Из книги "Английская соль в кулинарии"
Александр Клячко

4. Кухня – вестибюль культуры.
«Невозможно доверять людям, у которых такая плохая кухня», – так заявил о британцах не кто-нибудь, а сам глава французского государства Жак Ширак. Подобную шуточку лидер французов позволил себе в адрес не только английской, но также и шотландской кухни. Более того, Ширак связал политические неудачи Франции в отношениях с этими странами с плохой кулинарией. Таким образом, президент Франции развил мысль Вольтера, который в своё время язвительно замечал, что у англичан 24 религиозные секты, но только один соус.
«Невозможно доверять людям, у которых такая плохая кухня», – да, именно так заявил Ширак о британцах в июле 2005 года в присутствии президента Путина и канцлера Шрёдера на праздновании 750-летия Калининграда. Заодно, мимоходом президент Франции помимо Британии «обласкал» ещё одну «коллегу» по Европейскому союзу, добавив: «Это вторая страна после Финляндии, где кормят хуже всего».
Произошло это как раз в преддверии встречи представителей стран «большой восьмёрки», которая должна была состояться в Шотландии.
Некоторые кулинарные замечания перед этой предстоящей встречей высказал и американский президент Джордж Буш, который в интервью газете Times отметил, что не будет есть на саммите телячий рубец с потрохами и приправами, традиционное шотландское блюдо.
Что это? Чистое политическое зубоскальство, или, тем не менее, высказывания, имеющие под собой некую основу?
Кулинария, конечно же, часть общечеловеческой культуры. Это не моё открытие и не Ширака с Бушем, и даже не Сальвадора Дали, в свою очередь, в том же ключе, высказавшемся о кухне американской.
В книге «Тайная жизнь» Дали так связал понятия кухни и культуры: «Американская кухня чудовищна и, заметьте, в странах, где национальная кухня ужасна, нет живописи. Ведь поварское искусство схоже с ремеслом художника... Но в США в поварском деле нет эстетического смысла. Там просто валят в кастрюлю необходимые компоненты». Считается, что он же сказал: «Если в стране нет хотя бы пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки».
Увы, я тоже буду подчас призывать вас всё «валить в кастрюлю...». Тем не менее, эти слова Дали – довольно точное замечание, хотя и не всеобъемлющее, и не являющееся константой. Можно его и расширить, сказав, что там, где не придают значения еде – нет не только живописи, но и большой культуры в принципе. Вернее, что кухня всегда соответствует общей культуре, в которую я в данном случае ввожу и религиозные представления.
Еда – это то, что необходимо всем и каждому, притом ежедневно. И, соответственно, еда – одна из основ проявления человеческого вкуса, фантазии, изыска, утончённости, богатства, разнообразия, то, вокруг чего, как вокруг костей нарастают эстетические понятия, традиции, ритуалы...
И если человеку, людям, народу безразлично что и как употреблять в пищу, если процесс приготовления еды для него – не есть творческий процесс, значит этот человек, этот народ, главным образом, принадлежат рациональному, техническому, «холодному», пуританскому началу и не сильно обогащён общей культурой. Или подсознательно сдерживает её расцвет. Или, в тот или иной исторический период времени её утерял. В силу войн, эпидемий, и других природных, или человеческих катаклизмов.
Не случайно, народы, в силу географических, природных условий, вынужденные ограничить себя в пиршественной роскоши, чья кухня не грешит разнообразием, я имею ввиду прежде всего северные народы, в том числе и упомянутые Финляндию и Шотландию, – и культуру нередко имеют соответственную. Живопись, музыку, литературу, поэзию... За исключением исторически обоснованных всплесков. И, конечно, не без исключений, которые мы видим в той же Англии.
Так нидерландская живопись расцвела в эпоху, когда Нидерланды вышли в мир, обогатили себя связями со многими странами, в том числе и экзотическими, когда из этих стран появились на нидерландских столах всякие диковинные продукты, когда специи и пряности стали хоть и дорогой, но повседневностью, когда нидерландцы вошли во вкус чаевания и кофепития, когда из Китая пришла красивая, украшающая стол, и, соответственно, весь процесс еды – фарфоровая посуда. И до этого своего золотого века, уже в тринадцатом «лучшие в Европе сукна, шерстяные ткани, кружева, оружие, ювелирные изделия создавались в Нидерландах». И «...торговые пути из Англии и стран Балтийского моря проходили через Нидерланды на юг восток и запад. Всё это способствовало блестящему расцвету хозяйственной жизни страны». Соответственно, возвысилась и культура еды.
А потом? Что мы видим в последующие века?
