№2/2, 2012 - Драматургия

Наталья Стремитина
СНЫ МАДОННЫ

Философская комедия из 6 снов в 9 картинах
с прологом и эпилогом.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

МАДОННА – суперзвезда XX века
СЕНЕКА - римский философ
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ – римский полководец
ДАНТОН, РОБЕСПЬЕР, ЛАКРУА – герои французской революции.
ЛЕНИН, НАСТОЯЩИЙ КОММУНИСТ – наши современники
СОКРАТ - греческий философ
СВЯТОЙ – идеологический работник
БОГ - фигура из сна
Голос радио, съёмочная группа, телохранители Мадонны, голос из толпы, голос компьютера, ученики Сократа.

Вена, ноябрь 2003 г.



Примечания автора.

Пьеса состоит из нескольких новелл – это сны Мадонны. В своих снах Мадонна встречается с Сенекой, Юлием Цезарем, Робеспьером, Дантоном, Лениным и др. В пьесе появляется еще один персонаж – Настоящий Коммунист – это одиозная фигура социалистического прошлого, носитель старой морали, обманутый, несчастный человек, который свято верил в идеалы светлого будущего, которое так и не наступило.
В постановке могут быть использованы музыкальные вставки- зонги, отрывки из документальных и художественных фильмов, фантастические превращения, например, диктатор Робеспьер внезапно превращается в Ленина, а Ленин в Гитлера и т.д.
Актриса, которая будет играть роль Мадонны должна быть энергичной, спортивной, подвижной, красивой. Режиссер должен понимать, что Мадонна не только продукт моды и психоза толпы, она по-настоящему привлекательная, умная и талантливая женщина. Актриса играет роль звезды с грацией, без надрыва и истерики. В те моменты, когда Мадонна произносит монологи, она не может устоять на месте и делает упражнения: стоит на голове, принимает позу лотоса – всё это происходит естественно и непринужденно.
Философ Сенека подобно Харону проводит Мадонну в страну снов. С ним она переговаривается, спрашивает у него совета, иногда он спасает её.
Исторические эпизоды переносят нас в другую эпоху – меняются костюмы, обстановка, но как бы намеренно, на видном месте остаётся бюст философа Сенеки.



ПРОЛОГ.

Действие происходит в богато обставленной квартире суперзвезды. Современный интерьер – красивый дизайн. На стенах портреты, афиши, картины Сальвадора Дали. С правой стороны сцены стоит элегантный письменный стол Мадонны, на нём бюст Сенеки.

Мадонна выскакивает на сцену, как акробат на арену цирка. Она в шикарном пеньюаре носится по сцене. Быстрое переодевание и, она остаётся в спортивном трико: кувыркается на ковре, делает сложные упражнения. Звучит оглушительный ритмичный рок и вдруг его сменяет медленная мелодия для медитаций. Наконец, наступает тишина. Мадонна застывает на авансцене.

МАДОННА (обращаясь к залу) Я достигла всего, о чём когда-то мечтала. К чему мне теперь стремиться? Быть игрушкой страстей, хорошо это или плохо? Кто я? Рабыня своего тела? Рабыня импрессарио? Он каждый раз орет на меня: «Будь в форме! Ты должна быть в форме!» Зачем? Мне всё надоело! Я хочу, наконец, понять, что я такое. Неужели, кроме мускулов лица, глотки и вагины во мне ничего нет?
(Мадонна подходит к большому зеркалу. Изображение увеличивается)
ГОЛОС РАДИО. Мадонна – суперзвезда нашего времени. В этом году она заработала 350 миллионов долларов. Её новый альбом разошелся тиражом....
МАДОННА. Да, я научилась продавать каждый сантиметр моего тела, но я не знаю, что такое счастье. Мне не у кого спросить. Те, кто сопровождают меня – это накачанные мускулы или денежные мешки. Боже, ни одного живого лица - маски! Тупые маски!
ГОЛОС РАДИО. О личной жизни Мадонны ходят легенды. Никто не знает, как она проводит свободное время и с кем...
МАДОННА. Когда я была молода и бедна, я жила в маленькой комнатке на чердаке, и был у меня приятель-студент. Он занимался философией и читал мне отрывки из трактатов Сенеки. Он и подарил мне этот бюст. (Берет в руки бюст Сенеки со своего стола). Студента я прогнала, он был беден. А я хотела покорить весь мир. Где он теперь?
Мадонна садится в кресло, открывает книгу и засыпает.
СЕНЕКА (Мадонне). Есть ли ради чего жить? Все наслаждения, которые тебя удерживают и не пускают, ты уже перепробовала, ни одно для тебя ни ново. Вкус вина и мёда для тебя знаком и нет разницы, сто или тысяча бутылок шампанского пройдет через твой мочевой пузырь. Ты знаешь, каковы на вкус устрицы, твоя жадность к наслаждениям не оставила тебе на будущее ничего не отведанного. С чем тебе больно расставаться? С друзьями, с Родиной, может быть, с солнцем? Ты боишься смерти. Ты хочешь жить? Разве такая жизнь не всё равно, что смерть?
ГОЛОС РАДИО. Мадонну ничего не интересует, кроме секса. Она трахается 24 часа в сутки. Счет её любовников перевалил за тысячу.
МАДОННА (просыпается от Голоса радио). Дураки! Если бы это было так, разве я добилась бы успеха? Сколько красивых и умных женщин прозябают в одиночестве или всю жизнь терпят примитивных и жадных мужей. Им не на что купить себе студию, чтобы заняться любимым делом, и они всю жизнь ютятся на кухне - обслуживают неблагодарных детей.
Сколько умных женщин никогда не вышли на сцену и ни разу не открыли рта, чтобы продемонстрировать свой талант. Потому что у них никогда не было воли, они не знали это сладкого слова «независимость». Они не могут ничего, а я могу всё. Моя жизнь – сплошной наркотик: я перелетаю из страны в страну, из города в город, из одного отеля в другой. Но везде одно и то же. Пустые глаза, озверевшие лица – все валяются в экстазе и орут: – Еще, еще! Зрители готовы разорвать меня на куски – лишь бы получить кайф и не думать ни о чём.
ГОЛОС ПО РАДИО. Мадонна часами стоит у зеркала, звонит очередному любовнику и трахается до одурения...
МАДОННА. Что они понимают в сексе? Самое большое удовольствие женщина может доставить себе сама. Я могу довести себя до оргазма за 2 минуты без сопения и дурацких прыжков, а потом... потом я долго-долго читаю. Вот это и есть настоящий кайф...
Мадонна засыпает в кресле.
Пролог заканчивается.



СОН ПЕРВЫЙ.

Картина первая.
Мадонна бредет по авансцене, изнемогая от усталости. Одежда на ней разодрана, лицо осунулось от жажды и голода.

