Радостная весть пришла из Харькова. Города, который я покинул вот уже десять лет тому назад. Звонила Татьяна Турка, актриса Харьковского театра им. Шевченко, прославленного курбасовского «Березиля», на сцене которого в разные годы было поставлено шесть моих пьес.
Татьяна обращалась ко мне как руководитель созданной ею актерской антрепризы. Выбор ее и членов ее команды пал на мою пьесу «Любовные игры Сары и Элеоноры». Конечно же, я с радостью согласился. Ведь уже думал, что родной город , в котором я провел почти всю жизнь, позабыл о своем «сбежавшем» сыне и его пьесах.
То, что пьеса о великих примадоннах прошлого Саре Бернар и Элеоноре Дузе была выбрана в качестве первой работы нового театрального коллектива, порадовало меня еще и потому, что для меня это произведение было, если можно так сказать, знаковым в мой творческой судьбе.
За два дня до отъезда в Харьковском Оперном театре увидела свет рампы опера «Поэт» по нашему с режиссером А.Беляцким либретто, и ощущение того, что эта премьера для меня последняя не только в Харькове, но и вообще в жизни, добавляло горечи.
За спиной, отдаляясь с каждым километром, оставалось самое дорогое: книги, театры, друзья. Одним словом, оставалась Жизнь. А надвигалось с той же скоростью Неведомое. Неласковое, непривычное, чужое.
Утихомирить себя можно было только одним .Что сделано, то сделано, не грешно в моем возрасте и поставить точку. Буду жить, как говаривал наш университетский преподаватель, «травоядно-растительной жизнью».
Читать, путешествовать, возиться с внуками. Пора и отдохнуть.
Так поначалу оно и складывалось. Жили мы до обретения собственной квартиры в «хайме» (общежитии). Небольшой чистенький городок Фишах находился в самой гуще Баварского лесного заповедника и располагал к ежедневным многочасовым прогулкам. Но любование красотами природы, как известно, часто сопровождается и «шевелением мозгов» на всякие другие темы. Короче говоря, стала выстраиваться, как бы сама по себе, давно задуманная пьеса, которую я безуспешно старался написать в Харькове. И вот здесь, в «хайме», под несмолкаемый грохот магнитофонов, стараясь не слышать кухонной брани соседок и визга малышни, я стал выстукивать на своем стареньком «ундервуде» (все-таки захватил с собой, на всякий пожарный, орудие труда!) драматическую историю о жизни двух великих примадонн мирового театра Сары Бернар и Элеоноры Дузе. По завершении пьесы, прочел ее нашим «хаймовцам».
С того самого дня то, что оставалось в сизой ностальгической дымке прошлого, начало сливаться с происходящим сейчас, будто никакого разрыва, никакого резкого и непоправимого слома не произошло. Захотелось жить так, как жил раньше. Только так, а не иначе!
Пьесу «Любовные игры Сары и Элеоноры» я поставил в Аугсбурге в организованном мною театре «Lesedrama“. И понятно теперь, с какой радостью
Я слушал по телефону слова Татьяны об успехе премьерного спектакля.
Театр „Lesedrama“. Элеонора Дузе – арт. И. Бондарева, Жозеф - арт. Г.Горвиц
Актерская антреприза. Сара Бернар – арт. Т.Турка
Театр „Lesedrama“ - Cара Бернар – арт. В. Дубровская