№4/1, 2011 - Гражданственная проза и не только

Борис Левит-Броун
Мастер-класс Никиты Михалкова

Ох, как не хочется! Кто б знал, как это душевно неуютно... говорить жестоко о колоссальном художнике, о феноменальном актёре. Мало я в жизни видел мужчин-актёров, которые умели бы так растревожить душу, как это умел сделать Никита Михалков в монологе Трилецкого... или в кошмарном финале «Утомлённых солнцем»... Так и хочется выкрикнуть – ну, гениальный же актёр! Гениальный!.. Не исключено, что так оно и есть, хотяяяяяяяяяяя – гений и злодейство... Как бы то ни было, выдающийся русский киноактёр, большущий русский кинохудожник и......... ходячее разоблачение русского духа...
Да-да-да, господа, вот того самого, который в сказках регулярно поминается старой доброй присказкой: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».
Пахнет.
Дурно пахнет.
Страшно пахнет.
Прорва отворяется... тьма варварская сходит на сердце и душу гнобит.
Но послушаем самого Никиту Сергеича. Он нынче барин русского истеблишмента... один из бар. Ему позволено быть душевно щедрым и сердечно искренним, не сообразуясь ни с чем, кроме собственного чувства меры и ответственности.
Вот он и не сообразуется.
Ни с чем.

В приводимой ниже видеозаписи автор статьи реферирует ко временным рамкам монолога от начала 0:00 по отметку 4:20, и намерен обсудить кое что из того, что было сказано в эти четыре минуты двадцать секунд.
Имбединг по ссылке


Что же мы услышали? Ну, сначалча обмозгуем то, что критически заточенная общественность заглотила как главное, а мы почитаем за второстепенное.

1. Внутреннее безбожие, неспособность к самоограничению.
Вопрос «Как жить?» бежит впереди вопроса «Зачем жить?».
Талантливо... куда денешься! Ну, эту эффектную формулу и глубокую мысль Гончарова Никита Сергеич прокручивает от дней ещё обломовских... Так у него там талантливо всё это вышло, так проникновенно: солнечный денёк, русская банька... красная малина в граненом стаканчике на подоконничке, грустный ясноглазый... и такой до боли русский Табаков, тонко интонирует вселенскую проблему КАК и ЗАЧЕМ, упорствующему визави, отталкивающе земному и тошнотворно рассудочному Штольцу.
Красиво, слов нет. И подлежит всяческому развитию и дальнейшему вменению.
И тут как раз японцы... очень кстати.
Только вот с Богом у Никиты Сергеича что-то очень библейское вышло на вполне, казалось бы, христианский мотив. Значит, японцы оказались самыми безбожными, самыми заслуживающими кары. И равнодушие природы, которая «знать не знает о былом», которой «чужды наши призрачные годы» (глупый Тютчев!), которая лупила куда попало, в том числе и по японцам, сотни и тысячи лет до Михалкова, трясла и накатывала океаном, – это, оказывается, всё был глас Господен. А теперь вот досталось от Господа японцам, которые его – Господа сего, правого и славного, – и вовсе в наивной раскосости своей не исповедуют.
Чё с них взять, безбожники ж!
Они.
Ж.
А между тем: «Ребята, вы чего? Вы чего делаете?» – спрашивает устами Никиты Сергеича правый и славный Господь, сильно смахивающий на грозного Бога Библии, сурово насупив на японцев брови-облака.
Ну и осерчал, конечно, и гневен сделался Господь, о котором Евангелист Иоанн, – правда не посоветовавшись с Никитой Сергеичем (это существенно!), – заявляет без обиняков: «Бог есть Любовь».
И вот неизреченная православная Любовь взошла во гнев, взяла и наслала на бедных неправославных и вообще невохристовлённых японцев всё вот это...
И конечно ж – ну кто ж, какой же православный, не смекнёт и не согласится с Никитой Сергеичем!.. – это справедливая им кара, т. ск. адекватная воспитательная мера во обуздание внутреннего безбожия японцев, далеко опередившего весь остальной мир, где бальность-то конечно ж в среднем пониже.
Правда что-то там невнятно вспоминается про 10 балов в христианской Армении – ну, тоже, видать, проштрафились... заступили за строго намеченную Никитой Сергеичем непогрешимо православную планку.
И... «на пока» – по раздачам кары всё.
А там, глядишь, где-ньть в Бангладешшшшш опять шарахнет... Вот и будет снова повод поговорить красиво о безбожии банглов и деш... – племена такие есть неправославные.
Ой, а лучше где-ньть в Луизиане или во Флориде: какие они безбожные – эти америкосы!.. Так что если повезёт, можно будет обсудить карательную правоту Господню в отношении луизийцев и флоридов. Нет, Никита Сергеич вообще-то как бы (модно нынче на московии словечко – «как бы»!) гуманист.
Он даже подчеркивает: дело не в религии...
Ну ясно дело – не в религии.
Дело в общем градусе внутреннего среднеплеменного безбожия, а на измерение градуса у Никиты у Сергеича имеется градусник персональный – безбожметр.
Так что всё мужество и благородство японцев, их умение смриренно, без соплей, принимать тяжкие удары судьбы, их сдержанное достоинство во взаимовыручке и труде, их бескорыстная солидарность и отвержение всякой индивидуальной хищнической прагматики в час большой общей беды (не про таксистов Домодедово будь сказано!) – это всё Никите Сергеичу в глазу мелкo. У него рассуждение плавно-теноровое... лирически-назидательное и оооооооооооочень, ну ооооооооооооочень православное.
Ну просто мастер в класс.