МАДОННА (падает на колени). О Боже! Помоги мне! Глоток воды!
БОГ (в тунике с копюшоном, который скрывает лицо). Выпей, женщина! (Даёт ей бутылку.) Это эликсир мудрости. Зачем ты забрела в эту пустыню?
МАДОННА. Я не знаю.
БОГ. Ты здесь, чтобы услышить меня.
МАДОННА. Кто ты?
БОГ. Я Космос и Время, Бытие и Небытие – я Бог.
МАДОННА. Помоги мне!
БОГ. Я хочу помочь не только тебе. Мужчины правили на Земле два тысячелетия. Чего они достигли в своей неуёмной жажде власти? Они создали цивилизацию, где нет места Добру и Красоте, они погубили природу, ведут бесконечные войны. Следующее тысячелетие я отдаю в руки женщин! Посмотрим, на что способны они.
МАДОННА. Но тогда избавь нас от материнства!
БОГ. Э, нет. Я не могу нарушать законы Природы. Эволюция создала женщин для воспитания будущих поколений. Но отныне ни один мужчина не сможет ударить женщину, а насильник тут же сгорит синим пламенем без суда и следствия.
МАДОННА (глоток эликсира преобразил её). Теперь я знаю, чего я хочу. Я хочу понять, что такое жизнь... Откуда взялись звезды? Почему светит солнце? Кто создал эту землю? (Пауза). О, благодарю тебя, великий!
БОГ. Я не великий – я великая. (Мадонна не верит своим ушам. В ужасе убегает, Бог делает ей знак – «молчи»).



СОН ВТОРОЙ.

Картина вторая.
Вычислительный центр. Нагромождение компьютеров. Мадонна снимается для рекламы новейшей модели компьютера. Фотограф, осветитель, автор, гример крутятся вокруг Мадонны. Она кокетничает, принимает немыслимые позы, наконец, съемка сделана. Все облегченно уходят в соседнее помещение. Там слышен смех, разговоры, звон бокалов – съемочная группа отдыхает. Мадонна как любопытный школьник оглядывает компьютеры и случайно нажимает какую-то кнопку. В помещении гаснет свет, на стене высвечивается экран, на экране философ Сенека.

СЕНЕКА. Что ты ищешь, Мадонна?
МАДОННА. Поговори со мной, мне скучно. Скажи, а что такое Время?
СЕНЕКА. Для начала - отвоюй себя для себя. Береги время, которое раньше у тебя отнимали. Есть ли среди твоих друзей хоть один, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день?
МАДОННА. Для нас время – это деньги. Время съёмок – деньги, новая пластинка – деньги! Новый фильм – это тоже деньги!
СЕНЕКА. А во что потом вы их превращаете?
МАДОННА. В удовольствия, которые превратились в скуку. (Вдруг вскакивает на стол.) Дай мне встретиться с мудрецом или тираном!
СЕНЕКА. Ты хочешь приключений? Почему бы им нет. Итак: Калигула или Конфуций, Нерон или Марк Аврелий, Юлий Цезарь или Сократ? Кто из них?
МАДОННА. Не знаю. Мне нужен не старый, интеллигентный, образованный тиран.
ГОЛОС ИЗ КОМПЬЮТЕРА. Опасно для жизни...
МАДОННА. Найди мне не опасного.
СЕНЕКА. Тиран опасен во все времена, иначе он не тиран.
МАДОННА (капризно). Я хочу тирана.
ГОЛОС ИЗ КОМПЬЮТЕРА. Ждите ответа....
МАДОННА. Хорошо, я подожду. (Садится в кресло, засыпает).

Из люка на сцене появляетсмя Юлий Цезарь в праздничной тоге.

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Не понимаю, куда я попал. (Озирается по сторонам). Странно – не дворец, не палатка. Черт знает... (Видит Мадонну). А это еще что такое? Опять мне подсовывают Клеопатру. (Мадонна только что проснулась и удивлена не меньше Цезаря.) Кто ты? Из какой колонии? Рабыня или принцесса?
МАДОННА. Меня зовут Мадонна. Моё имя известно каждому жителю Земли.
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Я ничего не слышал о тебе. Скорее всего – ты путана или наёмный убийца, переодетый женщиной: и для того и для другого подходит. Для начала надо тебя обыскать. (Решительно подходит к Мадонне и ловким движением обыскивает её.) Странно, ничего, кроме сисек у тебя нет.
МАДОННА. Как ты смеешь так говорить? Современная женщина умна, образованна. Она ...
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. …такая же дура, как и 2 тысячи лет назад.
МАДОННА. Нет, это неправда! Женщины производят...
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Что вы можете произвести на свет, кроме воплей и слёз? Кроме тряпок и блуда?
МАДОННА. Мы производим на свет вас, мужчин!
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Нас производит Природа, а вы вместилище, из которого мы с удовольствием выходим на свет...
МАДОННА. И с удовольствием и входите...
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Попрошу без гнусных намеков!
МАДОННА (взрывается). Гнусных? Похототливые пуритане, мерзкие аскеты и садисты – вот, кто так говорит! Лучше кончить лишний раз в женщину, чем забрасывать её грязью и презирать за страсть, которую она вызывает. Как я вас ненавижу!
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. У меня нет времени препираться с тобой. Меня отпустили только на один час.
МАДОННА. Откуда тебя отпустили?
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Из преисподней, конечно. Откуда же еще?
МАДОННА. Ты призрак?
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. Не знаю, сейчас проверим. Ты уж точно не призрак, вполне живая, темпераментная, а я...
Хватает Мадонну. И вдруг падает, убитый синим лучом. Мадонна смотрит в ужасе на эту сцену, потом поднимает голову к небу и кричит.
МАДОННА. Спасибо тебе, Бог! Ты не обманула меня! (приводит себя в порядок). Поговорить с женщиной ему некогда. Тоже мне, тиран-император! Любой фотограф интереснее, чем этот надутый индюк. Ни чувств, ни эмоций, одна примитивная похоть. Как это скучно! Где ты, Сенека! Нельзя ли найти кого-нибудь поинтереснее?
Появляется Сенека.
СЕНЕКА. Ну что же, попробуй французскую любовь времен революции. Правда, я не знаю, что из этого выйдет. Но судя по всему, ты еще не устала от приключений?
МАДОННА. О, французы! Это великая нация. Они умели боготворить женщину.
СЕНЕКА. Они изобрели гильотину и придумали террор!
ГОЛОС КОМПЬЮТЕРА. Французская революция – это опасно!
МАДОННА. Всё равно - лучше, чем скука.



СОН ТРЕТИЙ..

Картина третья.
Мадонна оказывается на роскошной кровати времен Людовика ХIV, причесанная в духе мадам Помпадур, в корсете и парике. Рядом с ней спит Дантон. Ночь любви, по-видимому, утомила его.

