаем мы, чтоб не сойти с ума.
Вечность и тоска - ох, влипли как!
Наизусть читаем Киплинга,
А кругом космическая тьма.



Дошагав до второго этажа, Семенов сворачивает в коридор ведущий к порталу сцены и идет на звук доносящейся песни.

Нам прививки сделаны от слез и грез дешевых,
От дурных болезней и от бешеных зверей.
Нам плевать из космоса на взрывы всех сверхновых -
На Земле бывало веселей!

От Земли до Беты - восемь ден,
Ну, а до планеты Эпсилон,
Не считаем мы, чтоб не сойти с ума.
Вечность и тоска - игрушки нам!
Наизусть читаем Пушкина,
А кругом космическая тьма.



Дойдя до портала, Семенов останавливается. Выдыхает. Шагает в портал. Голос Барда звучит уже совсем близко. Аккуратно ступая, Семенов подходит вплотную к выходу на сцену. Осторожно заглядывает в портальный проем. И видит… что на сцене никого нет. Ничего не понимая, Семенов выходит на сцену и несколько секунд в недоумении смотрит сначала в пустой зрительный зал, а затем озирается на огромные колонки из динамиков которых звучит песня в исполнении Барда.

Прежнего, земного не увидим небосклона,
Если верить россказням ученых чудаков.
Ведь когда вернемся мы, по всем по их законам
На Земле пройдет семьсот веков.

То-то есть смеяться отчего -
На Земле бояться нечего!
На Земле нет больше тюрем и дворцов!
На Бога уповали, бедного,
Но теперь узнали - нет его
Ныне, присно и…..


Громкий щелчок. Песня обрывается на полуслове.

Голос из радиорубки: Вам что, товарищ?
Семенов
(вглядываясь в темноту над зрительным залом, откуда донесся голос): Моя фамилия – Семенов! Я из Центра Управления Полетами!
Голос из радиорубки: Очень приятно. Вы подойдите к микрофону. Я сейчас включу.


Семенов подходит к микрофону.

Семенов (в микрофон): Скажите - когда начнется концерт?
Голос из радиорубки: А не будет концерта. Отменили концерт. Еще вчера. Профком пробил, а партком запретил.
Семенов: Ерунда какая…
Голос из радиорубки: Ну почему же – ерунда. Говорю же вам – отменили концерт.
Семенов
(с вызовом): Что же - для космоса получается можно, а на Земле нельзя?
Голос из радиорубки: У вас в космосе свое начальство, у нас на заводе - свое.
Семенов
(решительно махнув рукой): Е-рун-да!

Быстрыми шагами уходит со сцены.


ДЕНЬ ПЯТЫЙ


ЦУП. Камера панорамирует с главного зала ЦУПа заполненного людьми в белых халатах на проем одной из дверей верхнего яруса. В проеме мы видим Семенова сидящего за столом. Пальцем он накручивает телефонный диск. Набрав последнюю цифру, подносит трубку к уху.


Через открытое окно, под аккомпанемент телефонных звонков, камера вплывает в одну из комнат квартиры Барда и замирает на телефоне. Он, телефон, стоит на журнальном столике рядом с тахтой. Звонок. Еще звонок. Камера медленно панорамирует с телефона к висящей на стене гитаре, а затем – от гитары к фотографии в рамке стоящей на книжной полке. С фотографии весело улыбаются в объектив Колдунья и Бард снятые на фоне Эйфелевой башни. А телефон все звонит…


ЦУП. Комната на верхнем ярусе. За столом сидит Семенов. Безнадежно глядя куда-то вперед себя, он держит у уха телефонную трубку. Секунда и безнадежность его взгляда вдруг сменяется торжеством.

Семенов (вскочив со стула, в трубку): Ой! Добрый день!... Очень прошу извинить за беспокойство! Моя фамилия – Семенов! Владимир Семёнович, я из Центра Управления Полетами!..


ДЕНЬ ШЕСТОЙ


Космос. По орбите вокруг Земли «плывет» космический корабль.

Первый голос за кадром: С добрым утром, «кристаллы».
Второй голос за кадром: С добрым.
Первый голос за кадром: Как самочувствие?
Второй голос за кадром: Нормальное.
Первый голос: Напоминаю - сегодня сеанс телевизионной связи.
Второй голос: Как насчет Володи?
Первый голос: Будет вам Володя ваш, «кристаллики». Довольны?
Второй голос: Очень.
Первый голос: Ну тогда – конец связи.



Полдень. К затормозившей у главного подъезда ЦУПа серой «волге» сбегает со ступенек Семенов. Из авто выходит человек в черном костюме.

Семенов (растерянно вглядываясь в окна «волги»): Не понял… А где же?...
Черный костюм: «Где же»… Все там же. Дома у себя.
Семенов: Как «дома»?!
Черный костюм: Не знаю. Меня даже на порог не пустили. Сказали, что заболел и все. Короче – динамо крутанул твой шансонье всея Руси.


Взбегает по ступенькам к стеклянным дверям подъезда ЦУПа. За ним – Семенов.


ЦУП. Семенов и мужчина в черном костюме идут по верхнему ярусу главного зала ЦУПа. Не выпуская мужчин из кадра, камера с верхней точки выхватывает гигантскую, в подсветке, карту двух земных полушарий испещренную разными линиями и полторы сотни людей в белых халатах сидящих у мониторов, приборов, панелей, приборных досок.

