№8/2, август, 2009 - Страницы истории

Когда Христос был ребенком
Владимир Эйснер

Продолжение. Начало в предыдущем номере

После сражения при Араусио в Риме поднялась паника. Ещё бы! Толпы не знающих военного строя варваров неизменно побеждали в боях. Снова, как сто десять лет назад, сенат Рима объявил: «Отечество в опасности!». (В 216 году до нашей эры три брата из Карфагена Ганнибал, Гасдрубал и Магон бен Барка с большим войском перешли Альпы, разбили латинян при Каннах и двинулись на Рим.)
В 104 году сенат в пятый раз, вопреки всем правилам, назначил ветерана Гая Мария (Gaius Marius) консулом и главнокомандующим над войсками Республики. Марий твёрдой рукой реорганизовал армию: ввёл всеобщую воинскую обязанность и постоянное профессиональное войско. Отныне служба в армии стала для граждан Римской республики «делом чести, делом доблести и геройства». Реформы Мария продержались 500 лет, определив всю дальнейшую военную тактику римлян.
Тевтоны и амброны двинулись на север, очевидно, намереваясь таким путём вернуться на родину, но бельгийские племена, объединившись в союз, не пропустили их через свою территорию и «бродяги» повернули на юг. Конная разведка Гая Мария обнаружила их недалеко от Maccилии (Марселя). Германцы двигались вдоль берега моря в сторону Италии. Вместе с ними шло галльское племя тигуринов.
Римское войско расположилось на холмах и наблюдало, как могучим потоком шесть дней подряд двигались мимо них телеги германцев и галлов.
«Римляне! Мы идём в Италию! Скажите, передать ли вашим женам привет от их храбрых мужей?» - подобными и более грубыми насмешками осыпали германцы римлян. Марий видел растущее негодование своих бойцов, но знака к сражению не давал: злее будут. Он лишь перемещал свои легионы от холма к холму, следуя за толпами врагов и выбирая для нападения удобное время и место.
Однажды вечером задиристые юноши амбронов спустились к реке «коней напувать» и устроили там драку с римскими коноводами. Стычка переросла в настоящее сражение, германцы были отброшены в свой вагенбург и лишь наступавшая темнота развела врагов. Этой ночью Марий приказал коннице зайти германцам в тыл и в двухдневном бою при Шести Источниках, Аквэ Секстиэ (Aquae Sextiae) уничтожил оба германских племени. Тигурины разбежались.
Около 90 тысяч «варваров» погибло на поле боя, 20 тысяч было пленено и продано в рабство, женщины, героически защищавшие своих детей у вагенбурга, были убиты на месте, попавшие в плен девушки ночью покончили с собой...
В плен попал и вождь тевтонов Тевтобод (Teutobodus), воин огромного роста, перепрыгиваший (с шестом) через шесть поставленных рядом коней.
(Надо сказать, что римляне специально охотились за вождями, выделяя для этого отдельный конный отряд.)