МАДОННА (просыпаясь). Вот другие – у них есть воскресенья и рабочие дни. Шесть дней они работают, а на седьмой молятся. Раз в год умиляются на день рождения и раз в год в сочельник задумываются над своими грехами. А у меня в жизни нет никаких перемен, никакого разнообразия. Только жадность - вобрать в себя всё, что можно – как пожар, как потоп. Моя мать умерла от горя, люди показывают на меня пальцами. И дураки! Не всё ли равно, от чего получать удовольствие – от мужского тела, от иконы, от цветов или от игрушек? Чувство одно и то же. Кто больше наслаждается, тот чаще молится.
ДАНТОН (просыпаясь, влюбленно смотрит на Мадонну). Почему мои глаза не могут насытиться твоей красотой? Вобрать её всю, целиком без остатка? Я хотел бы исчезнуть, разлиться в эфире, чтобы омывать тебя своим потоком, чтобы ласкать каждый изгиб твоего божественного тела...
Вбегает Лакруа, он взволнован и испуган.
ЛАКРУА. Послушай, Дантон! Робеспьер наметил следующие жертвы и среди них будем мы!
ДАНТОН. Революция, как Сатурн, пожирает своих детей. И всё-таки, они не посмеют! Моё имя! Народ этого не допустит!
ЛАКРУА. Твоё имя?! Не смеши меня. Народ как ребенок. Ему нужно всё разбить, чтобы посмотреть, что там внутри. Народу кажется, что ты порочен, потому что ты наслаждаешься, а простолюдина даже в бордель не пустят – во-первых, денег нет, а во-вторых, изо рта воняет селедкой и водкой. Шлюхи (показывает на Мадонну) любят чистеньких и богатеньких.
ДАНТОН. Да, народ и Робеспьер не выносят тех, кто понимает толк в жизни, как евнух ненавидит полноценных мужчин.
ЛАКРУА. Нам надо действовать, а не болтать!
ДАНТОН (гладит Мадонну). Как-нибудь, всё уладится.
ЛАКРУА. Конечно, уладится на эшафоте...

Картина четвертая.

Площадь города. Выступает Робеспьер. На горизонте – гильотина.

РОБЕСПЬЕР (Во время его речи гримёр переодевает и гримирует его в Ленина, а затем в Сталина). Оружие республики – террор. Опора республики – добродетель. Террор – это практическое осуществление принципа добродетели. Террор есть не что иное, как скорая, строгая и непреклонная справедливость. Революционное правительство – это деспотия свободы против тиранов.
Наказывать душителей свободы – это и есть милосердие. Прощать их – варварство. Для меня всякое проявление милосердия самый опасный, самый отвратительный порок. Да позволено будет спросить: как случилось, что народные законодатели щеголяют всеми пороками и всей роскошью бывших придворных? Как случилось, что эти революционные деятели женятся на богачках, устраивают оргии, содержат слуг и носят дорогие наряды? За чей счет? За счет ограбленного народа? Или за счет золотых рукопожатий иноземных монархов?
Не беспокойтесь, честные патриоты! Меч правосудия еще не заржавел в руках, которым вы его доверили!.. Мы подадим республике высокий пример! (Актёру возвращают грим Робеспьера)
(Слышны голоса: Да здравствует республика! Да здравстует Робеспьер!)
ГОЛОС. Сколько людей спровадили на эшафот, а народу от этого ни жарко, ни холодно – он снова бегает по улицам в поисках работы и еды, за которую нечем платить!
РОБЕСПЬЕР. Социальная революция еще не кончилась. Старый мир не умер. Здоровые силы народа должны встать на место прогнившего общества. Порок понесёт наказание!
Дантон появляется из толпы, поднимается на трибуну.
ДАНТОН. Что значит «наказание»? И это твоя добродетель, Робеспьер! Ты не влезал в долги, не спал с женщинами, не напивался и всегда носил приличный сюртук. До чего же ты порядочен, Робеспьер! Я бы постыдился тридцать лет так вот таскаться по земле всё с той же постной миной ради жалкого удовольствия считать себя лучше других. Неужели твой внутрений голос не шепнул тебе: «Ты лжешь, ты всю свою жизнь лжешь!»
РОБЕСПЬЕР. Моя совесть чиста!
ДАНТОН. Не твоя ли «совесть» выводит пятна чужих пороков кровью из отрубленных голов?
РОБЕСПЬЕР. Ты не веришь в добродетель?
ДАНТОН. И в порок тоже! Каждый живет так, как требует его естество, и если он не нарушает закон...
РОБЕСПЬЕР. Дантон, бывают времена, когда порок равнозначен государственной измене.
ДАНТОН. Ты нашел удобную лазейку, чтобы уничтожить конкурентов, но не забудь, что твои цепные псы растерзают и тебя, когда кончатся жертвы вашей добродетели! (Прыгает с трибуны в толпу и уходит.)
РОБЕСПЬЕР. Иди! Иди! Он хочет привязать коней революции у ворот борделя... (При слове «бордель» весь передергивается и бежит в угол авансцены начинает мастурбировать. Из кулисы выходит Мадонна и сталкивается с Робеспьером, который извивается в оргазме).
МАДОННА. Ах, вот чем занимается президент комитета безопасности в перерывах между речами! Бедняжка! Тебе даже не на что пригласить к себе шлюху. Кретин, убери руки от своего замученного члена! Я сама с ним справлюсь, как справлялась с сотнями таких как ты недоумков.
РОБЕСПЬЕР (застигнут врасплох, от ласк Мадонны впадает в транс, рассслабленным голосом). Кто ты?
МАДОННА. Замолчи и думай только о том времени, когда ты был хорошим мальчиком и не помышлял об убийствах... (Любовная сцена между Робеспьером и Мадонной. Робеспьер, поначалу, сопротивляется изощренным ласкам Мадонны, но затем неистово набрасывается на неё в страстном угаре.)
РОБЕСПЬЕР (потрясенно). Как тебе удалось?
МАДОННА. Не спрашивай ни о чём. Даже спустя века только избранные женщины могут сделать мужчину из любого ублюдка. Это такое же искусство, как умение управлять государством. Управлять наслаждением!..
РОБЕСПЬЕР (приходит в себя). Ты пришла ко мне...
МАДОННА. Я пришла к тебе, чтобы изменить ход истории. Ты не должен казнить Дантона. Если ты погубишь его род – во Франции не останется настоящих мужчин, а через несколько веков французы превратятся в импотентов и пассивных педерастов. Вот что ты можешь сделать для Франции!
РОБЕСПЬЕР. Ах, ты грязная шлюха! Ты пришла, чтобы спасти Дантона!? Я казню тебя вместе с ним! Для гильотины не важно, сколько голов рубить, это маленькое усовершенствование не потребует больших затрат и будет называться гильотина – «Дуэт»!
МАДОННА. Так ты мне платишь за испытанное блаженство!? Но ты не знаешь, что могут женщины 20-го века – это не милые гризетки, которые лепетали о равенстве и братстве. Я куплю весь Конвент с потрохами, а ты будешь моим камердинером. Я забираю тебя в мою резиденцию, и ты будешь терпеливо ждать того момента, когда мне вдруг захочется придать твоей постной физиономии немножко страсти. (Робеспьер пытается что-то сказать, но он так устал, что широко зевает и буквально падает на руки, подоспевшим вовремя телохранителям Мадонны. Это силачи огромного роста, они хватают Робеспьера за руки и за ноги и уносят со сцены. Вслед за ними гордо вышагивает Мадонна.) Хватайте его, ребята! Запечатайте его мерзкий рот убийцы и везите на мой остров, там он будет тихий как овечка, когда лишится своего народа, которым он привык командовать. На сей раз повелевать буду я! (Уходит).



СОН ЧЕТВЕРТЫЙ.

Картина пятая.
Действие происходит на Красной площади. Вдали видны очертания храма Василия Блаженного. Справа кусок кремлевской стены и вход в мавзолей. На авансцене появляется Мадонна, навстречу ей спешит Настоящий Коммунист (далее - Н.К.).

