№3/1, март, 2009 - Поэзия

Поиски и находки
О поэтическом конкурсе "Я ни с кем никогда не расстанусь" и его победителях


Недавно, готовя к публикации поэтическую страничку творческого объединение «Лира» (Штутгарт), редакция «Задворок» узнала, что председатель этого объединения Юрий Герловин оказался числе лауреатов Второго поэтического конкурса, который среди русскоязычных авторов ближнего и дальнего зарубежья проводили московская "Литературная газета" и Росзарубежцентр. Собственно, конкурс под названием, проводился еще в 2007 году, но «награда нашла героя» лишь в конце 2008-го. К диплому прилагался сборник «Я вижу сны на русском языке», содержащий стихи лауреатов из 19-ти стран, в том числе троих жителей Германии - Герловина, Игоря Когана и Бориса Розова.
Мы решили рассказать читателям об этих троих и опубликовать их «призовые» стихи.
Начинаем с Герловина, который нам был уже знаком и находился, как говорится, под рукой.


Юрий Герловин, в далекие детские годы - житель блокадного Ленинграда, а с 1998 года – житель Штутгарта. Стихи пишет с четвёртого класса, песни – с 1957 года. Закончил ЛЭИС им проф. М.А.Бонч-Бруевича и Ленинградский горный институт им. Г.В.Плеханова.

В сборнике «Я вижу сны на русском языке» творчество Герловина представлено двумя сочинениями, одно из которых – венок сонетов, нечасто встречающаяся, очень трудная поэтическая форма, требующая от поэта огромной изобретательности и исключительного мастерства. Второе – «В мутном небе солнце, как облатка...»

Для интересующихся теорией стихосложения мы прилагаем короткую справку из электронного словаря по литературоведению крупнейшего историка литературы, академика Петра Алексеевича Николаева.
Сонет – старинная форма, зародилась в Италии в 13 веке. Это обычно пятистопный или шестистопный ямб, стихотворение из 14 строк, которые образуют особым образом построенную строфу. В ней первые строки рифмуются так: абабаб, а последующие 8 строк – так: аббааббадеед.
Венок сонетов состоит из 15 стихотворений, где последняя строка каждого из 14 сонетов является началом следующего, так осуществляется связь между строками. Заключительный сонет – магистрал - воспроизводит первые строки всех 14 предыдущих сонетов, заключая в себе как бы итоги всего венка сонетов.


ТРОПЫ ЭПОХ. Венок сонетов.

1.
Река Евфрат. Халдейский город Ур.
Толпа разноязыкая пестра…
У очага, как в детстве у костра,
Сидит Аврам – мудрец и балагур.
   Глядит в огонь. Спокойных глаз прищур.
   А в очаге игра огня остра,
   И пляска искр яростно-быстра,
   И блики скачут по ковру из шкур.
      Угомонилась шумная родня.
      Аврам сидит тихонько у огня,
      Поглаживая тёплый амулет.
            Отец велел сбираться в Ханаан.
            Ждёт наступленья утра караван.
            Огромный город солнцем перегрет…

2.
Огромный город солнцем перегрет.
С рассветом в путь. Он будет труден, но
Свернуть с него уже не суждено.
И ни Египет, ни Моав, ни Хетт,
   В истории идущие след в след,
   Грядущего сшивая полотно,
   С пути столкнуть не смогут всё равно,
   Чему увидят множество примет,
      Когда вечерним часом над стадами
      И мирными затихшими шатрами
      Негромкий голос возвестит Завет
            И назовёт Аврама Авраамом,
            И высветит на видном месте самом,
            В вечернем небе росчерки комет.


3.
В вечернем небе росчерки комет,
Как знак, что Сара сына родила
И Аврааму в руки подала
Наследника, что ждали столько лет.
   На день восьмой, спокойно, без сует
   В шатре, под сенью вещего крыла,
   Свершён обряд Завета - Брит-мила,
   Как клятва, как исполненный обет.
      А Аврааму свыше подан знак,
      Что сына должен он назвать – Ицхак.
      Звучали флейта, бубен и тамбур
            Среди весёлой шумной кутерьмы…
            А в мареве дрожащие холмы,
            Как контуры расплывчатых фигур.