В следующем, 101 году до нашей эры, Гай Марий вывел своё войско навстречу кимврам, которые до этого успели побывать в Испании, опустошили побережье Бискайи и северо-запад Галлии, но отбитые белгами, повернули на юг, опять перешли через Альпы и летом 101 года двигались долиной реки По, гоня перед собой гарнизоны римских крепостей и остатки войск коллеги Мария, второго римского консула Лютация Катулла (Gaius Lutatius Catullus), который был отправлен сенатом с целью заступить кимврам дороги через перевалы, но опоздал, а в сражении был разбит.
Увидев перед собой войско Гая Мария, вождь кимвров Бойорикс „mit wenigen Begleitern“ прибыл в лагерь римского полководца, чтобы определить место и время будущего сражения за долину реки По.
Марий чрезвычайно удивился и поначалу велел ответить наглому кимвру, что римляне не имеют обыкновения советоваться с врагами, но затем всё же выехал навстречу Бойориксу. Было решено сразиться через три дня у местечка Верцеллы (Vercellae или Vercellä).
Опытный римлянин перехитрил простодушного вождя варваров. Чтобы выйти к месту сражения, римскому войску требовалось меньше часа, германцам же - три часа. Марий расположил свои легионы на высотах таким образом, чтобы солнце светило кимврам в глаза, а ветер дул им в лицо. К тому же стояла необычайная, непривычная для германцев жара. Марий учёл и это.
Войска сошлись в полдень 30 июля 101 года до н.э. Марий обрушился на германцев со склонов холмов, а Катулл зашёл им в тыл.
Уже через три часа толпы варваров были разбиты и рассеяны, и конница римлян преследовала бегущих.
140 тысяч кимвров пали на поле боя, среди них вожди Бойорикс и Лугио (Boiorix und Lugio), 60 тысяч попали в плен и проданы в рабство. Женщины, прикованные цепями к своим повозкам, убиты у вагенбурга. Последние защитники женщин, злобные пастушьи собаки, изрублены на куски. Пленные девушки ночью покончили с собой, проткнув себе шейные артерии заостренными палочками священного дерева дуба...

***

После сообщения о разгроме кимвров и тевтонов и присвоению Гаю Марию титула «Спаситель отечества и третий основатель города Рима», римские историки целых полвека молчат о своих северных соседях.
Я тоже воспользуюсь этим перерывом, чтобы сообщить читателю сведения о быте, верованиях и культуре наших далёких предков, ибо германцы уже не сходят со страниц мировой истории.

Глава четвертая

Резигиозные верования германцев

Германцы - индоевропейский народ, который, переселившись в незапамятные времена в Европу, принес из своей азиатской прародины и свои представления об устройстве мира, похожие на «преданья старины глубокой» других индоевропейцев.
Мифология германцев повествует о добрых богах Света и ужасных демонах Мрака, отделяет обладающих сверхъестественной силой великанов, воплотивших в себе стихийные силы природы, от карликов и гномов, тихо, но неустанно работающих в глубинах гор.
Тацит в своей книге «Germania» сообщает, что германцы поклонялись богу Туисто или Теуто и его сыну Манну. Манн имел трёх сыновей: Ингуо, Истуо и Гермино, по имени которых германцы, жившие у моря, назывались «ингевоны», обитавшие в глубине страны – «герминоны», а все остальные звались «истевоны». Эти три ветви потомков Манна, якобы, и дали начало всем германским племенам. Немецкий писатель–историк Густав Фрейтаг (Gustav Freytag 1816-1895) в своем объёмистом труде „Bilder aus deutschen Vergangenheit“ пишет: „...Noch heute füllen die drei alten Familien des Ingo, Isto, Hermin das deutsche Gebiet zwischen Elbe und Rhein, als Sachsen, Franken und Schwaben-Alemannen...“ Но из-за пристрастия Тацита сравнивать римских богов и древнегреческих героев с богами варваров и проводить меду ними параллели и тождества, порой трудно отделить зёрна от плевел, так что лучше обратиться к «Эдде», сборнику северогерманских сказаний, записанных в Исландии.
(«Старшая» или «Стихотворная Эдда», дошедшая до нас в рукописи XIII века, содержит саги о богах и героях, записанные в промежутке с VIII по XI век).

Согласно этому письменному источнику, самым могущественным богом германцев был Водан (у северогерманцев - Один), Господин Неба, (der Gottesvater) мощь которого открывается смертным во время грозы, урагана или нестерпимой жары. Он же является над полями сражений в сопровождении дев битвы – валькирий.

         

Души павших на поле брани героев прекрасные валькирии уносят в Валгаллу - место радости и успокоения, где воины оживают, излечиваются от ран и продолжают меряться силой в военных упражнениях, складывать песни и совершать ратные подвиги, как это подобает мужчине.