МАДОННА (деловым голосом). Гражданин, постойте! (Показывает на мавзолей). Это что за здание? Цесессион? Тут что, выставки? Или ресторан?
Н.К. (про себя). От проституток проходу не стало, уже на Красной площади пристают. (Останавливается у мавзолея).
МАДОННА (в сторону). В России меня совсем не знают – темная страна. Неужели я этого мужика не закадрю? (Обращается к Н.Коммунисту). Закурить не дадите?
Н. К. Здесь не курят.
МАДОННА. Вы кого-то ждете? (Заискивая). Моя подруга в ГУМ пошла и пропала, а я ничего здесь не знаю. Кругом часовые, в кремль не пустили. Пойдемте, погреемся, гражданин, у меня валюты навалом...
Н.К. (не глядя на Мадонну, в сторону). Совсем обнаглели – валюту предлагают! Я что, педераст какой-нибудь?
МАДОННА. Гражданин! Что вы молчите? Вы швейцар или вышибала?
Н.К. Дура! Я великого вождя охраняю от всякого осквернения, вот чтобы такие как ты...
МАДОННА. А что я? Да ты знаешь, кто я?
Н.К. Чего тут не знать? Если баба красивая и шикарно одета – значит проститутка. Кто же еще?
МАДОННА. В вашей стране все красивые женщины проститутки?
Н. К. А ты думала? Что же, им на завод идти? Туда только страхалюдины идут!
МАДОННА. А может, я журналистка?
Н.К. Если журналистка – значит шлюха.
МАДОННА. Я – писатель!
Н.К. Баба – писатель? Не смеши! Всё равно переспала со всем союзом писателей, да еще бесплатно!
МАДОННА. Суровый ты мужик. Но я с тобой спорить не буду. Все красивые женщины – шлюхи. Хорошо, уговорил. Пусть так. А ты кто такой?
Н.К. А я Настоящий Коммунист.
МАДОННА. Что значит – настоящий?
Н.К. Это значит, у меня принципы есть. Я весь идейный и верю в светлое будущее, потому что перестройка закончится как НЭП полной победой коммунизма! Вот так!
МАДОННА. Давай оставим твои принципы и пойдем, погреемся.
(Показывает на мавзолей). Вот красивый ресторан, поговорим о твоём светлом будущем и моём... (Мадонна хочет открыть дверь в мавзолей).
Н.К. Ты что, одурела? Здесь вождь мирового пролетариата лежит!
МАДОННА. Если он лежит, мы его на ноги поставим, пусть он с нами выпьет. Подумаешь – вождь! (Отталкивает Н.К. и открывает дверь).

Картина шестая.

Помещение мавзолея. В глубине стоит саркофаг с телом Ленина. Идет собрание коммунистов.

КОММУНИСТ 1. Товарищи! Собрание совместного Предприятия по продаже мумии вождя считаю открытым! (Зловещая пауза). Разрешите огласить повестку дня. Первое. Каждый из вас имеет право на тело вождя – это основополагающий тезис. Второе. Мы тебя породили - мы тебя и продадим со всеми потрохами. Это наше право, товарищи коммунисты! Религиозные деятели века напролет торговали телом и кровью и слезами нашего создателя – Христа. Мы идем проторенным путем, товарищи! У нас тоже есть, что продать всему человечеству! Для этого одной мумии вождя, конечно же, недостаточно. Мы должны наладить постоянный приток свежих трупов. Они будут продаваться частично или целиком в загримированном под вождя виде. У нас есть талантливые люди: косметологи, врачи, патологоанатомы. Смертность во времена перестройки высокая – опасаться нам нечего – на всех желающих купить печень или почки вождя найдется необходимый орган. Разумеется – сердце вождя – это реликвия, мы выставим его на обозрение в нашем музее.
КОММУНИСТ 2. Никаких музеев! Это дополнительные расходы!
КОММУНИСТ 3. Я хочу продать сердце вождя, у меня есть клиент – дает миллион долларов!
КОММУНИСТ 2. Продать-то ты можешь, но кто тебе его даст?
КОММУНИСТ 1. Не волнуйтесь, товарищи! Сердце вождя в надежных руках! Оно давно эмигрировало и ждет своего часа.
КОММУНИСТ 3. Это интересно, какого часа?
КОММУНИСТ 1. Такого.
КОММУНИСТ 3. Товарищи! Опять тайны, опять загадки. Тут собрание соратников или?
КОММУНИСТ 2. Это кто соратники? Вы? Шайка голодных шакалов – вот вы кто! Дураки и предатели. Вы думаете, мы допустим, чтобы святыню революции продавали как телятину в магазине? (Подходит к саркофагу и хватает мумию Ленина). Вы думали – это Ленин? Это простая кукла с опилками! (Хватает куклу и отрывает руку. Сыплются опилки). Ну что? Видели? (Все оцепенели).
КОММУНИСТ 3. Где тело вождя?
КОММУНИСТ 2. Это не вашего ума дело!
КОММУНИСТ 1. Измена! Нас заманили в ловушку! Спасайтесь!
Слышны крики: от КГБ не уйдешь! Начинается паника и драка. Мадонна проявляет удивительное самообладание и мощными ударами расчищает путь к выходу. Н. К. и Мадонна бегут по авансцене.
Н. К. Опять обман. Опять провокация (они прячутся в подъезде).
МАДОННА. Вот это жизнь! Вот это приключения!
Н. К. Ничего не понимаю. Куда делось тело вождя? (Задумчиво). Его пропили его в кабаках Европы и Америки. А я охранял куклу и даже не попробовал...
МАДОННА. Что ты не попробовал? Тела вождя?
Н.К. Вкуса денег не попробовал! Как был нищим всю жизнь, так и остался. А теперь еще в бегах. За мной придут, обязательно придут. Пулю в затылок и всё. Я слишком много знаю...
МАДОННА (с жалостью). Ах, бедненький ты мой коммунистик! Успокойся! Сейчас ты с самой знаменитой порнозвездой мира! Забудь про тело вождя и подумай о моём теле!
Н.К. Без бутылки я не могу. (Достаёт из кармана бутылку водки, распечатывает её. Из другого кармана достаёт стакан.)
Давай выпьем, случайная подруга! Может и жизни осталось... Эх, давай, красавица, забудем обо всём! (Выпивает стакан водки, наливает Мадонне. Она с любопытством пробует и начинает кашлять. Н.К. танцует вприсядку.)
МАДОННА (смотрит на него с ужасом, затем начинает ему подражать). Россия – это загадка. У них даже подъезды с отоплением, не то что в Европе.
Звучит народная плясовая песня, мотив «Ах, вы сени мои сени», звук нарастает, темп всё убыстряется. Мадонна и Н.К. падают в изнеможении.
МАДОННА (пытается поцеловать Н.Коммуниста). Да что ж ты всё танцуешь?
В этот момент дверь открывается, входят двое в плащах. Не говоря ни слова, стреляют в затылок Н. К. Затем они пытаются убить Мадонну, но появляется Сенека и помогает Мадонне вырваться. Она убегает. Сенека пытается задержать сотрудников КГБ, они пытаются стрелять в Сенеку, но он величесвтенно удаляется.



СОН ПЯТЫЙ.

