Aбрам и Сарра - забытые русские святые?
Семен Глейзер

Святые гости
«…Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность, печаль…
Это икона. Она называется «Троица». Художник изобразил события, о которых говорилось в древних сказаниях… Что-то нужное людям, близкое и дорогое до сих пор влечет зрителей к этим добрым и молчаливым юношам, связанным общими мыслями и общими чувствами. В ту пору русские художники не писали людей… Они писали Бога, ангелов, святых… Было известно, как нужно писать ту или иную икону. Художник наперед знал, какие лица должны быть у разных святых, как они должны быть одеты, как должны стоять или сидеть, что держать в руках. Но это не настоящие художники. Это просто старательные мастера. Настоящий художник не может точь-в-точь повторить то, что сделал другой. Потому что настоящий художник не просто пишет лица, а всегда сам глубоко переживает то, что он пишет.
Рублев писал иконы, расписывал стены больших храмов…Иконы, от которых ждали чудес, в самом деле творили чудеса: глядя на них, Андрею Рублеву хотелось работать больше, лучше, говорить людям главное и дорогое. Андрей Рублев видел вражду, жестокость, измену. А писал добрую и тихую «Троицу»… Люди, жившие с ним, мечтали о счастливой жизни. Мечтали и верили, что придет время, когда русский народ будет жить дружной, единой семьей. Андрей Рублев рассказал в «Троице» о заветной мечте своего народа…» (Андрей Рублев. Троица. Цит. по: www.refcity.ru).
Вот как выглядит эта «заветная мечта» русского народа в исполнении Андрея Рублева:


Рис. 1. Андрей Рублев. Икона «Троица Ветхозаветная»

Андрей Рублев, знаменитый русский живописец, жил в период с 1360-70 годов по 1427 год в Москве. Он считается создателем так называемой московской школы иконописи, и прославился очевидным отходом от общепринятого тогда церковного канона иконописи.
Так вот, интересно: о чем, о какой такой мечте своего народа рассказал в своей знаменитой иконе Андрей Рублев?

Святые хозяева
Чтобы это понять, надо вникнуть в сюжет, изображенный на иконе «Троица»,
для чего нам придется прибегнуть к первоисточнику – к Библии. Возьмем издание Московской Патриархии от 1983 года. Там на странице 18 рассказывается о некотором эпизоде из Священной Истории. Некто Авраам, называемый своими соседями тогда еще Аврам-Еврей (Библия, стр. 15, Быт. 14:13), был очень стар. Вот он, изображен на одной старой иконе.


Рис. 2. Икона «Святой праотец Авраам»

«Авраам – одно из величайших библейских лиц. Вся древность, весь Восток наполнены воспоминаниями об Аврааме. Для иудея и магометанина, как и для христианина, он есть отец верующих… Память святого и праведного праотца Авраама празднуется церковью 9 октября» (Библейско - биографический словарь. СПб., 1849, стр. 35 и 43).
Стара была и жена Авраама по имени Сарра. И не было у них детей. И вот однажды пришли к ним трое путников. По обычаю гостеприимства тех мест путникам оказали всяческое внимание, накормили, напоили, обогрели. И, уже всем довольные гости, стали, наконец, расспрашивать хозяев, о том - о сем, о житье-бытье. Спросили они и о том, почему у хозяев нет в доме детей. Хозяйка Сарра объяснила, что раньше, дескать, не позаботились, а теперь уже и поздно, стары мы, мол, для этого дела стали. Ну, тут путники не на шутку задумались и говорят: будет еще у вас, люди добрые, ребенок. Сарра, услышав это, громко рассмеялась. Но путники не унимались: говорим мы тебе точно, не пройдет и года, как в доме твоем, глупая женщина, будет звучать детский смех… Но главное даже не это. Главное то, что от ребенка твоего произойдет впоследствии один великий народ! Вот как это было дословно предсказано:
«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Библия, стр. 18, Быт. 18:17).
Непонятно только, о каком это «великом народе» говорили путники? Только знатоки Библии знают всю «ужасную правду»: речь там шла о евреях.
История эта на все лады обыгрывалась русскими иконописцами, знавшими эту правду, но жившими и творившими в эпоху еще до Андрея Рублева. И писали они «Троицу Ветхозаветную» совсем по-другому.