     

Широкополая шляпа из грозовых облаков затеняет лик Водана, скрывая отсутствие одного глаза. Ибо одно солнце в небе,- один глаз у «отца богов». Второй глаз он отдал великану Мимиру, охранявшему Источник Мудрости, чтобы колосс позволил ему напиться и познать тайны мира. С тех пор второй глаз Водана покоится в морской пучине, но Мрак не властен над Светом, и каждый может увидеть сверкающий в воде глаз бога, если в хорошую погоду встанет на берегу моря лицом к солнцу.
На плече Водана сидят два ворона, Гугин и Мунин, «Размышление» и «Воспоминание», они сообщают ему обо всём, что происходит в мире, а у его ног лежат два огромных волкодава.
На поле битвы от выезжает на восьминогом коне Слейпнире, облачённый в золотой шлем и золотой панцырь, потрясая волшебным копьём Гунгниром, которое никогда не выпускает из руки.
Во время осенней непогоды он любит выезжать на охоту и тогда люди слышат неистовый лай собак, топот коней, удары бичей и громогласное «ура!» сопровождающей его свиты. Как штормовой ветер проносится Водан на могучем Слейпнире по полям и лесам и горе тому, кто окажется на пути!
Уже не один путник был захвачен ужасным вихрем, поднят в облака и затем спущен на землю в чужой стороне.
Иногда люди замечают в поле отбившегося от небесной своры скулящего щенка невиданной породы, приручить которого может только тот, кто «слово знает». Но приходит время, возвращается штормовой ветер и с ним «дикая охота Водана» и собака исчезает, оставляя в недоумении своего земного хозяина.
Не уступает по силе своему отцу Водану и его сын Донар (у северогерманцев Тор, Thor), огненнобородый и огненноволосый бог грома и молнии со шрамом на черепе, ещё больше похожий на римского Юпитера, чем его отец. Бросая тяжкий каменный молот Мьёлнир (Miölnir), что буквально означает «перемалывающий», он всегда побеждает своих врагов, небесных великанов, и поэтому Тацит часто сравнивает Донара с Геркулесом.
Третьим из самых могущественных богов германцы считали бога Цио (у северогерманцев Тир, Tyr), бога войны и сражений. Второе имя его Сакснот (Saxnot) и Тацит отождествляет его с римским богом войны Марсом.
Сакснот могуч, но однорук. Когда небожители победили носителя мирового зла, громадного волка Фенрира, (Fenrir) то связать и заковать его в цепи смогли лишь после того, как Сакснот пожертвовал одной рукой, заткнув волку пасть. Это значит, что во время войны Сакснот может дать победу только одной стороне.
Саксы, многочисленное германское племя, потомки которого здравствуют и сегодня, считали что происходят от бога Сакснота и даже своё главное оружие, двухлезвенный топор на длинной рукояти, называли «сакс».
