№5/1, май, 2009 - кого-то поздравим...

Мой язык понимают во всём мире
к 200 – летию со дня смерти Й.Гайдна (31 мая 1809г.)

« Никто, кроме Гайдна, не может одинаково хорошо шутить и потрясать, вызывать смех и растроганность» (В.А.Моцарт).
«Волшебство Гайдна заключается в том, что в его произведениях господствуют свобода и радость; у него нет скорби, траура, боли, тоски. Лишь 2 -3 раза он печален – в «Стабат Матер» и в 2-х адажио «Семи слов спасителя на кресте» (Стендаль,1814г.).
«Гайдн первый попытался вернуть музыке её изначальное назначение, освободив её от власти театра. В музыке Гайдна присутствуют все истинные признаки гениальности: темперамент, смысл, духовность, юмор, живость, сладость, сила, наконец, наивность и ирония. Это чистая музыка, лишённая театральности» (Гёте, 1826г.).
Й. Гайдн родился 31 марта 1732 г. в Рорау – небольшом селе в Нижней Австрии, недалеко от венгерской границы, в семье бедного каретника. Его отец ещё в молодости научился играть на арфе, и ежевечернее домашнее музицирование, несомненно, послужило толчком к музыкальному развитию мальчика. Подарок природы - необычайно красивый голос – определил его судьбу. Уже с шести лет он оказывается вне родительского дома и начинает петь в церковном хоре – сначала в маленьком городке Гайнсбурге, затем в соборе св. Стефана в Вене. Одновременно Йозеф осваивает игру на различных музыкальных инструментах, в том числе ударных, не потерявших для него привлекательность и в дальнейшем (знаменитая симфония «с ударом литавр»).
Со сменой голоса в 17 лет Гайдн покидает хор и становится свободным музыкантом. Следует десятилетие неопределенности положения и нужды: он зарабатывает себе на жизнь, сочиняя музыку для представлений, играет в маленьких оркестрах, которых было множество в Вене. В 1759 г. Гайдн находит, наконец, постоянную работу – становится музыкальным директором оркестра графа Морцина, а через два года по его рекомендации поступает на службу к князю Эстергази в Айзенштадт, город в 50-ти километрах от Вены.
В это же время, в 1760 г. Гайдн женится на одной из своих учениц, Анне-Марии Келлер, старше его на 4 года. Последующие поколения оценили её как Ксантиппу, вздорную жену гения, который, однако, стоически выдержал 40 лет брака до самой её смерти. Жили они, правда, большую часть жизни раздельно.
Подписанный в мае 1761г. договор с Паулем Антоном Эстергази в 15-ти параграфах определял права и обязанности вице-капельмейстера Гайдна, причём последних было значительно больше. Помимо чисто музыкальных (Гайдн должен был по заказу князя тотчас же сочинить любое произведение), на нем лежало множество административных и даже чисто хозяйственных обязанностей. Но не избалованного жизнью Гайдна это устраивало: он получал 400 гульденов в год, был на довольствии и в его распоряжении находился оркестр, позволяющий ему реализовывать все свои замыслы. В 1762г. умершего Пауля Антона сменил его брат Николай, прозванный за свою любовь к блеску и роскоши, по примеру Л.Медичи, «Великолепным». Началось строительство нового дворца, расширился состав оркестра, смягчились условия работы. В 1766 г. Гайдн становится главным капельмейстером.
Тридцатилетнее затворничество Гайдна, замкнутая, почти изолированная от музыкальной общественности жизнь имели и свои плюсы, являясь в какой – то степени источником его творческой индивидуальности и оригинальности. Сопровождая князя во время его кратковременных визитов в Вену, Гайдн старался использовать любую возможность посетить оперу или концерт, чтобы быть в курсе музыкальных новинок. Всё это время он много сочиняет – симфонии, оперы, квартеты, сонаты, духовную музыку – и понемногу становится известным не только у себя на родине, но и за рубежом. Уже в 1764г. печатаются его первые произведения в Париже (исполнение его симфоний начнется там только в 1779 г.), в 1781г. он устанавливает связи с Англией и Испанией. В этом же году он сочиняет шесть «русских» квартетов, впервые исполненных в резиденции Марии Фёдоровны – жены наследника русского престола Павла 1, которые находились с визитом в Вене. В 1785г. Гайдн выполняет заказ из испанского города Кадиса – пишет музыку к «Последним семи словам Иисуса на кресте», переработанную им впоследствии для хора и оркестра. В этом же году он становится членом масонской ложи и знакомится с Моцартом; масонами в то время в Австрии были практически все знаменитые люди (в их числе, как известно, и Моцарт). Император Иосиф признал орден и поставил его под защиту государства.