2. Раньше – больше.
Да, знаю, знаю... нештатная формулировка.
Обыкновенно говорят – дальше-больше. Но у нас тут не хухры... у нас мастер-класс Никиты Сергеича, поэтому ещё до того, как расчесть японцев по православному ранжиру безбожия, шагнул мастер во поле религиозно-философское, где маячит ему уже который год духовно-верстовым столбом «гениальный Ильин». Жить, сказал гениальный Ильин, – а Никита Сергеич за ним складно продекламировал, – надо ради того, за что можно умереть!
О, как! Ну лады... пошли по главным скифским бабам творческой истории...
Хотел ли умереть Граф Николаевич Толстой за Наташу Ростову? Ведь жил он ради неё... и ради прочих своих персонажей. Может быть, он готов был кинуться под поезд вместе с осатаневшей от отчаяния Анной Карениной, а то ещё благородней – вместо неё?
Или, может быть, Рембрандт Харменс Ван Рейн согласился бы умереть за свой «Ночной дозор»?
Или Эйнштейн – за своё E = MC2 ?
Потому что ведь жили все вышепомянутые творческие личности ради своего творчества.
А, может быть, сам Никита Сергеич не прочь умереть за какой-нибудь из своих фильмов.
Ну на выбор!
Пускай, допустим, за тот, который ему субъективно – лучший?
Ведь и он – одареннейший кинохудожник – живёт ради своего кино, и всякий творческий человек, знающий «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть», живёт этой страстью ради этой думы.
Извлекая экстремальную сентенцию из экстремального контекста Ивана Ильина, чья жизнь была ненавистью к большевикам, мыслью об утраченной родине и ожесточенной верой в возможность её вернуть... – ту, добeсову, добольшевистскую, чистую, как ему, наверно, мнилось, и ничуть не виновную в своей черной красной судьбе – верой, ради которой Ильин, возможно, готов был и умереть, Никита Сергеич совершает пошлейшую из подмен, достойную журналюги самой низкой пробы.
То, что у него выходит, сильно смахивает на пропедевтику тех идеологических радио-ТВ-червей, которые почти восемьдесят лет втюхивали русскому... да шире, многонациональному имперскому охлосу: «Вы должны жить в готовности умереть за родину за вашего родного-очередного, кто там на мавзолее торчит, за ваше двоюродное ленинское политбюро, за вашу троюродную целину и четвероюродные планы партии, они же – планы народа, то есть, ваши! Только это и есть великое и первостепенно значимое, только в этом ваше одобренное счастье, за которое можно... даже нужно умереть, следовательно только ради этого и стоит жить!»
Нет, дорогой Никита Сергеевич (как приятно снова промусолить во рту это словосочетание нам, счастливым свидетелям благодатной эпохи Никиты Сергеевича Хрущёва!) – нет, Никита Сергеевич, не надо больше кормить молодёжь этим крысиным ядом! Никто больше не хочет жить ради того только, за что он готов умереть. Это теперь свободный выбор. То есть, они готовы умереть и умрут, если надо, за детей своих, за свой очаг, не исключено даже – и за родину. Но кондиционировать их жизнь этим единственным смыслом... извините, проехали! Как-то неприметно просочилось в эту русскую «спарту», живущую без пощады к своим «спартанцам», далеко ещё не переведенное общественным сознанием на язык отцов, но уже пустившее корешки в коллективное бессознательное, странное, совсем незнакомое ни православным вообще, ни тем более православным строителям коммунизма, словосочетание PURSUIT OF HAPPINESS (литературно переведши – СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ). Жить, Никита Сергеич, теперь хочется (и даже русским, представьте... и даже тем студентикам и студенточкам, перед которыми вы витийствуете) не ради того, за что можно умереть, а ради того, ради чего хочется жить. Такая вот антигосударственная и, я бы сказал, антипатриотическая, тенденция наметилась.
А уж какая антиправославнаяяяяяяя....
Упаси Бог, дьякон Кураев прознает!
Подумать страшно...