Король франков, Карл Великий, (747 – 814) тридцать четыре года воевал с непокорными язычниками-саксами, не желавшим принимать христианство. «Смерть или крещение!» таков был лозунг священников, сопровождавших войска короля. И новоиспечённый христианин, кося глазом на меч в руках палача, произносил следующую формулу: «Отрекаюсь от Водана, Донара и Сакснота со всей их свитой».
Почитали германцы и женские божества. Особым почтением пользовалась Фригг (Frigg, die Göttermutter), похожее на римскую Юнону божество, и Фрейя (Freya, die Göttin der Liebe), богиня любви.
Берхта (Berchta) считалась помощницей женщин в их ежедневной работе по дому и в поле, Идуна (Iduna) была богиней детей и юношества, Астарта или Остара (Ostara) – богиней весны и пробуждения природы. (Вспомним праздник Пасхи и немецкое слово „Ostern“).
Поворот солнца к лету (по христианскому летосчилению 21 декабря) отмечали празднованиями в честь бога Фро или Фрейра (Fro oder Freyr) восседающего на вепре с золотой щетиной, а в праздник летнего солнцестояния 23 июня , так называемый „Julfest“ (от „jul“, солнечное колесо, юла), чествовали светлого и чистого бога Балдера или Бальдура (Balder). Уже через день праздник сменялся плачем, - бог мрака, Хёдер (Höder) по навету злого и мстительного Локи, (Loki), весьма похожего на христианского дьявола, убил светлого бога и отныне день пойдёт на убыль, пока Фрейр не воскресит Бальдера и он опять станет изливать на людей тепло и свет, с каждым днём прибывая в силе.
Германцы верили что «солнечное колесо», изображаемое свастикой, не перестанет вращаться и в «сумерки богов» (Götterdämmerung), когда Асы (Die Assen), главные боги, будут побеждены демонами Мрака, поскольку и боги покрыли себя грехами, а всякий грех, по представлениям наших предков, требует возмездия.
Все три главных бога германцев имеют физические недостатки: Водан одноглазый, Цио однорукий, голова Донара обезображена шрамом. Это сильно отличает их от красивых и статных римских богов и показывает, что германцы ценили храбрость, мужество и умение жертвовать малым во имя большего выше красоты, предпочитали этическое эстетическому, как сказали бы мы сейчас.
Кроме Асов, главных богов, Германцы почитали ещё множество „Halbgötter“, полубогов женского и мужского пола и каждая роща, лес, река, ручей или озеро имели своего бога или духа-покровителя.
За неимением места я сообщил лишь самые общие сведения о религиозных представлениях древних германцев. На самом деле эти верования много разнообразней, они красочны и поэтичны. Германцы считали, что боги большие мастера менять свой облик. Водан, например, является людям как воин, нищий и перевозчик-паромщик, а коварный Локи может вообще принимать любое обличье. Боги никогда не появляются без «Gefolge», свиты, иерархия и «внутрисвитские» отношения в которой - тема отдельного очерка. Поэтому я отсылаю любознательного читателя к списку литературы по истории древних германцев и желаю ему увлекательного чтения-путешествия.