4.
Как контуры расплывчатых фигур,
Виднеются грядущие века,
Где протекает вечности река
Средь временем расплавленных культур;
   Где нерв Судьбы натянут, будто шнур,
   Который держит твёрдая рука;
   И где чуть-чуть осталось до рывка,
   Чтоб без молитв и прочих процедур,
      Отмеченный Всевышним, Моисей,
      Несущий груз ответственности всей,
      Не зная, что такое “чересчур“,
            Уверенно вступил на дерзкий путь
            И не боялся смело заглянуть
            За горизонта тлеющий бордюр.


5.
За горизонта тлеющий бордюр
Ведут пути двенадцати колен;
Где разрушение иерихонских стен,
Созданье царств и вспышки авантюр;
   Где Вавилон, унизивший Ашшур;
   Пророков плач и пропасти измен,
   Постройка Храма, вавилонский плен…
   На Время нанизав, как на шампур,
      И жизни, и события, и троны,
      Судьба наденет пастуху корону,
      Чей сын - и созидатель, и поэт,
            Хранитель вечных заповедей Торы,
            Задумается, глядя, как за горы
            Уходит солнца животворный свет.

6.
Уходит солнца животворный свет…
Колена пленные бредут в страну плененья.
Из них исчезнут десять, как поленья,
Сгорев в костре событий без помет.
   Но гимн Всевышнему не может быть не спет
   В честь возвращенья, то есть - Возрожденья!
   И вот уже иные поколенья
   Храм возрождают. Не утерян след!
      И вновь летит смеющееся счастье,
      И вновь надет на смуглое запястье
      Судьбы лукавой золотой браслет,
            Как дар за то, что Время поостыло…
            Прозрачна даль. И для Земли, как было,
            Удачно положение планет.

7.
Удачно положение планет,
Но время неудачное настало,
И слышится тяжёлый лязг металла…
Идёт могучий Рим, в металл одет!
   И снова Время изменило цвет…
   Рим против Иудеи?! Всё - сначала!..
   Исход игры Судьба предугадала;
   Рим - это всё же туз, а не валет.
      Рим руль переложил довольно круто.
      Теперь начало нового галута
      В еврейской жизни. Самый долгий тур.
            Сбываются пророчества Осии:
            Терпенье в ожидании Мессии.
            И наших лет стремительный аллюр.

8.
И наших лет стремительный аллюр,
Пронзающий неспешные эпохи,
И катаклизмы - всё это лишь крохи
Минувшего. Но и грядущий сюр,
   Где попадёт стрелой в себя Амур;
   И где под звуки серенад и вздохи
   Еретики сжигаются, как блохи,
   О чём поёт в таверне трубадур;
      И где ткёт саван – Случай, а не ткач;
      Где часто завершает спор палач…
      Бесспорно, плоская Земля, а не поката!..
            И где родится, неожиданно, Навет;
            И крики: “Бей! Он лекарь и поэт!..“ –
            Под яростные всполохи заката.


9.
Под яростные всполохи заката
Бушприт упорно режет горизонт.
И паруса, как будто рваный зонт,
Трещали под порывами пассата.
   А облака, как тлеющая вата,
   Собою грозовой прикрыли фронт.
   Вперёдсмотрящий, важный, как архонт,
   Старательно высматривал пирата.
      Дым Трафальгара в полных парусах…
      Но адмирал уже на небесах
      Держал ответ. А волны, бесновато,
            Седые гребни вскинув, как клинки,
            Неслись с фрегатом наперегонки,
            Как конница, летящая куда-то.

10.
Как конница, летящая куда-то,
Так стелятся под ветром ковыли.
Но там, в туманном мареве, вдали,
Видна, меж небом и землёй зажата,
   Лавина всадников, кибиток. Так когда-то
   Здесь гунны, неисчисленные, шли.
   Теперь же - новые хозяева земли.
   Кочевники. Хазары каганата.
      Кочующие тюрки, не евреи,
      Вдруг стали верить в Тору Иудеи,
      Как дружбы со Всевидящим залог.
            Но не надолго. Века два. С годами
            Другие боги станут здесь богами.
            Но кто возьмётся предсказать итог?..


