№9/2, 2011 - JAZZ и другое

Борис Левит-Броун

Солнечный человек

Даже и заводить опять разговор о феноменальности не хочется: они там все, кого ни коснись, феномены. Просто даже уже и неловко как-то перед читателями/слушателями. Начинает отдавать зловонной русской попсой, где всех объявляют не иначе как «великиими», «гениальными»... где есть свои помойные «короли», спьяну пухлые «королевы», хрипатые «императрицы» и т.д. – причём чем гнусней, тем ранг выше. Но то попса русская, о ней разговор особый... в противогазе. А тут действительно царство каких-то диковинных существ. Самые великие джазовые и популярные певцы, самые великие джазовые пианисты, самые великие гитаристы, самые великие барабанщики, самые великие саксофонисты, самые великие трубачи... вот уж действительно «Открылась бездна звезд полна...» – все звёзды на этом небосклоне. Эл Жерро, правда, один из рекордсменов даже и на этом небосклоне. Так что хоть и не хочется вновь о феноменальности, а придётся.

Жерро поёт во множестве стилей, а ещё он поёт электрогитарой и флейтой, контрабасом и ударными. Именно поёт. Он иногда вызывает даже некоторый ужас, невозможно поверить, что человек в состоянии издавать такие звуки... так ритмически мыслить, так ощущать и выражать драйв. Ещё одна особенность Жерро – он редко пишет музыку своих песен, но зато всегда сочиняет к ним стихи. И более того, он кладёт на стихи сложнейшие метроритмические темы. В этом его секрет – только произнося устойчивые словокомбинации можно достичь такой артикуляции и удержать её на протяжении труднейшей и длинной пьесы.

Но я начинаю не с феноменальных вокально-артикуляционных достижений Жерро, а с самого простого и пленительного в нём. Я начинаю с того, что Эл Жерро – солнечный человек. И сразу пример без комментария:

1. «Mornin'» - «С добрым утром, мистер радио!..»

Al Jarreau - Mornin' jpdc11



Жерро – музыкант синтетический. Он не только человек-оркестр, он прежде всего человек эпохи fusion – эпохи великих сплавов, когда в бесконечно живой и подвижной музкальной культуре Америки стили стали перемешиваться, популярная музыка усложнилась и стала не такой уж всегда и популярной в смысле простоты и доступности, возникли многообразные ответвления – ритм энд блюз, соул-джаз, фанк, а наряду с новациями продолжали и продолжают жить полной жизнью жанры уже классического джаза – мэйнстрим. Жерро черпал отовсюду... это в своём роде всеядный динозавр, способный отпечатать свой образ в самых разных музыкальных почвах.

Жерро любит технические вызовы, любит петь на грани возможностей дыхания и обожает сложные ритмические конструкции. Так в его репертуаре оказались (и обеспечили ему ГРЭММИ) такие сложнейшие вещи джазового репертуара, как «Take Five» написанная в размере 5/4 и «Blue Rondo A La Turk» - в размере 9/8, принесённые в мировой джаз ансамблем знаменитого Дейва Брубека. С моей точки зрения вещи любопытные, но в большей степени рассудочные, чем живые. Упражнение на развитие ритмического чувства и мышления... но музыка в общем и целом ущербная. Казалось бы! Так, по крайней мере на мой вкус, звучит у Брубека, хотя зал рукоплещет – по тем временам, когда это появилось, такая музыка была большой новинкой. Жерро спел обе пьесы и за «Blue Rondo A La Turk» получил ГРЭММИ. Получил заслуженно, потому что сделал невозможное... почти оживил суховато-рассудочное музыкальное строение. Почти!..

Итак, вначале «Take Five», но!...............

перед тем, как услышать, что делает в «Take Five» феноменальный Эл Жерро, стоит вспомнить как звучит эта пьеса в оригинальном исполнении самого Брубека и его ансамбля (кстати авторство этой вещи приписывалось поочередно всем членам ансамбля, но окончательно утвердилось за альт-саксофонистом Полом Дезмондом).