Глава пятая. Германцы у себя дома.

В представлении римского обывателя германцы были «feri», дикарями, не знающими ткачества, хлебопашества и кузнечного ремесла. Они питаются, якобы, только мясом, молоком и дикими фруктами и если бы не их речь, хоть непонятная, нечленораздельная, но всё же человеческая, они мало чем отличались бы от животных.
Греческий купец Пифей из Масиллии, (я говорил о нем в самом начале этого повествования) настоящий Одиссей своего времени, писал о гутонах, обитателях берегов «грозноприбойного моря мрака» на севере Европы, что они обмолачивают рожь и ячмень не прямо на поле, как это принято в Греции, а стрoят для этого специальные помещения – «молотильни». А тевтоны торгуют солнечным камнем электроном, (янтарём) который помогает от падучей болезни, а железо находят в болотах.
Целых двести лет Пифея считали выдумщиком и лгуном, пока, наконец, в римский сенат не прибыли послы от кимвров с просьбой указать им место для поселения в Италии и ссудить их „Saatgut“, семенами для посева.
Тацит пишет, что основной пищей германцев наряду смясом и молоком являются хлеб и каша.
Знали германцы и металлы, в том числе и железо но они не были искусными кузнецами - металлургамии, может быть, вследствие трудностей обработки железных криц, выплавленных из болотной руды.
Германцы предпочитали покупать или выменивать железные изделия у кельтов, своих соседей, достигших гораздо более высокого уровня в обработке металлов. Считается, что даже слово „Ger“ – „копьё с железным наконечником“, древние германцы позаимствовали у кельтов.
Впрочем, этимологический словарь немецкого языка Клюге и Гётце находит корень этого слова во многих индоевропейских языках, а на древнегреческом оно означало просто пастушеский посох.
Воины-германцы были не только великими мастерами в обращении с этим простым оружием, но и гордились им настолько, что и «отца богов», Водана, изображали с копьём в руке, и детям своим часто давали имена, производные от «гер».
Макс Готтшальд в своей книге „Die deutschen Personennamen“, в рубрике „Waffennamen“ приводит такие примеры: Gerbert, Gerberich, Gerbote, Gerpott, Gerhard, Gierhard, Gerth, Gierth, Gerhoh, Gerlach, Geremar, Gernand, Gernot, Gerwald, Gerwin, Gerold, Gerwulf, Grolf и др.
Письменности как таковой древние германцы не знали, но их жрецы пользовались для гадания буковыми палочками, на которых были вырезаны тайные знаки - «руны». Всего рун было 24 и после контактов с римской цивилизацией, германцы начинают использовать руны для передачи письменных сообщений и для счёта. На севере Европы и юге Скандинавии найдены наскальные письмена, (в одной только Швеции обнаружено до 2000 рунических надписей) выполненные руническим алфавитом, а в инвентаре германских захоронений встречаются вещи с выцарапанными на них рунами. Это позволяет сделать вывод, что рунический алфавит, так называемый «футарк», просуществовал более тысячи лет, вплоть до принятия христианства последними язычниками Европы, предками нынешних исландцев, норвежцев и шведов в IX – XI веках н. э.
Первое германское слово записал около 200 года до н. э. древнеримский поэт Энний (Энней). Оно звучит: „Ambaktus“, (человек из свиты вождя). От этого слова, как считают германисты, произошли современные „Amt, Beamter, amtlich“.
Вот откуда ведёт свои корни неистребимое чиновничье племя!
Латиняне были в большинстве своём смуглыми брюнетами среднего роста хорошо и пропорционально сложенными. Их удивлял уже сам внешний вид германцев, высокорослых, светловолосых и белокожих людей «с упрямым взглядом голубых глаз». Римляне были чрезвычайно суеверными людьми, (Гай Марий, например, всюду возил с собой в специальной закрытой повозке сирийскую гадалку и не принимал важных решений без её предсказаний.) и считали голубоглазость признаком колдовской силы. Так что многократные победы кимвро-тевтонских варваров над регулярными войсками Республики приписывались, в немалой степени, колдовству.