3. А вот теперь, господа, приглашаю вас ко главному!
Самое интересное – САМОЕ ВАЖНОЕ – САМОЕ КРАСНОРЕЧИВОЕ – что могло бы быть услышано в этот раз от Никиты Сергеича (если б были у головы уши!) и понято о нём и не только о нём (если б была у ушей голова!), начинается с отметки времени 3:48. Тут, благочинно призвав к самоограничению и внутренней остановке, переходит Никита Сергеич к интрнету... и высказывает поначалу общую отеческую озабоченность тем, как анонимность порождает безнаказанность.
Ну да... как бы и прав – порождает.
А что – не должна?
То есть, всяко слово во интернет оброненное, на взгляд Никиты Сергеича, должно быть подписано и наказуемо.
Ой! А как же свобода слова?
Аааааааааааа, там повидимому оскорбляют Никиту Срегеича... да ещё и анонимно. Ууууу, ну тогда без вопросов – этих всех анонимов гуртом на расправу. И тут происходит с Никитой Сергеевичем совем непредвиденный конфуз. То происходит с ним, что он сам на многочисленных ток-шоу зажигает над своими оппонентами, как индикатор разоблачения (типа вот ты и попался-проболтался!) Происходит «как бы» проговорка по «вроде бы» Фрейду (цитирую): «... как возможность фигурировать или ударить любого да ещё побольней... зная, что никто никогда не узнает кто ты... тебя нельзя поймать за руку... тебя нельзя поймать в подъе...»
Чего-чего, простите?
(Видимо, послышалось?..)
Где-где нельзя поймать?
Слушаем ещё раз все вместе от отметки 4:09 по движку (какая, однако, удобная штука... You Tube!).
Да нет, не послышалось!
С большой экспрессией сетует Никита Сергеич на то, что анонима, который кого-то (его!) виртуально «ударил побольней», нельзя поймать за руку, а ещё того досадней – нельзя поймать в подъе...
где?
зде...
в подъе-зде.
Опа-наааааааааааа!!!!!!!!
Приеееееееехали: здравствуй, шпана замоскворецкая!
Так вот что, оказывается, печалит темпераментного отпрыска древнего рода Михaлковых! Вот бы здорово, кабы поймать бы зарвавшегося хлюпика-анонима в подъезде, а если б ещё и в тёмном –... Та нееееее... на х... нам тёмный, лампочку разобьём и делов-то!
От уж откуда он бы живой не ушёл.