Семенов: Я же в ЦеКа его пробивал… По телефону с ним говорил – он согласился. Обрадовался даже, сказал, что в микрофоны всякие перепел, а в открытый космос еще не довелось… Ребята ждут на орбите… Он же Бог для них. Хуже, чем Королев. В смысле – лучше… А чем заболел – не сказали?
Черный костюм: Сказали. Свинкой.
Семенов: Так она же только у детей…


Черный костюм останавливается. Останавливается и Семенов.

Черный костюм (в лицо Семенову): Слушай, Семенов – ты же не полный идиот. Ну чем он может заболеть? С утра заправился по третью ступень вот и вся его болезнь.

Рывком трогается с места. За ним – Семенов.

Семенов: Да нет же… Не-е-ет. Нет.
Черный костюм: Ну если нет – значит концерт где-нибудь левый зарядил. К нам же он за интерес должен был? За интерес. А один левак у него сейчас, говорят, столько стоит, сколько ребята за весь полет получают… Ладно, перебьются «кристаллики». У них на борту десять кассет с песнями его. Сам для них записывал.
Семеноов: А на сеансе теперь что же?
Черный костюм: Да все то же. Из Олимпиады что-нибудь покажем – футбольчик или гимнастику женскую.
Семенов: Нет… Нет… Нет…


ДЕНЬ СЕДЬМОЙ



Поздний вечер. Садовое кольцо. К обочине прижимается затормозившее такси. В такси – водитель и Семенов.

Водитель: Всё. Дальше перекрыто.

Семенов выходит из такси. Оглядывается по сторонам и переходит пустынное Садовое кольцо. Перед ним длинная улица. Семенов закуривает, вновь оглядывается по сторонам и делает первый шаг по улице. Идет он прямо по проезжей части. Идет до тех пор, пока не наступает на гвоздику, лежащую прямо на мостовой. Семенов останавливается, поднимает цветок. Потом смотрит вперед и видит, что вся улица впереди него усыпана цветами. Какие-то из цветов раздавлены шинами авто, а какие-то целые…
Семенов вновь шагает по странной улице. Завидев целый цветок, он останавливается и поднимает его. А потом снова шагает. В руке у него уже целый букет…
Вскоре впереди он видит белое четырехэтажное здание театра. На крыше здания три огромных плаката. На первом плакате написано «ГАМЛЕТ», на втором – «ПУГАЧЕВ», на третьем – «ПОСЛУШАЙТЕ!» У входа в здание молча стоят несколько десятков людей. Семнов прибавляет шаг…
Метров за десять до белого здания театра цветочный ковер обрывается…
Семенов останавливается напротив входа в здание. Из-за спин людей он ничего не видит. Только слышит, как из динамика кассетника, стоящего на тротуаре тихо поет Бард. Семенов подходит ближе. Два впереди стоящих человека расступаются. И Семенов проходит сквозь толпу.
Первое что он видит – это гитару, прислоненную к стеклянной двери и горящие свечи, неровной шеренгой стоящие прямо на асфальте. Затем взгляд его скользит по букетам цветов и упирается в небольшой ватманский лист с фотографией Барда в центре. По краям лист обрамлен черной рамкой…
Чья-то рука опускается Семенову на плечо. Он оборачивается и видит перед собой лицо человека лет сорока. Очень простое лицо.

Человек: Такие вот дела, корешок. (кивнув на цветы в руках Семенова) Ты иди, положи, не тушуйся. Я тоже на похорона припоздал.
Семенов: А почему цветы на асфальте?
(кивнув в сторону улицы) Вон там.
Человек: Под машину с гробом кидали. Те кого не пустили. Тысяч сто говорят было. А пустить успели… Короче - мало пустить успели… Вот они и кидали. Цветы-то.


Семенов отворачивается от человека, но почему-то остается стоять на месте. К нему подходит молодая девушка.

Девушка: Давайте я положу.

Семенов молча протягивает букет девушке.


По орбите вокруг планеты Земля «плывет» космический корабль. Сквозь его блестящую обшивку с небольшими радиопомехами прорывается в открытый космос песня в исполнении Барда, подхваченная с Земли из динамика кассетного магнитофона, стоящего на асфальте около входа в театр.


У театра. Семенов выходит из толпы и по улице усыпанной цветами возвращается к Садовому кольцу. Метрах в десяти перед ним из переулка на середину улицы выезжает поливальная машина. Развернувшись, она включает боковые струи…
Сметаемые водным напором цветы разлетаются по обе стороны проезжей части и впечатываются в бордюры тротуара…
«Поливалка» едет очень медленно и Семенов от нее практически не отстает…
И струи «поливалки» все впечатывают и впечатывают цветы в асфальтовые бордюры…


ЭПИЛОГ


Наши дни. Кадры видеохроники. Байконур. Со стартовой площадки, отбрасывая «ступени», взлетает в небо космический корабль.


Космос. По орбите вокруг Земли «плывет» космический корабль. Сквозь радиопомехи еле слышны отголоски переговоров космонавтов с Центром Управления Полетами. Корабль «выплывает» из кадра. Камера медленно наезжает на одну мерцающих зеленых точек до тех пор, пока та не заполняет своим светом весь кадр.

ТИТРЫ НА ЭКРАНЕ:

В 1987-ОМ ГОДУ
ИМЕНЕМ ПОЭТА
ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
БЫЛА НАЗВАНА
ОДНА ИЗ МАЛЫХ ПЛАНЕТ
СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ


Затемнение.



К О Н Е Ц *



* основой сюжета киноновеллы является реальный факт – за день до смерти, 24 июля 1980-ого года, во время сеанса прямой телевизионной связи Владимир Высоцкий должен был петь для экипажа космонавтов Леонида Попова, Валерия Рюмина и Виктора Горбатко.




>>> все работы Ильи Рубинштейна здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"