№7/2, 2011 - Новые книги

Алексей Пасуев

представляет книгу Александра Айзенберга « Узурпаторы».
СПб.: Алетейя, 2010. (Серия «Русское зарубежье: Коллекция поэзии и прозы»).

ФАЙЛ НЕЧИТАЕМ…

В своей новой книге одесский прозаик Александр Айзенберг обратился к проблеме власти, вернее (как явствует хотя бы из заглавия) к проблеме узурпации этой власти.

В давшей название сборнику пьесе «Узурпаторы» на современном телевизионном ток-шоу должны сойтись в смертном поединке специально для этой цели воскрешённые король Англии Ричард III и император Византии Андроник I Комнин. Как всегда у Айзенберга фантастический сюжет служит сведению в конфликте нескольких точек зрения на одну и ту же историческую личность – выстраиванию (как сам автор это называет) «голографической картинки» происходящего.

Оба героя вошли в историю как узурпаторы законной власти, но очень быстро выясняется, что узурпаторами являются скорее их биографы – историки, присвоившие себе право перекраивать чужие судьбы в угоду новым политическим требованиям, а также зрители ток-шоу – наши современники, предвкушающие кровавую бойню и вовсе не склонные к тонким историческим штудиям.

От самих героев в финале не остаётся ничего – они буквально растворяются в воздухе. Это, пожалуй, и есть главная цель и главная проблема книги – попытка всеми возможными способами уловить ускользающий между пальцев «песок истории», «поймать в силки» характер той или иной исторической личности – и, одновременно, осознание принципиальной невыполнимости этой задачи.

Особенно очевидным это становится из сопоставления двух схожих по сюжету новелл сборника – «Иудейская война» и «Против Иосифа Флавия». Точнее, новеллой может считаться только первая из них, вторая – скорее обстоятельное научное эссе, оспаривающее самый известный исторический труд того самого Флавия.

В новелле Айзенберг выстраивает собственную – альтернативную версию «Иудейской войны», но не на поле брани, а «постфактум» – в беседах римского императора Веспасиана со своим верным летописцем Иосифом. Беседах, в ходе которых от искомой «исторической истины» не остаётся буквально камня на камне.

«Постфактум» вообще очень важный термин для понимания творческого метода Александра Айзенберга. Почти любую историю автор склонен рассказывать «с чьих-то слов» – причём, доверие выведенному в повествовании «рассказчику» каждый раз оказывается под сомнением.

Так, в пьесе «Жди, смертный, завершающего дня» о характере императора Нерона повествует каждую секунду опасающийся (и – небезосновательно) за собственную жизнь придворный писатель Петроний. В пьесе «Диадохи» о печальной судьбе царя Пирра мы узнаём много лет спустя – из диалогов опустившегося философа Кинея и состарившейся гетеры Ламии. В новелле «Миф» чуть ли не вся древнегреческая мифология оказывается пропущенной сквозь восприятие спившегося и (скажем так) не самого интеллектуального её участника – Геракла.
В самом крупном произведении сборника («Комедия дьявола») автор вновь обращается к своему излюбленному формату – назовём его «историческая фантастика». Взяв за основу роман начала XVIII века «Хромой бес» Алена Рене Лесажа (сильно аукнувшийся в итоговом для всего европейского Просвещения «Фаусте» Иоганна Вольфганга Гёте), Айзенберг переносит его героев в наши дни.

Испанский дворянин Клеофас и служащий ему демон Асмодей на несколько дней погружаются в густой абсурд современной цивилизации – того самого «общества потребления», для полной победы которого так много сделали и Великая Французская Революция, и спровоцировавшая её эпоха Просвещения.
То, что казалось началом «абсолютной гармонии» и «царства разума», обернулась поголовной безмозглостью и нелепостью. В самом, пожалуй, беспросветном и апокалипсическом своём произведении Айзенберг показывает, что проблема исторической литературы сегодня – не только во временной и пространственной удалённости предмета описания, но и в постепенной деградации культуры на фоне торжествующей цивилизации.

Напротив файла с названием «история» на своём рабочем столе человечество вот-вот увидит надпись «нечитаем».


>>> все работы автора здесь!








О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"