К началу нашей эры германцы, за исключением хаттов и маркоманнов, не имели укреплённых городов. Жили они в хижинах из грубо отёсанных брёвен; наскоро построенные эти жилища было не жаль покинуть в случае необходимости или даже сжечь, чтобы не достались врагу. Они откровенно насмехались над римлянами, которые живут не на земле-кормилице, а ведут недостойное человека существование в душных и грязных каменных городах.
Тацит пишет, что пробудившись ото сна, часто уже поздним утром, германцы идут умыватся или купаются в реке. Умывшись, садятся к утренней трапезе, и за столом у каждого своё место. Позавтракав, занимаются каждый своим делом, некоторые же просто слоняются по селению, повсюду окликая друзей и знакомых, отвлекая их от привычных занятий, но по виду этих «гуляк» не скажешь, что они страдают от угрызений совести. Они всегда при оружии, вспыльчивы и свонравны, нередки у них ссоры и драки, когда выпьют своего напитка из перебродившего ячменя. А поскольку они всегда при оружии, то редко такая драка заканчивается синяком или кровоподтёком, но больше увечьем или убийством. Часты и случаи примирения бывших врагов. Это приветствуется громкими возгласами «ура!» и обильными возлияниями. Они мастера высмеивать и вышучивать друг друга, и никому не возбраняется сказать своё мнение на общем собрании, «тинге»
Одеваются германцы крайне просто. Мужчины носят тесно прилегающие штаны из выделанных шкур или льняной ткани, а торс покрывают накидкой из меха, руки, живот и шея при этом остаются открытыми как зимой, так и летом. Лишь в сильные морозы они носят шубы из овчины, богато украшенные кусочками разноцветного меха.
Женщины же носят простое льняное платье-накидку без рукавов, так что руки, шея и верхняя часть груди остаются открытыми.
Далее Тацит продолжает: «семейный союз у германцев высоко почитается и нравы их выше всяческой похвалы. Они почти единственные их чужих народов, которые довольствуются одной женой.
Приданное приносит не невеста жениху, но жених невесте. Родители и родственники присутствуют при передаче брачных даров, рассматривают и оценивают их. И дары эти вовсе не предназначены для украшения или развлечения юной супруги, но чаще это объезженная лошадь или щит с мечом и копьем для защиты домашнего очага и передачи потомству.
И невеста дарит жениху оружие. Свадебные дары считаются священными, часто передаются от из поколения в поколение и боги- покровители брачного союза такой обмен дарами весьма приветствуют.
И в мирное и в военное время жена считается союзницей и помощницей мужу. Она запрягает волов для пашни в дни мира, она же подводит мужу осёдланную лошадь в дни войны. Германцы считают, что в женщине сокрыта тайна, их жёны часто пророчествуют, мужья прислушиваются к мнению своих жен, а князья к предсказаниям пророчиц. (Замечу в скобках, что пророчицы советовали вождю кимвров не начинать сражения с Гаем Марием раньше новолуния, Но самоуверенный Бойорикс презрел их предсказанья.)
Ограничивать количество детей в браке или убивать младенцев у германцев считается преступлением и грехом, ибо дети – дар богов.
Мать, даже жена короля, всегда выкармливает детей своей грудью и понятия о кормилицах германцы не имеют. Они поздно вступают в брак и всю нерастраченную силу юности отдают друг другу.
В их детях, как в зеркале, отражаются сила, крепость и красота их родителей.
Германцы считают, что боги дают человеку одну жизнь, одно тело, одного супруга.
Если жена изменит мужу, то он имеет право, раздеть её догола, состричь волосы и с громкой бранью выгнать на улицу. Измена считается у них бесчестием, и будь она хоть женой короля, второго мужа ей не найти.»

Глава шестая как продолжение главы пятой.

Тут уместно заметить, что о мужской измене Тацит умалчивает, очевидно, германцы к такому поступку относились снисходительно. Вообще же историки считают что Тацит, в отличие от других древних авторов, того же Цезаря, например, идеализирует жизнь германцев. Тацит, сын знатных и богатых родителей и государственный служащий высокого ранга, (квестор, претор и консул, женатый на дочери консула Агриколы, завоевателя Британии), видел ужасающее падение нравов в вверхней прослойке римской аристократии и, описывая простую жизнь варваров, хотел таким путём вернуть современное ему римское общество на путь уважения к труду и семейному очагу, как было во времена Катона Старшего, который закончив войну с галлами, отказался от почестей в Риме, но поспешил домой и «возложил руки на плуг».