В 1790г. умирают один за другим император, жена Николая Эстергази и он сам. . Сына музыка не интересует, он распускает оркестр и певцов, Гайдн оказывается генералом без армии, то – есть фактически свободным, хотя формально он остаётся в распоряжении князя и обязан согласовывать с ним свой отпуск. Начинается десятилетие, когда Гайдн создаёт свои самые совершенные произведения, вошедшие в золотой фонд классики. Он переезжает в тихий дом на окраине Вены, но спокойно пожить не удаётся: известный антрепренёр из Лондона Саломон, находясь в Германии, узнал из газет о смерти князя и поспешил к Гайдну с заманчивым предложением – отправиться с концертами в Лондон. Гайдн подписывает договор, по которому он даст в Лондоне 20 концертов, в каждом из которых будет исполнено его новое произведение, напишет оперу и шесть симфоний; суммарный гонорар составит 1200 фунтов. 15 декабря Гайдн отбывает в Лондон. На уговоры друзей, в том числе Моцарта, воздержаться от столь далёкого путешествия хотя бы по причине незнания языка, Гайдн ответил: «Мой язык понимают во всём мире». Уже в марте 1791 г. Гайдн дирижирует своей первой Лондонской симфонией №93, чуть позднее - №94, с ударoм литавр („mit Paukenschlag“). Оксфордский университет присваивает ему звание почетного доктора, на его концерте среди слушателей – принц Уэльский.
Появление конкурента в лице его бывшего ученика Игнаца Плейеля заставляет Гайдна интенсифицировать сочинение симфоний. Перенапряжённый и утомлённый, он решает возвратиться в Вену и покидает Лондон в июне 1792 г. В Вене на короткое время его учеником становится прибывший из Бонна 22 –летний Бетховен. Восстановив силы, Гайдн в январе 1794 года снова отправляется в Англию. 12 намеченных концертов прошли с успехом, кульминацией явились его симфонии; последние три были исполнены в следующем году. Несмотря на уговоры всей королевской семьи остаться в Англии, в августе 1795 г. Гайдн возвратился в Вену. В 1797 г. он реализует свой замысел, возникший в Лондоне при слушании гимна «Боже, храни короля», и сочиняет императорский гимн, ставший много позднее, в 1922г., гимном Германии. В последние годы столетия Гайдн создаёт самые выдающиеся свои оратории – «Сотворение мира» и «Времена года», исполненные, соответственно, в 1798 и 1801 гг. В 1802 г. он начинает работу над новой ораторией «Страшный суд», но силы уже на исходе. Зато растут его слава, известность, почёт. Он избирается членом Королевской шведской Академии, почётным членом филармонических обществ Петербурга, Амстердама, Любляны, Парижской консерватории, становится почетным гражданином Вены и награждается Большой золотой медалью. Ранним утром 31 мая 1809 г. Гайдн умирает в занятой французами Вене. При занятии города Наполеон приказал поставить у дома Гайдна караул.
Старший из «Венских классиков», Гайдн уступает Моцарту и Бетховену по значимости и популярности своих произведений, по яркости и эмоциональности их воздействия на слушателя. Его музыкальное наследие огромно: 104 симфонии, 16 опер, 80 квартетов, 52 фортепьянные сонаты, обширная духовная музыка. Лишь небольшая часть этого множества фигурирует в концертных программах. В то же время трудно переоценить его влияние на всё последующее развитие музыки. Он – один из основоположников, отцов всех современных форм инструментальной музыки: симфоний, квартетов, сонат, и если существует композитор, который сделал классическую музыку такой, какой мы её знаем и понимаем сегодня, то это Гайдн. Без его усилий не было бы ни Бетховена, ни Брамса.

Александр Цейтлин

>>> все сочинения Александра Цейтлина здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"