Картина седьмая.
Ленин сидит в кресле, в ушах у него наушники, он дергается в такт музыке… На коленях кошка. Он блаженствует. Вбегает Н. К.

Н.К. Владимир Ильич! Владимир Ильич! Вы знаете, что творится в России? Партию коммунистов запретили!
ЛЕНИН. Что? Что?
Н.К. Партию! Нашу партию разогнали!
ЛЕНИН (снимает наушники). Так-так. Очень интересно. Забавный поворот истории, батенька. А что делают ветераны?
Н.К. У ветеранов отобрали пайки! Мой отец...
ЛЕНИН. Он еще жив?
Н.К. Жив! Жив! Владимир Ильич! Он еще борется!
ЛЕНИН. За паёк?
Н.К. Нет, что вы, он борется за идею!
ЛЕНИН (надел наушники, слышна музыка). Что? Что?
Н.К. За идею!
ЛЕНИН. Вы, батенька, отстали от жизни. Это не актуально. Пора менять методы революционной борьбы, надо уходить в подполье.
Н.К. Но ваши идеи о всемирной революции?!
ЛЕНИН. Забудьте, батенька! На пороге XXI века надо бороться только с педерастией и со СПИДом. За здоровую многодетную семью! Вот у меня не было детей, и я был не прав. Эти революции до добра не доводят. Всё было как-то некогда найти нормальную здоровую бабу, а моя Крупская была бесплодна, да. Представьте, трагедия моей жизни – очень любил детей, очень, вот так. Вся жизнь прошла в революционной борьбе. Это ошибка, политическая ошибка, батенька, не иметь детей. Кстати, как у вас с этим вопросом?
Н.К. У меня двое – дочка и сынок.
ЛЕНИН. Вот и хорошо, батенька, есть ради чего жить. Вот вам и идея - деток пестовать. Как они у вас, по какой дороге пошли?
Н.К. По коммерческой – один в Израиле магазин открыл, а другая - вышла замуж за директора фирмы. В клуб миллионеров ходят, про родного отца не вспоминают!
ЛЕНИН. Батенька, отстаёте от жизни! Надо зорко следить за ходом исторического процесса. У вас зять – дельный человек – берите пример. Попросите ссуду в банке и открывайте совместное предприятие или лавочку по продаже...
Н.К. ( в истерике). Как вы можете, Владимир Ильич! Мы всю жизнь боролись с частной собственностью, мы....
ЛЕНИН. И довели страну до полного разорения. (Н.К. плачет). Ну что с вами? Это нормальный переход незрелого революционного сознания к нормальной человеческой жизни. Кстати, вы любите сидеть в кафе? На улице, в эдаком уютном местечке Европы? А?
Н.К. Да я никогда в Европе не был, Владимир Ильич!
ЛЕНИН. Вот и напрасно, батенька. Я там прожил лучшие годы, 17 лет слонялся по Швецариям да по Германиям. Брагословенный край, доложу я вам, красота! Природа в сохранности, люди вежливые, в морду бьют только в самом крайнем случае. Сколько там хожено и сижено, сколько статеек написано про бюргеров, что, дескать, от безделия опухают, по гастхаузам рассиживают, да пиво тринкают... А ведь я был не прав. Вот постарел и полюбил эдак посидеть с добрым хорошим бюргером в кафе. Я вам хороший совет дам – заработайте деньжат в лавчонке и поезжайте в Европу. Не пожалеете. Многое вам станет понятно и про идею и про настоящий политический момент!
Н.К. Но как же так, Владимир Ильич! Вы меня просто убиваете! Мы народу про загнивающую Европу, а вы про бюргера! Что же нам ихнему капитализму учиться прикажете?
ЛЕНИН. Ах, батенька, как показала практика – вы помните мой гениальный тезис: «Практика – критерий истины!» – так вот, на практике...
Н.К. (теряя терпение). Ах, ты старый, подлый ренегат! Значит полная реставрация, опять всё сначала, забыть про революцию, наплевать на исторический путь России! На всё!
ЛЕНИН (ничуть не обижаясь). Вот-вот, батенька, наплюйте. Наплюйте и забудьте, как будто ничего не было! Россия страна большая, и умных людей еще не всех переубивали. Многие выжили. Многие своих деток вырастили, так что не всё потеряно. Дерзайте, стройте новые планы, идите новым путём к светлому... кооперативу... (Засыпает).
Н.К. (смотрит на Ленина) Он заснул!? А я, дурак, ему всю жизнь молился как богу, да и Бога забыл. Детей своих проклял за то, что они захотели нормальной жизнью жить! Что же мне теперь делать? У кого совета спросить? Ведь я никогда своим умом не жил – делал то, что мне говорили, не задумывался, верил, как идиот, всему! А теперь? Может быть, убить его? Нет, рука не поднимается, да и что толку-то? (И всё-таки, замахивается на спящего вождя. Внезапно появляется Мадонна и бросается на Н.К. с кулаками).
МАДОННА. Как ты смеешь на дедушку Ленина руку поднимать? Он мне указал правильный путь в жизни. Я теперь директор института «Секс и здоровая семья», академик супер-сексуальных наук, графиня и княгиня Мадонна Александровна Вторая. Моя государственная Программа в России включает три этапа. Первый этап – соблазнение мужчины, второй этап самый трудный - брак с самым богатым мужчиной, а третий – как стать звездой в мировом масштабе!? Теперь у меня нет ни минуты времени. На мои семинары записались все женщины бывшего Советского Союза от 17 до 47 лет. Старше я не принимаю. Мне придется работать по 22 часа в сутки. Моя жизнь наполнена смыслом. Я полна энергии, потому что я всем нужна! Мои лозунги:
От коллективизму к индивидуализму!
От фригидности к оргазму!
От прозябания к успеху!
Кроме того, я буду издавать журнал «Мадонна», где попытаюсь передавать несчастным обездоленным русским женщинам опыт по получению сексуального удовольствия в переходный период к капитализму...
(Запевает песню: «Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет, мы сексуальные работники... вам из постели шлём привет.... Уходит бодрым строевым шагом.)
СЕНЕКА. Мадонна! Опомнись, что ты делаешь! Не растлевай эту великую страну! (Пытается догнать Мадонну). Надо срочно отправлять Мадонну в древнюю Грецию. Знакомство с тиранами ни к чему хорошему не приводит. Пусть встретится с мудрецами!



СОН ШЕСТОЙ.

Картина восьмая.
На фоне голубого неба мы видим очертания Акрополя. На левой стороне авансцены грек-скульптор высекает бюст Философа. Сам Философ сидит на камне, позирует и рассуждает вслух.

ФИЛОСОФ. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно. Быть счастливым хочет каждый, но только один из тысячи знает, что такое счастье и как его добиться.
Мадонна в плаще с капюшоном, который скрывает её лицо, крадется через сцену к тому месту, где сидит Философ.

МАДОННА (обращаясь к Философу). Расскажи мне, что такое счастье?
ФИЛОСОФ (поворачивается к Мадонне, капюшон спадает и становится ясно, что это женщина). Для начала тебе надо родиться мужчиной. Если ты родилась женщиной – забудь о счастье. Твой удел – страдание. (Отворачивает от неё, пишет что-то на дощечке).
МАДОННА (отходит от Философа, рассуждает сама с собой). Вот и поговори с мудрецом, если он на тебя даже не смотрит. Ты для него вроде говорящей кошки... Да, здесь тебе ни прессы, ни импрессарио, ни кино, ни клипов. Только и остаётся переодеться мужчиной...