Далее Тацит пишет, что германцы знают лишь один вид представлений: танец с мечом. Юноши, которым игра в радость, исполняют его нагишом в торжественные и праздничные дни. Похвала старейшин и одобрительные возгласы зрителей служат им в этом наградой.
Германцы любят играть в кости, причём предаются этой пагубной страсти с таким азартом, что часто ставят на кон жизнь и свободу. Проигравший становится собственностью выигравшего и тот волен продать его в рабство, что зачастую и происходит. Это называется у них верность слову.
Германцы сами не начинают войну (тут Тацит, увы, неточен) но и не избегают сражений, если на них нападут.
В бой мужчины идут рядом с отцами и братьями, родственниками по роду и племени, где все знают друг друга. Этим объясняется их необычайное мужество и стойкость в бою: никто не хочет показать себя трусом или малодушным на глазах родных и друзей. Павших и тяжелораненых стараются они вынести с поля боя, получить удар в спину считается позором, равно как и потерять щит.
(Ко времени восстания Спартака,- 73 год до н. э.,- попавшие в плен и проданные в рабство мальчики и подростки кимвров и тевтонов стали взрослыми мужчинами и составили костяк повстанческой армии. В последнем бою Спартака с Крассом все германцы пали вокруг своего предводителя и все – со смертельными ранами в груди...)
...Женщины их - искусные травознайки и знахарки, умеющие врачевать переломы и тяжёлые ранения. В бою они ставят свои телеги позади последней линии воинов и подбадривают своих мужей громкими возгласами и пением героических песен, а дети их стучат палками по крышам обтянутых кожей повозок, чтобы привлечь внимание богов.
Главным оружием германцев является вовсе не копьё, хотя и владеют они им мастерски, а обоюдоострый меч и щит, которым прикрывают обнажённый торс. Железных доспехов и панцырей не знают, лишь некоторые вожди носят пластинчатый доспех из бычьей кожи и железные или бронзовые шлемы.
Сражение начинают пращники, затем копейщики мечут во врага лёгкие дротики – „framea“, (от „fram“ – вперёд. Это слово сохранилось в норвежском языке, и Фритьоф Нансен, уходя в плавание к Северному Полюсу, назвал свой корабль „Fram“).
За копейщиками стоят толпы воинов, выстроившиеся в несколько треугольников или клиньев. В острие клина стоят самые опытные и сильные воины, они и прошибают строй противника, нередко жертвуя жизнью.
Первый удар германцев очень силён, но если он не принёс успеха, они, выстроившись в плотную фалангу, медленно отходят, подбирая своих убитых и раненых. Но такое отступление – лишь военная хитрость. Стоит противнику устремиться вслед и тем самым расстроить свои ряды, как они стремительно бросаются вперёд и этот второй удар зачастую приносит им победу.
Предводители их всегда бьются в первом ряду и считается позором для вождя, если простой воин превзойдёт его в храбрости. Как и для воина считается позором не пасть рядом с вождём и вернуться с поля боя живым, если вождь погиб.
Единоборство с более слабым противником так же почитается за бесчестье.
(Когда в 88 году до н. э. власть в Риме захватил «голубоглазый изверг» Сулла, (Lucius Cornelius Sulla 138-78 до н. э.) он объявил своего политического и военного противника, Гая Мария, врагом республики и внёс его имя в проскрипции, - списки подлежащих уничтожению людей.
Отныне никто под страхом смерти не смел предоставить Марию, бывшему «спасителю отечества и третьему основателю города Рима», кров и пищу, но должен был убить его или выдать новым властям.
Всеми покинутый Гай Марий, к тому времени уже пожилой человек, под покровом ночи бежал на берег моря в надежде найти судно, которое перевезло бы его в Африку. Хозяин виллы, в которой он остановился отдохнуть, узнал его и в соответствии с указом должен был, или убить Мария, или сообщить о нём рыскавшим повсюду солдатам Суллы.
Но ни хозяин виллы, римский аристократ, ни сыновья его, памятуя о заслугах Мария перед Римом, не смогли пойти на убийство или предательство.
Тогда позвали хромого раба-кимвра, который израненым попал в плен при Верцеллах, обяснили, что перед ним полководец Гай Марий, тринадцать лет назад уничтоживший весь народ кимвров, дали в руку меч и предложили «отомстить». Однако рослый и сильный варвар, смерив взглядом тщедушного старика, отказался от поединка, обяснив, что Марий свою победу добыл на поле боя по воле богов, а биться со слабейшим противником – позор для кимвра.