Здесь для полноты картины любопытен вот этот ролик:


Опыт, как видим у маэстро вполне замоскворецкий, Так что уж точно бы «завалил» он в подъезде виртуального обидчика. В кровавое мясо превратил бы наглеца-безнаказанника справедливый, хорошо качанный, крепко упитанный и предельно православный Никита Сергеич.
С друзьями (скучно ж одному караулить в подъе...).
Поутру обнаружили б покаранного и остались до конца своих дней нервно-ушибленными соседи по подъезду...
Это скоро стало бы предметом негласной гласности, и все наперед потенциальные оскорбители Никиты Сергеича, да и остальных, кто обижен и ждёт «поймать в подъе...», заткнулись бы навеки.
Буквально, три-четыре подъе... и вообще все заткнулись бы навеки.
Потому что в подъе... можно поймать любого.
И за руку, и за грудки, и за голову... и как хошь.
Дюжий?
Адрес по базе пробил?
Шестерки-шпанюки имеются?
Считай всё Замоскворечье твоё!
И вспомнились мне тут... и как-то жутко встали в свои чудовищные русские стойла, все слышанные мною моменты подобных проговорок, а то...
А то и не проговорки, а просто откровенный задушевный говорoк Никиты Сергеича. Когда-то на передачке «Судите сами» обсуждалось «нехорошее поведение» прибалтов в связи с их возмутительным решением перенесть статую советского воина куда им хочется с того места, где русские указали, чтоб стоял. Вышел к трибунке Никита Сергеич и пропел что-то типа – А они так нагло себя ведут, потому что теперь можно. Они знают, что теперь можно... и ничего им за это не будет! Ой какая прелесть! А вот ежли б они знали, что им русские по голове дадут, они б молчали себе в тряпочку и там именно советского воина-освободителя держали, где им большой брат указал. Нехорошо это, полагает Никита Сергеич, ежли кто-то может высказать своё мнение и знать, что ему за это от русских ничего не будет. Непорядок образуется. Неуважение фактическое к русскому кулаку-каблуку (сапогу-батогу) и отъявленное небрежение православным превосходством.
А сравнительно недавно имел я ещё один впечатлянс от Никиты от Сергеича. Стряслось это на разборке у Гордона, который регулярно подаёт заявление в Кихоты.
И стояли там по разны стороны стола Михалков и Матизен.
И спорили они спорили... и препирались они препирались, а потом Никита Сергеич видимо устал... душевно весь расстроился (внутренне напрягшись), да и говорит Матизену как-то так примерно: «Ой, ты даже не представляешь, сколько мне стоит здоровья не подойти сейчас и не набить тебе морду!» (за порядок слов не поручусь)
Хлёсток, однако, Никита Сергеич с хилыми, как я погляжу. Особенно если ему предварительно кого-нибудь «завалят» под ботинок. Может, его для науки перед Кличко поставить. Да даже хоть и перед старшим. И пусть кинохудожник ему то же самое скажет, что Матизену. Хотя, наверно, не стоит – русская культура может лишиться большого мастера.
Ну да ладно, не в этом дело.
А в чём?
А в том дело, господа, (и беда в том же самом!) что очень русский человек Никита Сергеич. И поведенческие стереотипы Никиты Сергеича насквозь русские.
И он гордится этим.
И считает себя правым (ну, славным-то, понятно!).
И в этом «здоровом «самоощущении» он очень типологичен.
И до тошноты очевидным становится, что поймать кого-нибудь за руку (а лучше, сами понимаете, в подъе...) за виртуальное оскорбление – или подойти и набить морду тому, кому устал доказывать, какое он дерьмо, – что это и есть русский экзистенс, русское представление о правоте.
И тут в одном флаконе, господа, сразу всё: русская духовность, особый путь России, русское православие, загадочная русская душа – всё!

