Музей истории искусства, Вена
Валерий Койфман

Вена, раскинувшаяся на Дунае в ожерелье Венского леса, - город поэтов, музыкантов и художников. Вена притягательна особым шармом, превратившим столицу Австрии в настоящий рай для туристов и знатоков искусства, ибо сокровища Габсбургов - зрелище эффектное, и редко кто останется равнодушным к их изысканным прелестям.
Романтический дух Вены и сегодня сохраняет чарующую атмосферу старой Европы.
В самом центре Вены, на Рингштрассе, самой элегантной улице столицы, высится здание Музея истории искусства, знаменитого на весь мир восхитительным качеством своих художественных коллекций. Собственно, на Ринге - лишь главное здание Музея истории искусства, вобравшее большую часть собрания. Но немало великолепных вещей, принадлежащих музею, размещено еще в других дворцах Вены. Замок Амбрас под Инсбруком, некогда резиденция наместника Тироля, тоже содержит коллекции музея. Все эти сокровища копились не одним поколением Габсбургов.
Главное здание музея возводилось с 1871 по 1891 год. Автор проекта - известный немецкий зодчий Готфрид Земпер (1802-1879), как, впрочем, и аналогичного здания-близнеца соседнего Природно-исторического музея. В создании большого архитектурного ансамбля принимал участие австриец Карл Хазенауер (1833-1894), он и завершил этот грандиозный проект.
Оба здания строились одновременно в стиле итальянского Ренессанса, образуя единый парадно-мажорный комплекс с памятником императрице Марии Терезии в центре площади.
Архитекторы и заказчики при разработке интерьера музея не поскупились на редкие сорта мрамора, гранита, бронзу, обилие позолоты и изысканный декор залов музея. Особенно впечатляет парадная лестница с темными колоннами, украшенными золочеными капителями, и высоченным восьмигранным (октогональным) куполом с великолепной фреской в духе итальянского
Возрождения. Здесь изображены Леонардо, Рафаэль, Веронезе, Тициан, предвосхищающие парад шедевров в самих залах. Фрески в размещенных ниже двенадцати полукруглых люнетах тоже украшены портретами великих мастеров искусства. Промежутки между капителями колонн также заполнены росписями. Они принадлежат знаменитым австрийским художникам братьям Густаву и Эрнсту Климтам.
Торжественное открытие музея в новом здании состоялось 17 октября 1891 года. С этого момента многочисленные императорские собрания стали собственностью государства, перейдя в ведение Министерства науки и культуры Австрии.
Главное здание музея включает 91 зал, где размещены различные художественные собрания. Сюда входят египетские и античные коллекции, восточные древности, монеты, скульптура, ювелирные изделия, шпалеры, коллекция часов. Некоторая пестрота собрания объясняется вкусами и пристрастиями царствующих особ.
Коллекционирование произведений искусства начал еще в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, коллекция которого стала ядром сегодняшней картинной галереи. Будучи в середине XVII века наместником Нидерландов, Леопольд обогатил собрание Габсбургов бесценными шедеврами живописи XV-XVII веков.
Наиболее значительной частью коллекции Музея истории искусства является картинная галерея. Она считается одной из лучших в мире и включает в себя полотна западноевропейских художников XIV-XVIII веков исключительной ценности.
Галерея начинается на втором, главном этаже дворца, куда ведет парадная лестница. Зритель попадает в анфиладу огромных залов. Параллельно им идут небольшие боковые кабинеты, где находятся небольшие картины.
Музей избрал, в основном, принцип «широкой развески» полотен в один ряд со значительными интервалами. Тем самым выигрывает контакт зрителя с картиной, и ее удобнее рассматривать.
Самыми лучшими образцами представлена в Вене итальянская живопись. Это, прежде всего, искусство Раннего и Высокого Возрождения, поистине триумфального периода истории мировой культуры. Никогда еще не рождалось столько великих мастеров, никогда не совершалось столько «открытий» во всех областях искусства, как в эти столетия.
Достаточно назвать лишь некоторые громкие имена итальянских художников, великолепно представленных в Музее истории искусства: Пьетро Перуджино (ок. 1450-1523), Рафаэль Санти (1483-1520), Корреджо (ок. 1489/94-1534), Джованни Беллини (ок. 1430-1516), Джорджоне (ок. 1477-1510), Тициан Вечеллио (ок. 1488-1576), Паоло Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Микеланджело да Караваджо (1571-1610), Бернардо Беллотто (1721- 1780), Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) и другие.