11.
Но кто возьмётся предсказать итог
Блестящей и коварной Византии?
Безмолвствуют лукавые витии,
Но чувствуют, что близок Эпилог.
   Не знает Константин Палеолог,
   Что стать мечетью выпадет Софии,
   Что христианский Бог нашлёт стихии,
   Как наказал евреев строгий Бог.
      И вот перед лицом стоит таран
      Удачливых, находчивых осман,
      Не знающих ни страха, ни сомненья…
            Константинополь пал… Цветёт миндаль.
            Султан идёт расслабиться в сераль…
            Слепят победы всех. И - пораженья.

12.
Слепят победы всех. И - пораженья.
Но Тутмос Третий не из этих - всех!
Ему всегда сопутствует успех.
В любви. В войне. Ни одного сраженья
   Не проиграл он. Пламя вдохновенья
   Над ним. В бою он рвёт с себя доспех,
   И сеет панику его хрипящий смех,
   И у врага нет шансов на спасенье.
      По пояс обнажённый. Без щита
      Он впереди. Трусливым - не чета!..
      Возвращены все старые владенья.
            И Палестине с Сирией опять
            В одной упряжке с Тутмосом скакать.
            А жизнь - это вечное движенье.


13.
А жизнь - это вечное движенье
И в поддавки игра с самой Судьбой.
Но без Надежды - проиграешь бой,
А ведь Надежда - камень преткновенья.
   Но Вера вдруг в последнее мгновенье
   Войдёт и встанет рядышком с тобой
   С упрямо оттопыренной губой,
   И даст тебе исправить положенье.
      Изгнанники всегда немного лгут,
      Что родина у них одна - галут,
      Чтоб был Всевышний к ним не очень строг.
            Но память разве можно погасить?..
            И едут, чтоб немного погостить,
            Туда, где под ногой родной порог.

14.
Туда, где под ногой родной порог,
Путь не прямой. А часто и опасный.
И нет проводника. Лишь месяц ясный.
А для ночлега - одинокий стог.
   Вот перекрёсток, будто осьминог,
   Собьёт с пути. Утащит в лог ужасный.
   Но путь укажет солнца свет бесстрастный
   И тень твоя, что брошена у ног.
      И ты дойдёшь. Забудется едва ли,
      Что Вера и Надежда помогали.
      Ну, а у нас в запасе каламбур!..
            Где наш родной порог? Ответьте прямо!
            Коль родина святого Авраама -
            Река Евфрат. Халдейский город Ур.

МАГИСТРАЛ

Река Евфрат. Халдейский город Ур.
Огромный город солнцем перегрет.
В вечернем небе росчерки комет,
Как контуры расплывчатых фигур.

За горизонта тлеющий бордюр
Уходит солнца животворный свет.
Удачно положение планет…
И наших лет стремительный аллюр

Под яростные всполохи заката,
Как конница, летящая куда-то.
Но кто возьмётся предсказать итог?..

Слепят победы всех. И - пораженья.
А жизнь - это вечное движенье
Туда, где под ногой родной порог.


***

В мутном небе солнце, как облатка.
Туч рваньё ускорило свой бег.
Распласталась чёрная крылатка
Над упавшим, молча, в мягкий снег.

Меркнет жизнь, разорванная в клочья,
Что мелькают, будто наяву…
Точно также августовской ночью
Звёзды тихо падают в траву.

С Честью, вечно требующей дани,
Расплатились щедро и с лихвой…
И домой на Мойку мчатся сани;
Раненый мотает головой.

У дивана, будто у надгробья,
Где тонка по дереву резьба,
Тихо встанет Смерть у изголовья,
А в ногах чуть склонится Судьба.

Станет Жизнь метаться между ними,
Стиснув от бессилья кулаки.
И Душа взлетит к небесной сини,
Шевельнув кудрявые виски.