Нельзя, не годится... не по русским это понятиям, чтобы кто-то думал, что он может сказать что-то контрарное, обидное, резкое или даже враждебное, наконец, анонимно враждебное... и его не поймают в подъе... и ему за это физически ничего не будет. Это на русский взгляд всё европейские слюни... вся эта свобода слова, права и неприкосновенность персоны, адекватность противодействия действию (перевожу: на слово не кулаком, а словом отвечать... не в подъезде ловить, а в крайнем случае, отказаться от дальнейшего обмена мнениями с анонимом).
Гитлеровские штурмовики подкарауливали в подъездах тех, кто говорил против фюрера, и отбивали им внутренности свинцовыми стеками, а то просто убивали. Сегодня Никита Сергеич – выдающийся кинохудожник, потрясающий актёр и вообще большой гуманист – явно тоскует по этим методам.
Да чё там тоскует... он их практикует!
Никто не должен думать, что восстав тем или иным вербально-виртуальным образом на Михалкова, останется физически безнаказанным, что ему за это «ничего не будет».
Зато сам Никита Сергеич абсолютно уверен, что ему в любом случае ничего не будет: ни за оскорбление суверенной страны словом, ни за открытую угрозу оппоненту в прямом эфире, ни за нанесение удара по лицу ногой (в ситуации группового нападения)... под включенные кинокамеры.
И увиделся мне Никита Сергеич не в форме даже комбрига Котова, а в кожанке и фуражке ВэЧэкушника с наганом на боку (ну предположим на секундочку, что не все до единого комиссары были евреи). И увидел я вокруг него много крови... и много капитально изуродованных трупов всех тех, кто по наивности думал, что они что-то скажут, а им за это «ничего не будет». В те времена, что мне пригрезились, от сказанного мной до сделанного мне дистанция была как раз михалковская. Вольготно жилось бы Никите Сергеичу – гуляй, не хочу! Никого тогда не надо было ловить в подъе... можно было с большой искренностью расстре... и с необузданной душевной щедростью забива... сапогами тех, кто больно ударил словом, кто с чем-то или кем-то не согласился. Были для этого в распоряжении ЧеКа просторные подвалы, чтобы там доводить людей до такого (и гораздо... гораааздо худшего) физического состояния, какое талантливейшим образом сыграл сам Никита Сергеич в финале «Утомлённых слонцем»

имбединг:


Да вот ещё пришло на ум: «Сибирский цирюльник» – в финале этого михалковского фильма звучит примерно такой короткий английский диалог с закадровым переводом:
– Он русский!
– А... ну это многое объясняет!

Выскочившее из Никиты Сергеича: «его нельзя поймать в подъе...» – это тоже русское.
И тоже многое объясняет.
Вот тебе Бог, а вот тебе Ильин – и как тут быть?
Понимаю, «вопрос русский»... а постановка вопроса нерусская.
Неудобная постановка.
Борис Левит-Броун
А ответ-то искать недалеко! Он в глазах замечательного актёра Меншикова. Как всякий большой кинорежиссёр, Никита Михалков сказал этим взглядом больше, чем хотел. Внимательно вглядитесь в этот долгий взгляд. Это не взгляд торжествующего соперника на изуродованного комбрига Котова, это взгляд на Россию. И в нём всё просто, в этом взгляде, всё очевидно: «Начали вы с бандитизма, бандитизмом и кончите. Льёте вы кровь друг друга без соображения человеческого, вот и захлебнётесь в этой крови! И покуда вы внутренне останетесь зверьём и бандитами, покуда не станете друг для друга людьми, а вот как теперь будете продолжать считать друг друга мусором, который можно мочить в сортире, с которым можно без проблем и проволочек разобраться в подъезде, в подвале кэгэбэшном, да прямо тут же... в машине, – до тех пор нет и не будет вам исхода!»

Такой вот мастер-класс получается................................


P.S. Батюшки-светы, да что ж такое! Ни дня без Никиты.
http://besttoday.ru/subjects/513.html

Новая забава у кинохудожника, он теперь будет Никита-бесогон. Гордон – в Дон Кихоты, а Михалков – в бесогоны. Причём, тот и другой мимо: ну какой Дон Кихот из Гордона, когда он атеист? Да и с Никитой не лучше. Вопрос тут только риторически можно ставить, поскольку на самом деле это уже ответ: ну какой бесогон из человека, одержимого бесом?
Это не бесогон... это какой-то бесодув получается!



>>> все работы aвтора здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"