Рис. 3. Икона «Троица Ветхозаветная». Троице-Сергиевский музей, около 1411 года (Из кн.: Московская икона Х1У – ХУП веков. Л., Аврора, 1988)

И ведь всё верно: на иконе пять персонажей, трое путников и двое хозяев. Но главное другое – все пятеро имеют нимбы святости над головой, и поначалу никак не понятно, кто из них гости, а кто – хозяева. По старой церковной традиции эта история истолковывается как визит трех ангелов к достопочтенной пожилой паре. Что и видно из наличия крыльев за спиной у некоторых персонажей.
Но нам важен вопрос святости. Кто из них, из этих пятерых, святее? Три ангела, или же, совсем наоборот, двое старых евреев, какие-то там Авраам и Сарра? Ведь нимбы святости над головами у всех пятерых практически одинаковы. Отметим, что здесь под ангелами церковная традиция подразумевает Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Творческий подвиг художника Андрея Рублева
Андрей Рублев был первым среди русских иконописцев, кто внес ясность в этот спорный вопрос: он решительно удалил «лишние детали» с полотна, то есть попросту убрал обоих старых евреев. Удалил хозяев, оставив за столом одних лишь гостей. Возникает вопрос: дорогие гости, не надоели ли вам хозяева? Определенно, надоели, понимаем мы это изменение в композиции и замысле иконы. И, потому засверкала икона новыми красками и идеями (см. рис. 1). Вот как их разъясняет современный учебник для вузов «Религия в истории и культуре» (М. «Культура и спорт», Изд. Объединение «Юнити», 1998, стр. 307).
«…Именно по заказу Сергия (Радонежского) Андрей Рублев сотворил свою гениальную икону «Троица», выразив в ней духовный идеал древнерусского человека – красоту гармоничной, «соборной» жизни. Отец Павел Флоренский, размышляя о рублевской «Троице», писал: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках… Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог»».
Как можно понять сказанное, гениальность Рублева состояла именно в исключении из божественного сюжета каких либо посторонних лиц – в данном случае двух старых евреев. Видимо еще и поэтому сам Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в качестве святого в 1988 году.
Чтобы выделить Троицу из числа других святых персонажей Библии, да еще в то время, требовалось большое мужество и смелость. Это был выход из старого канона, ставший началом нового канона. Что и делает поступок Андрея Рублева подвигом.

«Консерваторы» и «модернисты» в иконописи
Конечно, не сразу сюжет Троицы, состоящей только из трех персонажей, стал в русской иконописи основным. Долго еще живописцы писали Троицу так, как это было положено по достоверной древней традиции, а именно: три ангела и два старых еврея. Ведь так этот эпизод был описан в первоисточнике – в Библии. И в ХУШ веке, и позже некоторые художники всё еще старались сохранить объективность изображения священного сюжета. Вот, например, перед нами образцы таких икон.


Рис. 4. Икона «Троица Ветхозаветная»

Обратите внимание: над головами двух святых во втором ряду видны надписи – «Абраамъ» и «Сарра». Это люди. Трое же святых в первом ряду имеют крылья, это ангелы.
А вот другая, более поздняя работа: здесь Авраам, старый еврей с черной бородой, как и положено мужчине, сидит с гостями за столом, а Сарра, как и должно женщине – хозяйке дома, возится на кухне не заднем плане.


Рис. 5. Икона «Троица Ветхозаветная»

Однако, одно дело – писать икону достоверно, то есть в соответствии с первоисточником, библейским сюжетом, то есть оставаться «консерватором», но совсем другое – писать по «вдохновению», по собственному пониманию и ощущению, по «велению сердца», - стать «модернистом». И все последующие века «модернисты» наиболее часто пишут икону «Троица» именно по «вдохновению», в виде трех персонажей, так, как ее впервые понял, осознал и изобразил великий Андрей Рублев.