Немецкое искусство периода Северного Возрождения тоже представлено в музее разнообразно, хотя по количеству и качеству уступает итальянскому. Его олицетворяют работы Альбрехта Дюрера (1471-1528), Лукаса Кранаха (1472-1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).
В Венской коллекции несколько превосходных картин великого испанского художника Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599-1660). Все они были присланы в Вену в дар от испанского двора для поддержки будущих династических браков и являлись портретами инфант и инфантов.
Богатый раздел нидерландского искусства XV–XVI вв. включает в себя, среди прочего, произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399/1400-1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440-1482), Ганса Мемлинга (ок. 1435-1494), Иеронима Босха (ок. 1450-1516), Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525-1569).
Вена располагает крупнейшей в мире коллекцией великого Питера Брейгеля Старшего, а зал
Брейгеля — один из самых популярных в музее. Среди работ П. Брейгеля в Вене «Битва Масленицы и Поста» (1559), «Игры детей» (1560) - портреты «человеческого муравейника» с его страстями и суетой. Совсем иная «Вавилонская башня» (1563) - символ человеческого высокомерия и неразумности. Единую серию пейзажей Брейгеля в музее составляют «Времена года»: «Возвращение стада» (1565), «Возвращение охотников» (1565) и другие. Несомненно, одними из лучших картин Брейгеля в галерее являются «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (1568), написанные в поздний период творчества мастера.
Фламандская живопись в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577-1640), Якоба Йорданса (1599-1641), Антониса ван Дейка (1599-1641). Самым ярким из них является Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Венскому музею принадлежит одно из лучших собраний шедевров блистательного Рубенса, а среди них блистательный пример аллегорической живописи - «Четыре части света» (около 1612-1614); громадный «Алтарь Святого Ильдефонсо» (1630-1632); удивительный «Портрет Елены Фоурмен» («Шубка», ок. 1638 года).
Примечательно в Венском музее полотно Давида Тенирса Младшего (1610-1690) «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе» (ок. 1651). Рассматривая эту картину, убеждаешься, что в состав коллекции эрцгерцога уже тогда входили работы таких знаменитых мастеров, как Тициан, Веронезе, Джорджоне, Рубенс и других.
Впечатляет раздел голландской живописи. В музее можно увидеть замечательный «Мужской портрет» (ок. 1654) Франса Хальса (ок.1585-1666). Вена обладает рядом первоклассных портретов и великого Рембрандта (1606-1669). Среди них поразительный «Портрет читающего Титуса» (ок. 1656) и «Большой автопортрет» (1652) – пожалуй, лучший из 60-ти автопортретов Рембрандта.
Среди художников, навсегда оставшихся в памяти благодарных потомков, непревзойденный Ян Вермер Дельфтский (1632-1675). Его картина «Мастерская художника» (ок. 1666), которая хранится в Вене, считается созданием зрелого художника в расцвете творческих сил.
Из-за недостатка места в статье перечислены, конечно, лишь некоторые имена крупных мастеров, представленных в музее. Но и названные имена позволяют утверждать, что картинная галерея Музея истории искусства в Вене - это огромные художественные ценности, зеркало достижений
творческого гения многих европейских школ.
Как известно, профиль собрания, в основе которого стали вкусы австрийского дома Габсбургов, сложился в основных чертах еще к 1800 году. Однако пополнение этой бесподобной коллекции продолжается и поныне.
В годы Второй мировой войны бомбы нанесли большой ущерб Музею истории искусства, разрушился и его купол, но экспонаты большей частью были вывезены и спрятаны еще в 1939 году. Когда в 1959 году началась новая жизнь музея, это стало праздником и для Австрии, и для всей послевоенной Европы.
Жизнь блистательного музея - это не только огромный поток любителей искусств, но и творческий труд его ученых. Все фонды подлежат кропотливому и всестороннему изучению, а также, в первую очередь, сохранению их в своем первозданном виде.
А для нас, сегодняшних зрителей, богатейшие венские сокровища остаются неиссякаемым источником радости и душевного восторга.






















Июнь 2007 года, Штутгарт.

>>> все работы Валерия Койфмана здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"