В Гамбурге его хорошо знают. Петербуржец Владимир Кетов, по специальности инженер-программист, по творческому потенциалу – поэт. Eго творческая стезя – авторская песня. С 1999 года он выступает перед русскоязычной публикой один-два раза в год, непременно одарив её несколькими новыми песнями. У него очень большой репертуар. Его песни разнообразны: смешные и грустные, дружелюбно ироничные и эпатирующе язвительные, добрые и яростные, но всегда умные, нужные слушателю и непременно обогащающие интелектуальным общением.
Во время выступления за ним необыкновенно интересно наблюдать. Владимир Кетов очень артистичен, причём артистичен органично, естественен без малейшей натянутости и фальши. Перед собравшейся на концерт публикой появляется среднего роста, крепкого (я бы сказал, спортивного) телосложения мужчина средних лет, спокойно, без суеты устанавливает электронный клавишный инструмент, проверяет работу микрофона и динамиков, снимает куртку, сосредотачивается. Теперь он готов к работе. Я не оговорился – к работе. Оказывается, что этот человек, только что улыбавшийся и перекидывавшийся шутками с пришедшими на концерт многочисленными знакомыми, намерен ближайшие полтора-два часа напряжённо и серьезно работать с публикой, демонстрируя ей выношенные сердцем и умом стихи и песни собственного сочинения. Изредка он исполняет пару песен Высоцкого или Галича, исполняет умело и уважительно, обязательно подчеркнув, что именно их он считает своими заочными учителями и наставниками. Но основной репертуар – текст и его музыкальное сопровождение – авторский.
В начале выступления он знакомит публику с историей, эстетическими и этическими принципами своего творчества. Не буду пересказывать: всё равно не получится так образно, ёмко и лапидарно. Особенно меня поразила его скрупулёзность в работе с текстом. Над многими текстами он работает очень долго, тщательно подбирая слова и рифмы. Есть такие, которые он счёл возможным предложить публике после десяти, пятнадцати и даже восемнадцати лет шлифовки. В Гамбурге пригодились знания, полученные в музыкальной десятилетке, – стал сочинять музыкальное сопровождение к стихам. Авторская песня – жанр, в котором работает Владимир Кетов уже десять лет, – требует не просто серьёзного отношения, но и большой самоотдачи. Иначе относиться к творчеству нельзя, да он по-другому и не умеет.
У Кетова приятный баритон, приближающийся по тембру к редко встречающемуся драматическому тенору. Несколькими словами предварив исполнение очередной песни, он продуманно подготавливает находящихся в зале людей к интеллектуальному сотрудничеству. Исполняя песню, он аккомпанирует себе. Его манера позволяет устранить барьер между исполнителем и публикой и без нажима располагает слушателей к сочувствию, сопереживанию представленным в песне событиям и персонажам. Пересказывать содержание его песен бессмысленно так же, как пытаться исполнить симфонию на губной гармошке, настолько они оригинальны. Без его голоса, музыки и, главное, без прецизионно выверенных слов и рифм они утрачивают свой блеск, гипнотичность и покоряющую слушателей остроту мысли. Некоторые его вещи – поистине маленькие шедевры. Назову особенно мне полюбившиеся: "Невесёлый марш", "Зеркало", "Баллада о биллиардном шаре", "Обустроечная, или Россия на троих".
В общем, приходите на его юбилейный концерт. Ловите возможность общения с интересным, удивительным, талантливым автором и исполнителем песен, и когда вам посчастливится побывать на выступлении Владимира Кетова, вы сможете оценить всю меру вашего везения.
Концерт, организованный Гамбургским интеграционным и культурным центром "ЛИРА", состоится 18.04.09 в 16 ч. 30 мин. в Volkshochschule (U-1 Farmsen; Berner Heerweg 183, Zimmer 202). Вход свободный.
Невесёлый марш Чеканить шаг как будто нет причины.
Наш полк разбит и торжествует враг.
Но чёрт возьми!.. я все-таки мужчина!
Невесело, но я чеканю шаг.
Свистит картечь и нет числа потерям,
Уже не слышно нашего ура.
Все меньше нас и мы уже не верим,
Что кто-нибудь дотянет до утра.
Уже встаёт измена за спиною,
Уже в меня стреляют со спины,
Но им не сладить так легко со мною,
С какой бы ни стреляли стороны!
Еще я жив - хотя б наполовину.
Бьёт по плечу разбитое ружье.
И я иду. Я распрямляю спину,
Хотя уже не чувствую её.
В который раз мне предлагают сдаться,
Улыбки жмут из ротовых щелей...
Кто вас учил так мерзко улыбаться?!
Я не хочу таких учителей!
Вот этот склон мне мог бы стать постелью -
Во мне так много лишнего свинца!
Но я не дам им повода к веселью
И я домарширую до конца.
Зеркало Жёлтый лампы круг,
Чёрный ночи мрак,
И движенье рук,
Словно тайный знак.
И, как черный маг,
Я в движеньях строг,
Словно каждый взмах
Приближает срок.
Головы наклон,
Побелевший шрам.
Говорят, что он
Придаёт мне шарм.
Если б это так,
Ты была б со мной,
Не душил бы мрак
Тишиной ночной.
Напряжённый взгляд,
Твёрдо сжатый рот,
Нет пути назад,
Только путь вперёд.
Ложный взмах руки,
И тотчас - ответ,
На мелу щеки
Ярко-красный след.
А в зеркальном дне
Там такая гладь,
Как в волшебном сне.
Можно лишь мечтать
О таком конце,
Что без слёз и сцен.
Только на лице
Ни аорт, ни вен.
Но коснулся стен
Золотистый знак,
Значит, будет день
И рассеет мрак.
Прекращай нытьё,
Побори дрожь,
Ты закончил бритьё
И еще живёшь.
* * *
Чем потрачено более слов
В разъяснение мысли и чувства,
Тем поэта скуднее улов -
Такова непреложность искусства.
Так, чтоб к цели скорее дойти,
Счёт вести не пытайся минутам.
Суть не в том, чтоб быстрее идти,
А чтоб двигаться верным маршрутом.
* * *
Бывает, и не так уж редко,
Что проживает человек,
Как растворимая таблетка,
Отпущенный природой век.
Он медленно, но верно тает,
Как у камина кубик льда.
И постепенно исчезает,
Не оставляя ни следа.
Ничто в пути его не тронет -
Ни восхваленье, ни хула.
И если он в воде не тонет,
То это вряд ли похвала.
Он не ликует, не страдает,
О слабых сердцем не болит,
Ни в ком огня не зажигает
И сам страстями не горит.
Соприкасаясь со средою,
Он растворяется в среде,
Нигде не встретившись с бедою
И не препятствуя беде.
Он ни за что не платит кровью...
И нам не скажут ничего
Ни цифры на его надгробье,
Ни имя бледное его.