Теперь настала очередь писать об Игоре Когане. И тут обнаружилось, что его никто не знает. Ни его, ни его коллегу Бориса Розова, третьего победителя. Казалось бы – чего проще, позвонить организаторам конкурса в Росзарубежцентр и получить всю информацию! – но не тут-то было. Единственный человек, который мог бы о них что-то сказать, отбыл в Москву, а остальные не знали ни одного поэта, ни другого. Начались приватные поиски. Все знакомые литераторы по просьбе редакции в поисках неведомых лауреатов обзванивали своих собратьев по перу по всей стране. И только на четвертый день в редакцию позвонил Виктор Старшенко из Штутгарта и продиктовал берлинский телефон Когана.

Победитель Второго поэтического конкурса среди российских соотечественников, живущих за рубежом «Я ни с кем никогда не расстанусь» (Москва, Росзарубежцентр, 2008 г.), и лауреат литературного конкурса «Человек и природа. Времена года в поэзии и прозе» (Гамбург, 2008 г.) Игорь Коган, оказался очень интересным человеком. Выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ СССР им. А.М. Горького, он много и успешно работал в театрах РФ, в том числе в Государственном академическом Большом театре СССР, Кремлевском Дворце Съездов. С 2003 года живет и работает – по специальности! - в Германии. Публиковался в журнале «Советская музыка», литературном альманахе «До и После» (Издательство «Hatikwa», Берлин, №10-12).

В поэтическом сборнике «Я вижу сны на русском языке» творчество И. Когана представлено стихотворением «Ножницы-реженцы».

Ножницы-реженцы резать приверженцы,
Чик-чирик-чик.
Ножницам нравится чик-ЧЕГЕВАРИться,
Чик-чирик-чик.
Клювики острые, снятся погосты им,
Чик-чирик-чик.
«Боль мою ножницы взяли в заложницы,
Чик-чирик-чик».
Лезвия тонкие, холодно-звонкие,
Чик-чирик-чик.
Жаркое солнышко чик - и по горлышку,
Чик-чирик-чик.
Кровушка липкая с горлышка хлипкого,
Чик-чирик-чик.
Красными каплями нимбы окапала,
Чик-чирик-чик.
«Кто ж это, Господи, красною проседью
С неба сошел?
Чик - и головушки сиротам-вдовушкам
Сыплет в подол».
« Хватит лелеяться!
Смерчем-метелицей грешную плоть!
Молодцы-девицы больше не сеются…
Время полоть!
Не поздоровится ползать-елозиться,
Ваша вина!
Я – вседозволенный пал вам на головы,
Пейте до дна!
Дроги-дороженьки - реженки-ноженки
Чик-чирик-чик.
Божий поверенный выдал по вере вам,
Чик-чирик-чик».
Светлую веточку в комнатку-клеточку
Ветер занес.
Только вот не к кому –
Кто-то навек мою душу унёс...
Лезвия тонкие - холодно-звонкие,
Чик-чирик-чик...
Реженцы-ножницы взяли а заложницы
Боль мою -
Чик.



Найти Бориса Розова так и не удалось. Мы публикуем его коротенькую биографию и три прелестные стихотворные миниатюры, опубликованные в сборнике «Я вижу сны на русском языке» в надежде, что кто-то из читателей поможет редакции найти его и связаться с ним.

Родился в 1947 году в Ленинграде. Окончил Ленинградские электротехнический техникум и университет. Солдат-рядовой, слесарь, геодезист, почтальон, радиожурналист, учитель. В Германии с 1998 года.


Всё, что сказано,
Временем смазано.
Сном. Вчерашним пожаром зари.
Запечатано.
Смыто.
Заказано.
И бессмысленно (что доказано)...
Только всё-таки — говори!

******

Раскинула руки природа.
Копнушка что храм на пути.
Ещё далеко до восхода,
А до дому — дальше идти.

Ночь. Запах густеющий хлеба.
Созвездий шевелится дым.
Какое высокое небо!
Как нам хорошо — молодым!

******

Дверь толкнул. Неспешно вышел.
Прошептала: «Навсегда…»
Звездный дождь гулял по крыше.
В лужах булькала вода

Скоро кончится ненастье.
Что про это говорить?
На дорогу вышло счастье.
Дверь забыло затворить.







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"