Гамсун, Мунк, даже кукольно-антиромантический Ибсен – ведь по сути, жёстко говоря, всё это не из области прекрасного, это не эстетика красивого, а скорее «нервические вскрики рационального по поводу того, что дошедший до северного далека джаз многосолнечной жаркой жизни выводит их из привычного равновесия».
Соответственно, так и питаться стали в Нидерландах.
Или Германия... С одной стороны кухонные дела интересуют германцев весьма, – поесть они мастера. И кухня немецкая не так уж и худа, особенно южная – не слишком разнообразна, проста и без изыска – это правда, но достигла своих высот, кое чем знаменита, причём всемирно... В определённой степени и в определённое время этому соответствует и культура: высочайшие философско-музыкальные взлёты, пики, парения (в основном, кстати, проявляли себя в этом представители южно-западно-немецких княжеств) на общем ровном, хотя, конечно, и не воробьинного полёта – фоне...
Сейчас в Европе модна японская кухня, все помешались на суши, сашими и иже с ними. Шматок риса на котором кусок рыбы или горсточка икринок... Просто, нежирно, изысканно, красиво, экзотично – подобно японской гравюре, но – невкусно. Также рельефна, графична, гравюрна и японская жизнь. Но – стеснена нехваткой пространства, объята постоянным страхом землетрясений, спеленута коконом закрытых традиций – потому для европейца непонятна, интересна, заманчива, но невкусна.
На зимней Олимпиаде в Турине не в шутку шутили, что хорошо выступить японским спортсменам может помешать итальянская кухня. Действительно, главный тренер сборной Японии жаловался, что «еда настолько прекрасна, что многие наши спортсмены просто не в сосотоянии устоять перед соблазном и набирают лишний вес».
В Гамбурге я иногда хожу в ресторан, где мой хороший знакомый афганец Мостафа работает метродотелем. Хозяин заведения по национальности – индус. Шеф-повар родом из Африки, официантки – немки, полячки, украинки... Но ресторан по закону рекламы и бизнеса назван – итальянским. Потому что итальянская кухня пользуется заслуженным признанием во всём мире. Как и культура, искусство.
Связь истории, культуры с кулинарией легко проследить по следам, оставленным в этой сфере жизнедеятельности всемирно известными людьми.
Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини. Мишель Монтень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блюда, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в национальную кулинарию внесли Александр Дюма-отец, великий Бальзак. Кантату о кофе сочинил Иоганн Себастьян Бах.
Кулинарное искусство как и любое другое, там где оно проявлялось ярко, – проходило через эпохи, стили, моды… Например, как и в архитектуре и в живописи, кулинария прошла через стиль, называемый историзм.
Благодаря поварам, которые начиная с конца восемнадцатого века начали давать своим новопридуманным шедеврам звучные имена, привлекая знаменитостей, как правило, из жизни уже ушедших, в свои покровители.
Замаринованная в пряном соусе селёдка «Бисмарк», суп «Мария-Антуанетта», который никогда не назывался так при французском дворе. Коктейль из водки, томатного сока, перца и ворчестерского соуса получил неуютное имя: «Кровавая Мери», потому что такими же кровавыми были и жизнь, и «имидж» Марии Тюдор, английской королевы, невольно давшей имя смешанному алкогольному напитку, особо рекомендованному для борьбы с утренним похмельем.
Торт «Малахов», состоящий из пропитанного ромом печенья и нежного сливочного крема, названный так в честь героя Крымской войны, торт «Захер», торт «Павлова», торт «Принц Евгений», пицца «Маргарита», бутерброд «Лорд Сэндвич»…
В основном, – в поименовании учавствовали развитые европейские страны. Прежде всего – в культурном отношении. Прежде всего – Франция, Италия.
Вот звучный пример.
Веницианский живописец Витторе Карпаччо скончался более чем за 400 лет до того, как его земляк Джузеппе Киприани, в 1950 году приготовил в своём ресторане для одной дамы, которая сама не знала чего хотела, тончайше нарезанную говядину с горчичным майонезом. Это не было его собственным изобретением. Но, будучи под сильным впечатлением от выставки полюбившегося ему Карпаччо, Джузеппе Киприани назвал именно в его честь это блюдо.
И ведь, действительно, звучит! Гордо, дорого, таинственно, поистине художественно: «А принесите-ка мне, уважаемый, ка-р-р-р-па-ч-ч-ч-о…»
Так что, простите, господа северяне, американцы и не только, но надо признать, что правы были кое в чём и Дали и Ширак и господин Буш-младший. Вообщем-то северяне и сами по этому поводу над собой улыбаются:
– Что это за ужасный вой, Холмс, собака Баскервилей?
– Нет, это сэра Генри кормят овсянкой...







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"