В это время из глубины сцены появляется человек в оборванных одеждах, у него изможденное лицо. Он подходит к Философу. Скульптор уходит.

СВЯТОЙ. Я не знаю, куда я забрел. Накорми бедного странника и дай глоток воды.
ФИЛОСОФ. Давно я не видел нищих в Афинах. Наверно, беглый раб.
Дает ему лепешку из своей холщевой сумки. Святой жадно ест, жестом просит пить. Философ даёт ему флягу. Не успев прожевать, Святой встаёт в позу и начинает проповедовать.
СВЯТОЙ. Когда мы попадём в Царствие небесное...
ФИЛОСОФ. Куда? Куда?
СВЯТОЙ. В Царствие небесное...
В это время Мадонна пытается стащить что-то из одежды Философа.
ФИЛОСОФ. А что это такое?
СВЯТОЙ. Это известно каждому умному человеку.
ФИЛОСОФ. А тебе самому что известно?
СВЯТОЙ (растерянно). Это такое место, это...
ФИЛОСОФ. Заладил: это, это. Ну, хорошо, отвечай на вопрос: какой признак имеет «Царствие небесное»?
СВЯТОЙ. А что такое признак?
ФИЛОСОФ. Да ты, я вижу, нигде не учился. Ну, хорошо, я спрошу тебя как ребенка: на что похоже твоё Царствие небесное?
СВЯТОЙ. Это не моё Царствие, а общее...
ФИЛОСОФ. Ты еще ничего не ответил, а уже морочишь голову пустыми отговорками. Хорошо, я буду терпелив. Отвечай мне, какое оно, Царствие небесное?
СВЯТОЙ. Оно такое, оно... (Размахивает руками, но ничего не может сказать).
ФИЛОСОФ. Вот и поговори с ним. Вопит о каком-то царствии и не может объяснить, что это такое.
СВЯТОЙ. Я знаю, что это такое!
ФИЛОСОФ. Так говори же, Афина тебя возьми!
СВЯТОЙ. Там никто не работает, звучит прекрасная музыка, люди едят и пьют сколько хотят и...
Мадонна стащила у Философа лепешку и ест, прислушиваясь к разговору. Когда Святой заговорил о Царствии небесном, она сбрасывает плащ и выпрыгивает на авансцену.
МАДОННА (в зал). Эй, вы! Рассказать вам, где Царствие небесное? Вот оно! (Показывает под юбку). Оно в моих чреслах, если они омыты и благоухают в ожидании нового мужчины... (Показывая на Святого). Держу пари, этот убогий заморыш не удовлетворил ни одной женщины!
СВЯТОЙ. Замолчи, блудница! Звесь мужчины говорят о высоком.
МАДОННА. А кто произвел вас на свет, великие болтуны? Кто вспоил вас грудным молоком и научил делать первые шаги?
Философ потешается, наблюдая за Мадонной и Святым.
СВЯТОЙ. Убирайся прочь, грешная женщина.
СОКРАТ (к Святому). Сначала ответь мне, что такое грех?
СВЯТОЙ. Грех – это...
СОКРАТ. Мне опять нужно помогать тебе. Куда попадают люди, которые совершили грех?
СВЯТОЙ (радостно). Те, кто совершили грех, попадают в ад! В ад!
СОКРАТ. Всё-таки, что же такое грех? Родиться от земной женщины – это грех? Любить свою мать, что дала тебе жизнь – это грех?
Мадонна явно заигрывает с Философом. Святой злится и пытается заслонить её от Философа.
СВЯТОЙ. Смотреть на эту женщину – грех!
СОКРАТ. Почему вы так боитесь женщин? Наверно, потому что влюбленные находят царствие небесное на земле и не ищут его вместе с тобой?
СВЯТОЙ. Не богохульствуй, философ! В наших проповедях много общего, мы делаем людей счастливыми, не важно, богаты они или бедны.
СОКРАТ. С той только разницей, что я никого не пугаю адом и не рассказываю сказки про царствие небесное!
МАДОННА. Как интересно слушать тебя, Философ! Мне так надоели эти римляне, эти вояки. Они только и знают, что втыкают в меня своё орудие любви и никаких разговоров. Одно кряхтенье и вопли во время оргазма. Тьфу! (Плюёт и как бы случайно попадает на Святого).
СВЯТОЙ (в ярости). Я убью эту женщину – она исчадие ада!
СОКРАТ. Вот и корми после этого нищих!
СВЯТОЙ. Я хочу спасти тебя от неё. Эту злодейку надо продать в рабство, чтобы она не совращала самого великого философа Греции.
СОКРАТ. А ты, оказывается, не так глуп, как я думал. Ты хочешь заманить меня своей лестью? Послушай, ты, честолюбивый фанатик! Пока люди глупы и верят всякой чепухе, может прийти каждый: сболтнёт какую-нибудь сказочку, и люди поплетутся за ним как бараны... А я всего лишь человек, но я умный человек, и это такое же чудо, как и твоё царствие небесное...
СВЯТОЙ. Ты еще пожалеешь, что смеялся надо мной...
Святой уходит. Мадонна и Философ смеются.
СОКРАТ. Давно я не встречал такой красивой гетеры! Откуда ты?
МАДОННА. Я жрица любви. Мне надоело сидеть в храме и отдаваться первому встречному.
СОКРАТ. Чего же ты хочешь?
МАДОННА. Стать твоим учеником и научиться мудрости.
СОКРАТ. Тогда ты должна переодеться мужчиной, иначе мои ученики прогонят тебя. (Помогает Мадонне приклеить бороду и усы, надевает на неё хламиду из своего мешка). Ну вот теперь с тобой можно поговорить, не опасаясь моей жены.
МАДОННА. Я спрашивала тебя, что такое счастье?
СОКРАТ. У счастья много лиц, как у гетеры много хитонов. Для быка счастье – если в его кормушке много гороха, для богача – счастье – это золотые кубки, из которых пьют его гости. Для философа счастье – это новый ученик, который хочет узнать истину, даже если это переодетая гетера.
МАДОННА. А какое счастье может быть у гетеры?
СОКРАТ. Иметь достаточно денег, чтобы бросить свою профессию, и заняться философией.
МАДОННА. Значит, я счастливая женщина?!
СОКРАТ. Вот видишь – совсем немного логики, и всё становится на свои места.
МАДОННА. Как всё просто!
На авансцену выходят ученики Философа. Они одеты по-разному, некоторые очень бедно, некоторые богато, кто-то достаёт дощечки и палочки и что-то пишут.