Take Five –quartet of Dave Brubeck




3. «Take Five» – 1976 – Эл Жерро на баварском телевиденьи. Самое для меня потрясающее, как ни странно (возможно, потому что я давно знаю эту пьесу в исполнении Жерро) – это прелюдия с рассказом и совершенно невообразимыми, вызывающими почти жуть, чревовещательными имитациаями ударных. Помимо самой по себе феноменальной способности, какая режиссура! Обращаясь к публике и затевая нехитрый рассказик о девушке, мирно занимавшейся шитьём у дома и привлекшей его внимание, но недреманно охраняемой невдалеке стоящей матерью, Эл создаёт впечатление, что его речь перебивают самопроизвольные выбросы ритмических фраз на ударных, а то в верхних регистрах кантрабаса... как будто язык некоей иной органики перебивает нормальное течение экзистенции – такого я вообще никогда больше не видел и не слышал... даже у Бобби Мак Феррина, у которого можно услышать всё, что угодно (о нём, возможно, будет ещё разговор). И вот из этого фантасмагорического рассказика постепенно звуками и самим дыханием Жерро возникает ритмическая пятичетвертная структура, в которую, как в проложенную колею, вкатывается ритм-секция и весь сопровождающий его ансамбль. Особого внимания заслуживают руки Эла Жерро, впрочем, их просто невозможно не заметить. Они, как и сам Эл в пении, – жутковаты и гипнотичны. Через них, как я это вижу, выражается то, что происходит в организме певца в момент исполнения.





Поразмыслив я не стал сразу вслед ставить «Blue Rondo A La Turk». Думаю, и одну такую композицию, как «Take Five», нам, европеоидам, дослушать до конца трудно. Количество жизни (важная вещь!.. решающая для самоощущения), по крайней мере, ритмической жизни (!) у афро-американцев и у нас очень разное. Следующая вещь «After All» совершенно противоположна. Тут ясная спокойная мелодия, тут потрясающий студийный саунд, а ещё тут мягкость и лиризм Жерро, который претендует на bell canto. Я услыхал это в его интервью и очень удивился. Уж такой, казалось бы, не bell тембр, скрипучий и совершенно инструментальный... А может. Может претендовать и на bell canto – голос его способен и на теплоту и на особую только ему присущую обертоновость.

4.




5. «Roof garden» – великолепный вокализ в стиле фанк, определенно двигательный, легко перекладываемый хореографически, очень ритмически острый и построенный практически на одной музкальной фразе и на одном ответе (chorus). В этом ответе, жизнерадостном, брызжущем позитивностью и оптимизмом, удивило и тронуло меня тематическое родство с Мишелем Леграном. Кто хорошо знает его мюзикл «Девушки из Рошфора», услышит и поймёт, о чём я говорю.


Al Jarreau Roof Garden di avajra



6. (Round, Round, Round) Blue Rondo A La Turk» – это и есть то самое Рондо аля Турка, которое принесло Жерро ГРЕММИ в категории лучший джазовый вокалист. Ну что можно добавить к ошеломляющей виртуозности исполнения в диком размере. 1\2-1\2-1\2-1-2-3 = 9/8 (девять восьмых). Достойно восхищения, как Жерро на рефрене: Round... Round... Round... – спасает дыхание, просто поёт на полувдохе. Вообще-то это приём художественного свиста, когда звук извлекается и на выдохе и на вдохе, но петь таким образом...
И снова прежде чем слушать Жерро есть смысл хоть первые такты услышать в оригинальном исполнении ансамбля Дейва Брубека (ролик к сожалению плохой, но в общем тема слушается).




6а. Эл Жерро




7. Tell Me What i Gotta Do – замечательная вещь для слушанья, для танца... это продукт несомненно коммерческий, но именно американцы и такие блистательные мастера, как Эл Жерро, учат нас, что на уровне подлинных талантов и высочайшего профессионализма отпадает презрительный, но очень хорошо выражающий, например, русскую эстрадную «продукцию», термин - попса-, что коммерческое не противоречит ни самовыражению, ни творческим достижениям.


Al Jarreau . Tell Me What i Gotta Do di capitainfunkk



8. «We’re in this love together» (moving clip) – одна из самых светлых тем, исполнявшихся Жерро. Клип не идеален по звуку, но очень привлекателен тем, что в нём присутствует сам молодой Жерро. Для тех, кто предпочитает более высокое качество аудио, предлагаю вторую более чистую версию этой записи (смотрите ниже основго клипа).







9. «Spain» (I Can Recall) – Композиция «Испания», на мой взгляд, одна из центральных по музыкальной значимости композиций в репертуаре Эла Жерро. В песню превращена тема латино-американского пианиста Чика Корриа. Тема сложна технически, стремительна по темпо-ритму, удивительно выразительна по настроению, задействует богатейшую перкуссионную группу. Для развернутого речитатива-вступления использована тема произведения Хоакина Родриго для гитары с оркестром под названием Аранхуэзский концерт. С этим произведением стоит познакомиться отдельно, по крайней мере прослушать главную его тему до разработки.

9а.


Я долго размышлял, какое исполнение «Spain» (их имеется два) представить. Лично я очень люблю чистоту звучания и студийную проработанность всего вертикального диапазона музыкального произведения. И всё же в конце концов я решил представить оба. Для первого представления я даю студийную запись композиции. Она строга по форме, абсолютно выверена в балансе звучания, имеет законечненную логику развития:

9а.