Удивительно, но хозяин не наказал строптивого раба, а велел ему найти корабельщика, который перевез бы опасного гостя в Сицилию, что кимвр и выполнил.
Из Сицилии Гай Марий перебрался в Африку, собрал там войско, через год вернулся и, пользуясь отсутствием Суллы, (он в это время воевал в Малой Азии с Митридатом Понтийским) взял Рим приступом и залил город кровью. Для расправы над сторонниками своего врага Марий выделил особый отряд из 400 рабов, которым была обещана свобода и земельные участки в Италии. Эти люди учинили в Риме столько убийств и наделали такого непотребства, что Марий ужаснулся и велел перебить весь отряд. И ночью легионеры его личной охраны зарезали своих спящих товарищей...)
Но вернёмся к книге Публия Корнелия Тацита «Germania“.
«В повседневной жизни своей германцы чрезвычайно гостеприимны. Гость считается посланником богов и кто не предоставит гостю пищи и крова навлекает бесчестье на весь свой род. Если в одном жилище заканчиваются припасы, гостя ведут в соседнее и там его встречают с такой же радостью, как и в первом.
В дополнение к гаданию на помеченных тайными знаками буковых палочках, пророчицы германцев, как и наши жрецы, наблюдают за полётом и поведением птиц и делают из этого определённые выводы для предсказания будущего. В немалой степени доверяют и предсказаниям полученных от так называемых «святых коней» и такой вид гадания встречается лишь у германцев.» (Здесь Тацит ошибается, «говорящие лошади» известны так же индусам, персам и грекам, вспомним коня героя Троянской войны, Ахилла, который предсказал ему смерть в бою от стрелы).
«В святых рощах пасут они своих святых лошадей белой масти, никогда не нагружая их никакой работой. Перед принятием важного решения король, жрец или вождь запрягают этих коней попарно в священные повозки и проводят вдоль круга общего собрания, тинга. По тому как ведут себя кони, как дышат, как ржут, как держат уши встревожены они или спокойны, жрецы предсказывают будущее.»
Отголоски этого суеверия сохранились до наших дней в виде обычая прибивать нa верх крыши стилизованные изображения конских голов (Нижняя Саксония и Вестфалия). А русское слово «конёк», как обозначение навершия крыши, ни о чём тебе не говорит, уважаемый читатель?
«Чтобы узнать как окончится тяжёлая, требующая напряжения всех сил война, германцы выставляют на единоборство своего воина и попавшего в плен врага. Каждый бъётся оружием, принятым у его народа и по исходу поединка делают вывод об исходе всей войны.
Павших в бою, как простых воинов так и вождей, сжигают на кострах из определённых пород дерева, никаких драгоценностей в огонь не бросают, но оставляют погибшему его меч, а вождю и коня. Над кострищем насыпают большой земляной холм, но не ставят никаких каменных знаков, которые тяжестью своей давили бы на обгорелые кости.
Недолго продолжается погребальный плач, ведь рыдания дело женщины, мужчине же подобает нести свою скорбь в тишине и памяти».

«Dann wird der Hügel von Helden umritten,
Von zwölfen aus allen Edelgeborenen...
Im Liede zu loben, zu lieben im Herzen,
Den werten Heerführer, wenn er dahier
Den geliehenen Leichnam verlassen muß.“
Эдда: «Песнь о Беовульфе.»


Продолжение следует


>>> все работы Владимира Эйснера здесь!






О НАШИХ БУМАЖНЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие издания наших авторов вы можете заказать в пункте меню Бумажные книги

О НАШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГАХ ЧИТАЙТЕ

Это и другие электронные издания
наших авторов вы можете бесплатно скачать в пункте меню «Эл.книги»

Наши партнеры:



      localRu - Новости израильских городов. Интервью с интересными людьми, политика, образование и культура, туризм. Израильская история человечества. Доска объявлений, досуг, гор. справка, адреса, телефоны. печатные издания, газеты.

     

      ѕоэтический альманах Ђ45-¤ параллельї

      

Hаши баннеры

Hаши друзья
Русские линки Германии Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. каталог сайтов на русском языке из Сша,Канады,Франции и других стран


  Международное сетевое литературно-культурологическое издание. Выходит с 2008 года    
© 2008-2012 "Зарубежные Задворки"