СОКРАТ (обращается к одному из учеников). Что происходит на главной площади? Много ли диспутов ты слышал?
УЧЕНИК. Я слышал, что говорят про тебя, Учитель.
СОКРАТ. Это всегда интересно.
УЧЕНИК. Богатые софисты смеются над тобой и говорят, что ты бросил кружку и пьёшь из ладони.
СОКРАТ. Я знаю богача Клеона, он пьёт из золотого кубка. Но если бы он пил из ладони как я, ему не пришлось бы так унижаться перед сильными мира сего, чтобы удержать своё золото.
УЧЕНИК 1. Говорят еще, что ты так странно живешь, одеваешься и поступаешь только из гордости, чтобы отличаться перед людьми.
СОКРАТ. Я поступаю так по своим убеждениям. К тому же, полезнее так жить из гордости, чем подражать им в их жизни. Я ем простую пищу, а не обжираюсь на пирах и не обматываю своё жирное тело в пурпурные одежды. В любом случае я чувствую себя богаче самого богатого богача, потому что следую велению своего разума, а он говорит мне – будь умерен во всём.
УЧЕНИК 2. Скажи, Философ, неужели тебе не хочется хотя бы изредка забыть про свою умеренность?
Мадонна приоткрывает своё лицо и делает знак Сократу.
СОКРАТ. В своей жизни я всё перепробовал, но с тех пор, как я живу просто и бедно, мой дух весел и ясен, а разум деятелен, мои силы мне послушны и не от желудка зависит моё обращение с людьми. Красота природы и женщин (улыбается Мадонне) меня радует и волнует, а к переменам погоды я привык: могу переносить и зной, и холод, и голод и жажду. Теперь посуди сам, зачем мне отказываться от такого образа жизни?
УЧЕНИК 1. Всё это так, учитель. Ты можешь гордиться тем, чего ты достиг. Но сколько тебе пришлось перенести насмешек? Трудно бывает решиться на какой-нибудь поступок, ведь приходится думать, а что скажут об этом другие?
СОКРАТ. Да, это большой соблазн. Берегитесь его! Беда тем, кто станет думать о том, что скажут о нём другие. Кто захочет славы у людей, тот наживет себе много страданий. За славой людской не угонишьтся, да и грош ей цена, ведь люди ценят не истинную добродетель, а только показную.
МАДОННА. Разве истинные герои не достойны славы?
УЧЕНИКИ. Новый ученик спорит с учителем?
СОКРАТ. Как все молодые люди новый Ученик думает, что счастье и слава – это то, что вокруг нас. Это заблуждение. Счастье – это то, что внутри нас, это не печень и не желудок, это наше собственное ощущение жизни... И никакая слава не может спасти нас от собственной глупости...
МАДОННА. Я не понимаю, о какой глупости ты говоришь. Разве быть богатой и знаменитой – это глупо?
УЧЕНИКИ. Почему новый Ученик говорит как женщина? Он что, неграмотный?
МАДОННА. Не знаю, есть ли у меня грамота, которая нужна?
СОКРАТ. Если ты сомневаешься, это уже начало мудрости...
МАДОННА. Разве можно глупость перевести в мудрость?
СОКРАТ. Как слуги в рабстве у господ, так человек в рабстве у своей глупости! Но иногда господин становится рабом слуги! И тогда...
МАДОННА. Что? Что?
СОКРАТ. Ты очень любопытна!
УЧЕНИКИ (хором). Что?
СОКРАТ. Я объясню вам позже. А сейчас нам надо идти. Мы должны успеть на один диспут! (Философ уводит Мадонну. Ученики в недоумении.)
УЧЕНИК 1. По-моему, наш учитель ушел с женщиной.
УЧЕНИК 2. (мечтательно). Я бы тоже не возражал пойти на диспут...
Сократ и Мадонна собираются уйти, но на сцене появляется группа людей с палками и камнями. Их ведет Святой.

СВЯТОЙ (показывая на Философа). Этот человек не верит в Царствие небесное. Он издевался надо мной! Убейте его!
Толпа готова наброситься на Философа. Некоторые замечают Мадонну.
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ. С ним женщина. Она очень красива!
МАДОННА (решительно, закрывая Философа). Этот человек исцелил меня! А этот (показывает на Святого) пришёл сегодня утром и просил накормить его, и Философ отдал ему последний кусок хлеба и напоил водой из источника, но он захотел, чтобы я ушла с ним, поэтому он привёл вас, чтобы убить Философа. (Показывая на Сократа). Этот человек может исцелить от самой страшной болезни!
Толпа останавливается в нерешительности.
ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. Проказы? Чумы?
МАДОННА. Нет, от глупости!
СВЯТОЙ. Не верьте этой женщине! Это блудница! Она околдовала Философа! Она оскорбляет вас!
Обаяние и красота Мадонны действуие так сильно, что люди опускают руки с камнями и палками и застывают перед Мадонной в немом восхищении.
Сократ показывает Мадонне, что она должна бежать. Она в нерешительности, но толпа ведет себя агрессивно. Мадонна набрасывает капюшон и прощается с Сократом кивком головы.


СОКРАТ. Не бойся, я сумею защитить себя. Да хранит тебя Афина!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ. Кто сказал, что Сократ не чтит богов?
Толпа подступает к Святому.
СВЯТОЙ. Кажется, я немного ошибся. Это не тот человек... Но эта гетера от меня не уйдет!
Мадонна прячется за бутафорную стену на авансцене.
СВЯТОЙ (крадется по сцене, видит Мадонну). Вот, она, моя гетерка! Только бы не спугнуть! Ох, и хорошо можно заработать на таком товаре. Продам её богатому персу и буду проповедовать не на улице, а во дворце!

По сцене катится бочка, сбивает с ног Святого. Из неё выходит Сенека.
СЕНЕКА. Вот как ты идешь к своему царствию небесному! (Хватает Святого за шиворот). Сколько людей ты продал в рабство, чтобы набить своё святое брюхо?
СВЯТОЙ (извивается, но не может вырваться). Я пошутил! И почему эту падшую женщину ты называешь «человек»?
СЕНЕКА (к Мадонне). Хорошо, Мадонна, что это только сон!
МАДОННА. Но я не успела поговорить с Философом! Дай мне досмотреть этот сон, я не могу так просто исчезнуть, не повидав моего Учителя!
СЕНЕКА. Тогда тебе надо срочно отправляться в тюрьму. Философа всё-таки осудили. Как раз в это время он принимает яд их рук стражника!

Картина девятая.
Сцена в тюрьме. Философ и ученики.