Второе представление – записанный вживую эпизод с концерта Жерро 1990 на открытой эстраде. Ролик начинается с короткого интервью Стива Гэдда, одного из самых музыкальных барабанщиков, каких мне доводилось слышать, много записывавшегося с Жерро. Ему предстоит вечером вновь играть с Жерро на этой самой эстраде. Стив Гэдд – барабанщик потрясающий, играющий не столько техникой (хотя она у него в полном объёме), сколько вкусом, не столько скоростью и густотой заполнения, сколько жестким ритмом и экспрессивными паузами. А то, что совершается на сцене во время соло-дуэта барабанщика и перкусиста, я бы назвал настоящим экстазом латина-драйв.

9г. «Spain» – Steve Gadd Al Jarreau – Live Under The Sky 1990




10. «Tomorrow Today» (live, 2000) – и вот перед нами шестидесятилетний Эл Жерро. Всё тот же солнечный человек, которому чуть изменило солнце. Несколько ссутулившийся, даже, пожалуй, несценичный. Он абсолютно в музыке, если он танцует, то не потому что заигрывает с публикой, а потому, что это настоятельно требует латиноамериканский драйв. По-прежнему, как и во времена «Spain» верен острой перкуссивности и агрессивной ритмике латиноамериканских мотивов. В этом ролике очень заметно то, что с моей точки зрения является недостатком Жерро в концертах. Он временами так необычайно тонок в своём вокале, что просто пропадает в звучании ансамбля. Это, к сожалению, заметно на многих его роликах live. Студия способна донести тончайшее piano и sfumato Жерро, которые частенько просто тонут на концертах в шуме зала и общем саунде. Но здесь ему очень аккуратно аккомпанируют клавиши и ритм-секция, и это позволяет услышать в превом проведении темы всю изумительную его музыкальность, мягкость и пластику. Ради этого первого проведения темы я и представляю это выступление удивительного, искромётного и столь разносторонне музыкального... легендарного уже при жизни Эла Жерро.





В июле 2010 года семидесятилетний Эл Жерро был срочно госпитализирован во Франции по поводу дыхательных и сердечных проблем. Сейчас певец полностью оправился от недомоганий и продолжает успешно концертировать.


***********************************



Эл Жерро (Alwyn Lopez Jarreau) родился в 1940 году в Милуоки (штат Висконсин). Он был пятым сыном в семье пастора церкви Адвентистов Седьмого Дня. Мать его в этой же церкви была пианисткой. Первый опыт пения Эл получил в церковном хоре.
В 1962 году стал дипломированным психологом, затем переехал в Сан-Франциско в качестве
социального ассистента, но ощущал, что его призвание – музыка. В 1965 начал выступать в маленьких джазовых клубах Лос Анжелеса и в этом же году записал свой первый альбом, который, впрочем, прошёл незамеченным и понадобились ещё целых 10 лет, чтобы выпустить второй альбом. С конца 60-х становится заметен в клубах ЭЛ.ЭЙ. выступая с трио ставшего в последствии знаменитым пианиста Жоржа Дюка.
в 1975 году его замечает во время исполнения в кафе Лос-Анжелеса агент фирмы Уорнер Броз. Жерро записывает и публикует альбом «We Got By». Этот альбом критика и слушатели встречают с интересом и после следующего альбома «Glow», выпущенного в 1976 году Жерро признан как один из самых интересных исполнителей соул-джаза. В 1978 году новый успех – альбом «All fly home». В 1981 за альбом «Breakin’ away» Жерро получает свой первый ГРЭММИ, а в 1982 – ГРЕММИ как лучший джазовый вокалист
В 1992 за альбом «Heaven and Earth» – ГРЭММИ уже как лучший певец в стиле Rhythm & Blues. В общей сложности помимо других международных наград Эл Жерро 7 раз удостоен премии ГРЭММИ и единственный, кто получил эту награду в трёх разных категориях: как джаз-вокалист, как поп-вокалист и как вокалист Rhythm & Blues.
По данным Википедии, (которые могли уже и устареть!), у Жерро вышло 57 альбомов, включая студийные записи и записи с концертов.





Если у Вас возникли проблемы с прослушиванием песен, воспользуйтесь прямыми ссылками:
1. Al Jarreau - Mornin.mp3
2. Dave Brubeck - Take Five - 1966.mp3
3. Al Jarreau 1976 -Take Five.mp3
4. Al Jarreau- After All.mp3
5. Al Jarreau - Roof Garden (Video).mp3
6a. Blue Rondo A La Turk.mp3
7. Al Jarreau - Tell Me What I Gotta Do.mp3
8. Al Jarreau - We're In This Love Together.mp3
9b. Al Jarreau - Spain (I Can Recall).mp3
10. Al Jarreau - Tomorrow Today (live, 2000).mp3


>>> все работы aвтора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"