Кто изображен на иконе?
«Иконы (от греческого «изображение», «образ») – в христианской Церкви название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметами религиозного чествования. Эти образы возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому» (В.Колесникова. Краткая энциклопедия православия. М., Центрполиграф, 2003, стр. 183).
«Следует помнить, что икона не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы молимся не иконе, а перед иконой… Отличной подготовкой к молитве может стать пост» (Православный Календарь – 2000. СПб, «Невский проспект», 1999, стр. 55).
И изображаемый на иконах Авраам-Еврей есть святой, который и служит предметом религиозного поклонения для православного человека. Отличительной чертой каждого святого является нимб над головой – светящийся круг.
«Нимб есть изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям» (Н.Будур. Русские иконы. М., Олма-Пресс, 2003, стр. 35).
Поначалу, в эпоху раннего христианства, никаких икон не было. Почитание икон началось позднее, по мере расширения рядов христиан за счет бывших язычников, потребности которых и определили появление первых изображений небожителей. И в 787 году н.э. Седьмой Вселенский (Второй Никейский) собор церкви официально провозгласил икону «как истинное выражение христианской веры» (Колесникова, стр.30). О почитании икон писал известный русский философ и богослов Сергий Булгаков.
«Икона дает чувство осязательного присутствия Божия… Иконопись есть особая отрасль искусства символического. Но она есть и более чем искусство – она есть боговидение и боговедение» (Цит. по: Колесникова, стр. 185).
Это означает, что иконы с изображением святых Авраама и Сарры, есть также «боговидение» и «боговедение».

Еврейские праотцы – святые русской православной церкви
Краткая энциклопедия православия (В.С.Колесникова. М., Центрполиграф, 2003) разъясняет:
«Церковь всегда учила призывать святых с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом…» (стр. 116).
Тогда – кто такие святые люди? Вот ответ на этот вопрос.
«В ранней Церкви ветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки… признавались святыми изначально» (стр. 120), то есть по определению, без специального на то церковного постановления. Среди них на почетном месте главные действующие лица библейской истории: Авраам и Сарра, Исаак, Иаков-Израиль, Иосиф и его братья, Моисей и Аарон, Давид и Соломон, и другие. Хотя и признавались святыми все эти знаменитые древние евреи, но они там были, так сказать, с русской спецификой.
«Русский святой – не византийский святой и не сирийский; он и не латинский святой… Он именно русский. Этим мы хотим сказать, что он – сын особого народа, имеющего, как таковой, свое особое природное лицо и свой особый исторический путь, определенные его происхождением, его культурой и землей, на которой он живет» (Иеромонах Иоанн. Очерки по истории русской святости. Цит. по: Колесникова, стр.117).
«Особым народом» здесь понимается народ русский, а никак не еврейский, хотя каждый ветхозаветный святой в отдельности сам по себе и остается евреем. А поклонение святым в православии совсем не равно поклонению Богу, хотя и очень на то похоже.
«Мы поклоняемся им, потому что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетельными для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим» (Иоанн Дамаскин. Цит. по: Колесникова, стр. 116).
Это всё в полной мере относится и к супругам Аврааму и Сарре.

Революционное значение «Троицы» Рублева для русской истории
Несколько лет назад автору этих строк довелось делать доклад по данной теме в аудитории еврейской общины города Гамбурга. Кто-то из слушателей в конце лекции задал вопрос: как могла «Троица» Андрея Рублева, по сюжету своему рассказывающая всего лишь о малозначительном эпизоде древнееврейской истории, так вдохновить древнерусское общество, что в нем начался духовный подъем, и оно вскоре добилось полного освобождения от татарского ига. Какая тут может быть связь? Пришлось отвечать за Русскую Православную Церковь.
Икона «Троица» Андрея Рублева выносила на первый план не двух старых евреев и их гостей, как это было принято у русских иконописцев раньше, а ожидаемое пришествие в мир Спасителя, то есть Иисуса Христа, изображенного в виде одного из ангелов на иконе. Вот откуда идет «революционное обновление» в иконописи, начатое Андреем Рублевым. Он был первым, кто отделил Богов (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа) от людей (Авраама и Сарры), хотя бы и святых людей. А уже Спаситель человечества стал одновременно символизировать собой и конкретного Спасителя Руси, все того же Иисуса Христа, обещавшего ей скорое освобождение от греха, насилия, всего плохого, включая зависимость от татар, и «жизнь вечную». Оттуда и пошло возрождение русской духовности, приведшее, в конце концов, и к полному освобождению Руси от татарского ига.

Новый канон в церковной иконописи победил. Троицу на иконах со времени Андрея Рублева стали изображать именно в виде трех персонажей – трех ангелов. Да так часто, что уже и позабыли о существовании где-то на заднем плане Священной Истории двух древних евреев, тоже святых участников тех событий, – Авраама и Сарры.







О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"