УЧЕНИК 1. Ты так и не рассказал нам, как стать счастливым!
УЧЕНИКИ (к Философу). Да-да, расскажи нам о счастье.
СОКРАТ. Это так просто. Больше всего человек страдает от того, что не может удовлетворить свои желания. А чтобы не страдать и быть счастливым, нужно поменьше желать! А желания во власти самого человека!
УЧЕНИКИ. Разве можно избавиться от своих желаний?
СОКРАТ. Избавляться от желаний не нужно, достаточно лишь неразумные желания перевести в разумные. Подумайте хорошенько – на самом деле человеку очень мало нужно, чтобы быть счастливым. Если бы люди поняли это, то все бы они стали спокойны и добры душой, потому что на всех бы хватило всего, что есть. Теперь же люди так изнежились, что они несчастнее диких животных. Ведь у животных нет ни огня, ни одежды, ни запасов пищи, а между тем они проживают назначенное им природой время жизни.
Современные люди столь жадные до удовольствий, знают столько средств, чтобы предотвратить смерть, но большей частью не доживают до старости и часто болеют. И никакое докторское искуссство не принесет им пользы, если знания они употребляют на то, чтобы хитрее наслаждаться и ублажать себя, а многие употребляют алкоголь и наркотики и погибают в пороках.
УЧЕНИК 2. Но где можно встретить счастливого человека?
СОКРАТ. Он перед вами: самый счастливый и самый свободный человек в Афинах!
УЧЕНИК. Ты принял яд и называешь себя счастливым? Почему ты так спокоен? Через несколько часов ты умрешь. Я в ужасе от мысли, что никогда больше не услышу твоего голоса, и ты не ответишь на мой вопрос. После твоей смерти я ослепну, ведь ты был моими глазами.
СОКРАТ. Да-да, поговорим лучше о причине: кто или что создал мир? Именно об этом ты хотел спросить меня? Так вот, если мир имеет причину в самом себе, и нет единого повелителя всех стихий, то тогда... Этот единый всемогущий... не мог создать мир, потому что мир вечен... Но если у мира есть НАЧАЛО, то тогда Кто-то нам неизвестный ...
Мадонна появляется в тюрьме и внимательно слушает Сократа.
МАДОННА. ...или неизвестная...
СОКРАТ. ...В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ СВОЕГО БЫТИЯ ЗАХОТЕЛ ЧТО-ТО СОЗДАТЬ. Этот Кто-то начал создавать мир, но почему-то бросил это занятие на полдороге. Вот почему люди как слепые котята вечно спрашивают друг друга, для чего они живут, как они появились и куда девается плоть после смерти.
МАДОННА. Куда девается плоть всем известно. Сжигается или гниет в земле, а вот куда девается душа?
СОКРАТ. Эту загадку человечество будет разгадывать еще не одно столетие! Сколько сказок будут рассказывать люди друг другу, а всё потому, что жалко расставаться с самим собой, с тем, что рассуждает, плачет и смеётся в тебе – и «это» у всех разное! И как бы ни были похожи люди, каждый мнит себя немножко богом или богиней. И это тоже чудо!
Когда мои глаза научились различать предметы, и я стал наблюдать людей, я сказал себе – нет ничего вечного на земле – живи так, как будто это твой последний день! И я жил так каждый день моей жизни. Я привык умирать, ведь каждый раз засыпая, я не верил, что проснуть. Каждое утро для меня было новым рождением! Я радовался свету как малый ребенок, который впервые открывает глаза. Я умел радоваться всему, что происходит и одновременно прощался со всем этим. Я учился не только жить, но и умирать всю свою жизнь...
МАДОННА. И ты никогда не боялся смерти?
СОКРАТ. Почему я должен бояться смерти? Ведь я мог вовсе не родиться! Уж лучше бояться рождения, именно с рождения начинается цепь злоключений для человека.
МАДОННА. (отделяется от группы учеников и подходит к Сократу). Наконец-то, я нашла тебя, мой милый, мудрец! Мне сказали, что ты принял яд и скоро умрешь. Это правда?
СОКРАТ. Это такая же правда, как и то, что я вижу тебя.
МАДОННА. Рядом с тобой, Сократ, я стала другим человеком. Теперь я знаю, как прекрасно думать о великом, недоступном нашему знанию. Ты сделал меня своим учеником. Как я могу отблагодарить тебя?

Ученики отступают в глубину камеры и, показывая на Мадонну, говорят друг другу: Что делает здесь эта женщина? Её надо прогнать. Это ужасно – гетера посмела прийти к Сократу! Но Сократ жестом успокаивает Учеников и позволяет Мадонне остаться. Ученики вновь приближаются к Сократу.

СОКРАТ. Как часто я пытался учить гетер мудрости, но они не хотели меня слушать – ты самая любознательная из женщин, а это начало мудрости. Если ты родишь девочку и научить её размышлять о жизни, а не заниматься мелкими интригами по добыванию богатого мужа, то, возможно, от неё пойдет новый род мудрых женщин? И когда-нибудь появится женщина-философ?
МАДОННА. Скажи, мой учитель! Любил ли ты женщину?
СОКРАТ. Женщину? Я любил в своей жизни голубое небо, дождь и ветер, и звезды. Любил думать о вечном и мгновенном. Я мог стоять на одном месте несколько дней подряд, и только мысль клокотала во мне, а всё телесное замирало. Я любил споры с учениками и случайными людьми, но любить женщину? Её можно ласкать как собаку или кошку, пришпоривать как норовистую лошадь, делать ей детей, но любить?
МАДОННА (к Ученикам). Уйдите все! Я должна научить этого человека любви пока он еще не умер. Он не знал наслаждения в своей жизни – делать детей – это тяжелый труд. А любовь – это упоение страстью. (Подходит к Сократу, гладит его лицо, нежно целует). Он просто дикий ребенок, который никогда не ласкал женщину. Он совокуплялся с женщиной как грубый пастух. И это жизнь Философа! Если бы он знал, что такое любовь, он никогда бы не выпил яд и не рассуждал бы о смерти как неразумный подросток.
Если Философ смирился с тем, что он должен умереть, то грош цена его философии. Философ должен искать истину до тех пор пока сам не станет бессмертным и не научит других людей тому же – вот цена истинной мудрости – бессмертие!
Любовь и бессмертие – это одно. Я могу сделать так, что умирая, ты будешь чувствовать себя Богом и не узнаешь разницу между жизнью и смертью.

Любовная сцена между Мадонной и Сократом. Пластический эротический танец. Музыка – народныке греческие мелодии.
СОКРАТ (усталым, но счастливым голосом). Эй, кто-нибудь! Принесите мне противоядие! Может, еще не поздно!
(Поднимается, распрямляется во весь рост. Он явно помолодел. Мадонна в красивой позе стоит в глубине сцены). Я хочу еще раз испытать сладкую муку слияния с этой женщиной. (К Мадонне). Если бы я встретился с тобой раньше, я не стал бы глотать цикуту, а послушался Платона и убежал куда глаза глядят. (Силы оставляют его, неуверенным шагом он подходит к Мадонне и падает к её ногам. Она склоняется к Философу, гладит его лицо. Он замирает в её объятиях.)

ЭПИЛОГ.

СЕНЕКА (размышляет вслух). Как можно избавиться от тирана? Надо подослать к нему женщину. Если она сделает его счастливым, но он перестанет быть тираном. Как заставить мудреца искать истину? Нужно послать к нему Мадонну, и он найдет эликсир вечной жизни?
На сцену выбегает растрепанная Мадонна.
МАДОННА (плачет). Почему я пришла так поздно? Единственный человек, с которым мне было интересно, оставил меня навсегда! Почему я не могу вернуться в свой сон?
СЕНЕКА. Успокойся! Ты вернёшься на сцену и сыграешь новую пьесу или споешь новую песню о мудром Сократе и о Гетере, которая полюбила Философа...
МАДОННА. Эти сны сделали меня другой! Моё сердце. Оно болит! Теперь, я знаю, что такое счастье. (Убегает со сцены).
СЕНЕКА. Новая Женщина родит новых тиранов и мудрецов. Смогут ли они изменить мир? Или сама Женщина станет тираном и мудрецом? Поживём – увидим! (Уходит).
Конец

Ноябрь - Декабрь 2001г.









О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"